Муниципальное учреждение образования

Тумановская средняя общеобразовательная школа

Москаленского муниципального района

Омской области

РАЗРАБОТКА УРОКА

по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе

Тема : «Светлое и таинственное в рассказе

И.С. Тургенева «Бежин луг»

Разработала: Худорожкова Тамара Александровна

учитель русского языка и литературы

2008 год

Урок литературы в 7 классе.

Тема. Светлое и таинственное в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Цели урока:

  1. Формировать навыки анализа рассказа

  2. Помочь понять роль пейзажа в раскрытии и характеристике героев рассказа.

  3. Выделить средства выразительности, используемые писателем в рассказе.

  4. Воспитание чуткости, наблюдательности.

Оборудование: тексты, словари.

ХОД УРОКА.

  1. Вступительное слово учителя.

Уточним понятие слова пейзаж.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Анализируя рассказ «Бюрюк» мы рассматривали роль пейзажа как средства портретной характеристики героя. В рассказе «Бежин луг» главный вопрос – вопрос гармонии человека и окружающей природы. Понять это поможет пейзаж.

(Уточняется значение слова гармония.)

  1. Анализ текста.

Начнем с осмысления сюжета. Что такое сюжет? Какие события лежат в основе сюжета?

— Вроде бы ничем не примечательные и далеко не драматические события: охотник, он же рассказчик, случайно заблудился и был вынужден скоротать ночь вместе с несколькими мальчишками на Бкежином лугу. Откуда же в таком случае явно возникает ощущение драматизма? Ведь начинается рассказ и заканчивается описаниями, пронизанными солнцем.

(Зачитывается описание июльского дня)

— Какие чувства, ощущения вызывает этот пейзаж?

(Радость, чувство обновления, легкости)

— Но наступает вечер, за ним ночь. И то, что днем было ясно, становится иным.

( Зачитывается картина вечера и наступающей ночи)

— Какое ощущение возникает сейчас?

(Беспокойство, происходит таинственная путаница, охотник блуждает в знакомых, исхоженных местах)

— Какие изобразительные средства использует автор, чтобы передать это ощущение?

(Ощущение тревоги усиливается повторением эпитетов со значением «странности», неопределенными местоимениями и наречиями)

(Выбираются и записываются в тетрадь примеры из текста.

— Новый сюжетный поворот. Рассказчик, присмотревшись к огням, вдруг заметит людей, и центром повествования становится не мрак, а свет, пламя костра. А таинственность? Исчезнет она?

(Таинственность из мира ночной природы перейдет в мир мальчиков, в их рассказы)

— Послушаем рассказы Кости о русалках и Илюши о «нечистом месте». Обратим внимание на поведение одного из мальчиков – Павла. Вот ребята после странного рассказа вздрогнули, а как повел себя Павел и что сказал?

( Чтение двух фрагментов: «вдруг откуда ни возьмись белый голубок»…..до слов « Может быть, — проговорил он наконец»

«А вот Павлуша идёт – молвил Федя» до слов…..»своей судьбы не минуешь»)

( Павлуша наиболее смелый, трезвый и ироничный. Он допускает существование таинственных сил, однако оказывается способным шагнуть за черту привычного допустимого: « Однако воды зачерпнул». Он словно соединил в себе две стихии : мрака и света, таинственного и познаваемого)

3. Финал рассказа – картина восхода солнца.

(Зачитывается этот эпизод)

— Что рассеивает картина восхода солнца? Какими красками окрашен окружающий мир?

( Ночные страхи; бодрая, светлая, радостная картина восхода солнца)

— Чем заканчивается рассказ?

(Упоминанием о смерти Павла)

— Как в этом небольшом упоминании раскрывается автором гармония человека и окружающей природы?

4. Итог урока.

Это не только мимолетное упоминание о судьбе необыкновенного мальчика, это еще и напоминание о таинственной силе природы. О том, что жить в единстве с природой можно только уважая её.

  1. Домашнее задание.

Ответить на вопрос. «Как вы понимаете выражение «жить в единстве с природой»?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here