Петрова Ирина Анатольевна

МБОУ АСОШ№1 п.Адамовка, Оренбургская область

учитель начальных классов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 4 классе .

Тема: Литературный портрет героя в повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»( глава 15)

Цель: способствовать развитию умения к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «литературный портрет героя» при работе с главой текста, на основе технологии деятельностного метода с использованием приёмов критического мышления.

Задачи: работать над содержанием главы, используя различные приёмы критического мышления;

*развивать речь учащихся; умение работать в парах

*воспитывать нравственные качества, творческие способности ребят.

Оборудование: О.В. Кубасова Литературное чтение, УМК «Гармония» (учебник 4класс); опорная схема — кластер;портрет Н.Носова, выставка его книг ( приложение ,используемое на уроке)

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей.

Организацион-ный момент

1. Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности.

Начинается урок

Он пойдет вам дети впрок.

Постарайтесь все понять

Ну и многое узнать.

-Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.

Реакция на учителя, гостей, внимание.

Актуализация знаний

Постановка цели и задач урока

Работа по теме

2.Самоопределение к деятельности

3.Физпауза

4.Знакомство со сведениями :фразеологические обороты

-На прошлом уроке познакомились с творчеством какого писателя?

— Какое произведение читали? Главу или повесть?

— На сколько частей разделили текст?

— Как озаглавили части ? (заголовки вывешиваются на доску)

— Чьи слова? Докажите .

«Я решил циркачом стать…»

« Нужно серьёзно поговорить…»

Кто они?

-А точнее- литературные герои. (Одновременно с вопросами ,ответы фиксируются на доске)

— Вспомните любой фильм, сказку ,историю ,пересказывая ,на кого делаем упор?

— Значит ,сегодня на уроке продолжим работу ….

-Выясним ,кто является …..

— Составим портрет …

Литературный герой это- ваши предположения

На каждой парте несколько вариантов объяснения словосочетания «Литературный герой»

Определитесь и выберите определение ,которое по вашему мнению , подходит больше всего

(— персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;

-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;

— персонаж ,которого иногда называют по имени.)

— Обоснуйте свой выбор

-Вокруг кого разворачивается всё действие?

— Кто рассказывает эту историю?

-Давайте обратимся к тексту со стр.93,со слов : «…скоро пришли»…

-Это значит…

— Что это?

Готовый или нужно доработать?

— Кластер поможет нам в чём?

Давайте отдохнём, чтобы набраться сил перед творческой работой

С какого определения начнём?

Если согласны ,ставьте + и ищите доказательство в тексте

-Как закончим неполное определение?

— С названием чего перекликается?

— Можно ли сказать, что это определение является главным в « портрете» героя ?

— Что мы с вами озвучили-?

Как называется раздел, который изучаем?

— Представьте, прочитали главу, вроде и Костю охарактеризовали ,но чего – то не хватает…

— Эмоций, настроения….,которыми обладает герой.

Предлагаю вам «кота в мешке».

-Знаете ,что означает это выражение?

Существует несколько объяснений :давным – давно нечестные продавцы на базаре незаметно подменивали животных на кота, человек деньги отдавал за поросёнка ,ягнёнка, а приносил домой кота.

Есть ещё несколько версий объяснения ,можете сами с ними познакомиться .

Тот ,кто вытащит задание, будет молча ,при помощи жестов и мимики стараться выразить настроение героя .Вы угадываете Я даю подсказку — в какой части искать отрывок ,передающий эмоции героя .Вам останется только зачитать ,передавая голосом нужное настроение:

радостный (1,2 я ч.) грустный (3я ч)

удивлённый (1,2я ч) (вывешивается на доску растерянный(3я ч) к названию каждой части)

тихий (1я,2я ч) уверенный (3я ч)

-В какой из частей Шишкин «выглядит» более уверенно?

Ответы на вопросы:

-Творчество Носова Н.

— главу из повести «Витя Малеев в школе и дома»

— на 3 части

— 1-я часть :«Болезнь Шишкина»

-2-я часть : «Обман раскрыт»

— 3-я часть: «Обещание»

— Костя Шишкин

(подтверждают ответы отрывками из текста)

-Витя Малеев

— герои повести

— на главного героя

— по содержанию главы 15

— главным героем

— портрет главного героя, основные черты характера

( Дети высказывают своё мнение)

Дети зачитывают «доказательства» из текста.

