Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ (1818-1883 гг.) Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника». «Бирюк». Сущность конфликта и его роль в раскрытии характеров персонажей. Особенности повествования.
Цель: познакомить уч-ся с жизнью и творчеством И.С.Тургенева, с историей создания «Записок охотника»; расширять кругозор уч-ся; формировать умение анализировать текст прозаического произведения; развивать речь уч-ся; воспитывать литературный вкус, любовь к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ: определение принадлежности произведения к одному из литературных родов и жанров.
ЛИЧНОСТНЫЕ: целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности
Оборудование: записи на доске, портрет писателя, выставка книг.
Эпиграф: Что можно сказать… о произведениях Тургенева? — что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Ход урока.
-
Приветствие. Позитивный настрой учащихся на работу.
-
Актуализация знаний учащихся
— Вспомните, что вам известно об И.С.Тургеневе.
— Какие произведения этого писателя вы читали?
-
Определение темы и цели урока.
-
Слово учителя. Сообщения уч-ся. Работа с презентацией и видеофильмом
Жизнь И. С. Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во времена парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телеграфа и телефона.
Более полувека Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение всего этого времени стремился воплотить в надлежащие типы и образы — образ и давление времени».
А «давление времени» определялось крепостнической действительностью и борьбой прогрессивной части общества.
Круг друзей Тургенева — Грановский, Станкевич, Бакунин, Герцен и, прежде всего ,Белинский (отец и командир).
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был — крепостное право» (И. С. Тургенев).
Сборник «Записки охотника» — 1847—1851 гг. В чем новизна этого сборника?
-
Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.
-
Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
-
Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.
Меняются исторические условия. Крымская война 1853—1856 гг. показала бессилие николаевского режима и отсталость крепостнической России. В стране обнаруживается почти всеобщее недовольство. Новый царь Александр II решается отменить крепостное право, чтобы избежать революции.
В 1861 году — год отмены крепостного права — Тургенев пишет свой лучший роман «Отцы и дети». Творчество Тургенева в 70-е годы становится всемирно известным.
Последние двадцать лет жизни Тургенев провел в Германии и Франции, он сделал очень много для сближения русской и западно-европейской культуры
Последние произведения Тургенева — стихотворения в прозе (1877— 1882 гг.). О любви к родине, о вере в ее светлое будущее говорит стихотворение «Русский язык».
3. Комментированное чтение рассказа «Бирюк». Исследование текста
Вопросы. Отметим художественные особенности рассказа. Какова роль пеёзажа?
1. Пейзаж. Художественные средства.
а) Гроза надвигалась — метафора, олицетворение.
б) Огромная лиловая туча — что это? — простые прилагательные, но в них умение увидеть цвет.
в) Надо мною и мне навстречу неслись длинные, длинные серые облака.
г) Ракиты тревожно шевелились и лепетали.
2. Из грозы появляется мужик. Лесник — леший. Когда мы увидим лесника? В свете молний. Избушку тоже увидел при свете молнии. Чего ожидаешь от такого начала? Чего-то фантастического, особенно после Гоголя. (Вспомните роль цвета- света в «Страшной мести»). А что мы видим? Убожество, бедность.
Заранее подготовленный ученик прочитает или перескажет описание избы.
3. Даем понятие конфликта.
Конфликт — столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действия. Разрешение конфликта ведет к развязке.(Запись в тетради по теории)
Между какими героями возникает конфликт? ( Между Бирюком и мужиком, воровавшим лес.)
Вглядимся в участников конфликта.
4. Бирюк.
а) Отношение к Бирюку.
б) Почему его так называют?
в) Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? Его должность и понимание того, что крестьяне, от которых он охраняет лес, — воры и враги.
-
Мужик. Найдите описание его внешности. Чем вызвана его озлобленность, его угрозы, ненависть к Бирюку? Отчаянием.
-
Итак, какая же ситуация возникла в этом рассказе? ( Есть закон: нельзя присваивать себе чужого, того, что тебе не принадлежит).
— Кто из героев рассказа выполняет этот закон? (Только Бирюк, а мужик ворует лес).
— А авторская позиция? Автор жалеет мужика и готов заплатить деньги, чтоб только Бирюк отпустил его.)
— Почему?
-Разве автор не понимает, что Бирюк прав? (Понимает, но выполнить этот закон невозможно, иначе погибнет от голода семья, дети. Нет выхода. Эту безысходность провоцирует крепостное право. Нет возможности работать, найти заработок, потому что крестьянин — крепостной).
— Чем же кончается рассказ? ( Бирюк тоже не может не пожалеть этого жалкого озлобленного человека. Он сам нарушает свой жизненный закон и отпускает вора.)
— Кто же из героев стоит на наиболее высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк? В чем смысл названия рассказа?
7. Рефлексия
— Составьте синквейн к слову
Бирюк
замкнутый, угрюмый
работает, наказывает, помогает
нарушает свой жизненный закон, отпуская вора
Человек
Домашнее задание: ответить на вопросы учебника. В чём смысл рассказа?