Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ (1818-1883 гг.) Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника». «Бирюк». Сущность конфликта и его роль в раскрытии характеров персонажей. Особенности повествования.

Цель: познакомить уч-ся с жизнью и творчеством И.С.Тургенева, с историей создания «Записок охотника»; расширять кругозор уч-ся; формировать умение анализировать текст прозаического произведения; развивать речь уч-ся; воспитывать литературный вкус, любовь к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.

ЛИЧНОСТНЫЕ: целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

Оборудование: записи на доске, портрет писателя, выставка книг.

Эпиграф: Что можно сказать… о произведениях Тургенева? — что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чув­ствуется.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Ход урока.

  1. Приветствие. Позитивный настрой учащихся на работу.

  2. Актуализация знаний учащихся

— Вспомните, что вам известно об И.С.Тургеневе.

— Какие произведения этого писателя вы читали?

  1. Определение темы и цели урока.

  2. Слово учителя. Сообщения уч-ся. Работа с презентацией и видеофильмом

Жизнь И. С. Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во времена парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху теле­графа и телефона.

Более полувека Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение всего этого времени стремился воплотить в надлежащие типы и образы — образ и давление времени».

А «давление времени» определялось крепостнической действитель­ностью и борьбой прогрессивной части общества.

Круг друзей Тургенева — Грановский, Станкевич, Бакунин, Герцен и, пре­жде всего ,Белинский (отец и командир).

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я вознена­видел. Враг этот был — крепостное право» (И. С. Тургенев).

Сборник «Записки охотника» — 1847—1851 гг. В чем новизна этого сбор­ника?

  1. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.

  2. Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и вол­нующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

  3. Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.

Меняются исторические условия. Крымская война 1853—1856 гг. по­казала бессилие николаевского режима и отсталость крепостнической Рос­сии. В стране обнаруживается почти всеобщее недовольство. Новый царь Александр II решается отменить крепостное право, чтобы избежать ре­волюции.

В 1861 году — год отмены крепостного права — Тургенев пишет свой лучший роман «Отцы и дети». Творчество Тургенева в 70-е годы становится всемирно известным.

Последние двадцать лет жизни Тургенев провел в Германии и Фран­ции, он сделал очень много для сближения русской и западно-европейской культуры

Последние произведения Тургенева — стихотворения в прозе (1877— 1882 гг.). О любви к родине, о вере в ее светлое будущее говорит стихотворе­ние «Русский язык».

3. Комментированное чтение рассказа «Бирюк». Исследование текста

Вопросы. Отметим художественные особенности рассказа. Какова роль пеёзажа?

1. Пейзаж. Художественные средства.

а) Гроза надвигалась — метафора, олицетворение.

б) Огромная лиловая туча — что это? — простые прилага­тельные, но в них умение увидеть цвет.

в) Надо мною и мне навстречу неслись длинные, длинные серые облака.

г) Ракиты тревожно шевелились и лепетали.

2. Из грозы появляется мужик. Лесник — леший. Когда мы увидим лесника? В свете молний. Избушку тоже увидел при свете молнии. Чего ожидаешь от такого начала? Чего-то фанта­стического, особенно после Гоголя. (Вспомните роль цвета- света в «Страшной мести»). А что мы видим? Убожество, бед­ность.

Заранее подготовленный ученик прочитает или перескажет описание избы.

3. Даем понятие конфликта.

Конфликт столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действия. Разрешение конфликта ведет к развязке.(Запись в тетради по теории)

Между какими героями возникает конфликт? ( Между Би­рюком и мужиком, воровавшим лес.)

Вглядимся в участников конфликта.

4. Бирюк.

а) Отношение к Бирюку.

б) Почему его так называют?

в) Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? Его должность и понимание того, что крестьяне, от кото­рых он охраняет лес, — воры и враги.

  1. Мужик. Найдите описание его внешности. Чем вызвана его озлобленность, его угрозы, ненависть к Бирюку? Отчаянием.

  2. Итак, какая же ситуация возникла в этом рассказе? ( Есть закон: нельзя присваивать себе чужого, того, что тебе не принад­лежит).

Кто из героев рассказа выполняет этот закон? (Только Бирюк, а мужик ворует лес).

— А авторская позиция? Автор жалеет мужика и готов заплатить деньги, чтоб только Бирюк отпустил его.)

— Почему?

-Разве автор не понимает, что Бирюк прав? (Пони­мает, но выполнить этот закон невозможно, иначе погибнет от голода семья, дети. Нет выхода. Эту безысходность провоцирует крепостное право. Нет возможности работать, найти заработок, потому что крестьянин — крепостной).

— Чем же кончается рассказ? ( Бирюк тоже не может не пожа­леть этого жалкого озлобленного человека. Он сам нарушает свой жизненный закон и отпускает вора.)

— Кто же из героев стоит на наиболее высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк? В чем смысл названия рас­сказа?

7. Рефлексия

— Составьте синквейн к слову

Бирюк

замкнутый, угрюмый

работает, наказывает, помогает

нарушает свой жизненный закон, отпуская вора

Человек

Домашнее задание: ответить на вопросы учебника. В чём смысл рассказа?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here