— Кости Шишкина

-Витя Малеев

Дети читают небольшой отрывок

— Главный герой – Костя Шишкин

Дети высказывают предположения

— Кластер ,нужно немного доработать

Предположения детей

(охарактеризовать Костю ,пересказать текст, понять манеру поведения героя,его настроение ,чувства)

— Проводит ученица.

Работа в паре ,с опорой на текст

Дети зачитывают отрывок, подходящий для данного определения

Обещанием Шишкина ,используя местоимение «я»

— С названием одной из частей

-Он раскаивается в своём поступке и хочет стать лучше.

Портрет литературного главного героя- Кости Шишкина

— Мир театр, а люди- актёры.

Дети высказывают своё мнение

По желанию, дети выполняют задание, используя текст главы.

— В 3й части

Творческое применение и добывание знаний на основе ранее усвоенных знаний и умений

Рефлексия

Самооценивание

— Получился у нас портрет Кости Шишкина?

— Какой пословицей или поговоркой можно закончить наш разговор о Шишкине?

Постарайтесь объяснить свой выбор

-Что полезного взяли для себя на уроке?

-Кто был активным сегодня?

-Что вызвало затруднения? –Почему?

-Помогали ли вы друг другу?

— Возвращаемся к нашим улыбкам, если урок вызвал у вас такое же настроение — поставьте !

Если есть сомнения — ?

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

домашнее задание

(на выбор)

— написать синквейн;

-нарисовать Костю к каждой части главы, отображая настроение;

— пересказ понравившейся части главы.

— вспомнит героев других произведений Н.Носова

Запись д/з по выбору

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Литературный герой:

— персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;

-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие: убрать героя и теряется смысл произведения;

— персонаж ,которого иногда называют по имени.

Литературный герой:

— персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;

-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;

— персонаж ,которого иногда называют по имени.

Литературный герой:

— персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;

-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;

— персонаж ,которого иногда называют по имени.

Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы :

1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину?

А)навестить больного товарища;

Б)серьёзно поговорить с ним ;

В)предупредить о приходе одноклассников.

2)Что, по словам Шишкина ,у него болело?

А)горло и уши;

Б)руки и ноги;

В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова

3)Как называлась болезнь:

А)микстура;

Б)апендикокс;

В)ревматизм;

Г)ангина

4)слово « не утомляйте» употреблено как:

А)не уговаривайте

Б)не мучайте

В)не надоедайте

Г)

Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы :

1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину?

А)навестить больного товарища;

Б)серьёзно поговорить с ним ;

В)предупредить о приходе одноклассников.

2)Что, по словам Шишкина ,у него болело?

А)горло и уши;

Б)руки и ноги;

В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова

3)Как называлась болезнь:

А)микстура;

Б)апендикокс;

В)ревматизм;

Г)ангина

4)слово « не утомляйте» употреблено как:

А)не уговаривайте

Б)не мучайте

В)не надоедайте

Г)

Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы :

1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину?

А)навестить больного товарища;

Б)серьёзно поговорить с ним ;

В)предупредить о приходе одноклассников.

2)Что, по словам Шишкина ,у него болело?

А)горло и уши;

Б)руки и ноги;

В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова

3)Как называлась болезнь:

А)микстура;

Б)апендикокс;

В)ревматизм;

Г)ангина

4)слово « не утомляйте» употреблено как:

А)не уговаривайте

Б)не мучайте

В)не надоедайте

Г)

РАДОСТНЫЙ

УДИВЛЁННЫЙ

ТИХИЙ

ГРУСТНЫЙ

РАСТЕРЯННЫЙ

уверенный

Выпускник начальной школы.

Мечтатель. Его мечта быть циркачом.

Учится плохо, но есть желание исправиться

.

КОСТЯ ШИШКИН

Обманывает ребят.

Обещание:

Я …

Я….

Я…..

Я…..

Пропускает уроки.

Есть настоящий друг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here