Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 104

Ворошиловского района города Ростова-на-Дону

Тесты для 9 класса по теме «Творчество А. С. Пушкина»

подготовила Смирнова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы



г. Ростов-на-Дону

2012

Тест по теме «Творчество А. С. Пушкина»

9 класс

I вариант

  1. Что называется лирикой?

  1. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого.

  2. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя.

  3. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включённые в произведение.

  4. Род литературы, в котором до предела устраняется личность автора, а повествование идёт о событиях, предполагаемых в прошлом.

  1. Поэзия А. С. Пушкина многогранна и глубока. Соотнесите указанные произведения и темы лирики.

  1. «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836), «Из Пиндемонти» (1836), «Пора, мой друг, пора…» (1836).

  2. «Элегия» (1816), «К Чаадаеву» (1818), «Я пережил свои желанья…» (1821), «Бывало, в сладком ослепленье…» (1823), «Если жизнь тебя обманет…» (1825), «Три ключа» (1827), «Дар напрасный, дар случайный» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Кавказ» (1829), «Бесы» (1830).

  3. «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828).

  4. «Погасло дневное светило…» (1820), «Я пережил свои желанья…» (1821), «Храни меня, мой талисман…» (1825), «К***» («Я помню чудное мгновенье…», 1825), «Сожжённое письмо» (1825), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829).

  5. «19 октября» (1825), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827), «Чем чаще празднует Лицей…» (1830), послания И. И. Пущину, Дельвигу.

тема дружбы

тема поэта и поэзии

философская лирика

вольнолюбивая лирика

любовная лирика

  1. К кому обращался А. С. Пушкин с восклицанием?

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

  1. Батюшкову

  2. Пущину

  3. Дельвигу

  4. Чаадаеву

  5. Юдину

  1. Что присвоило «себе насильственной лозой» «Барство дикое, без чувства, без Закона»? («Деревня», 1819)

  1. «И труд, и собственность, и время земледельца».

  2. «Дворовые толпы измученных рабов».

  3. «Роскошные пиры, забавы, заблужденья».

  4. «На влажных берегах бродящие стада».

  1. С чьим именем связано появление стихотворения «Храни меня, мой талисман» и элегии «Сожжённое письмо»?

  1. Е. К. Воронцовой

  2. Е. Н. Раевской

  3. А. П. Керн

  4. Н. Н. Гончаровой

  1. В каком произведении А. С. Пушкин даёт наставления поэту?

<…> не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

  1. «Поэту»

  2. «Поэт»

  3. «Поэт и толпа»

  4. «Эхо»

  5. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

  1. Какие произведения А. С. Пушкина являются драматическими?

  1. «Песнь о вещем Олеге»

  2. «Полтава»

  3. «Капитанская дочка»

  4. «Евгений Онегин»

  5. «Скупой рыцарь»

  6. «Каменный гость»

  7. «Пир во время чумы»

  8. «Моцарт и Сальери»

  1. Из скольких частей состоит произведение «Моцарт и Сальери»?

  1. Из одной

  2. Из двух

  3. Из трёх

  4. Из четырёх

  1. Как называются эти части?

  1. Действие

  2. Явление

  3. Сцена

  4. Акт

  1. Кто «отверг рано праздные забавы», «ремесло поставил подножием искусству», «поверил алгеброй гармонию»?

  1. Сальери

  2. Моцарт

  3. Лист

  4. Бетховен

  5. Берлиоз

  1. Кому принадлежат слова: «Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство — две вещи несовместные»?

  1. Сальери

  2. Бомарше

  3. Моцарту

  4. Слепому скрипачу

  1. А. С. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин»

  1. 1800-1823 гг.

  2. 1823-1830 гг.

  3. 1830-1837 гг.

  1. Что такое кульминация?

  1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

  2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.

  3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.

  1. Кульминацией романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является

  1. дуэль Онегина и Ленского.

  2. объяснение Татьяны в любви Онегину.

  3. бал в доме Лариных.

  4. объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя.

  1. О ком справедливо замечает А. Герцен: «…умная ненужность». «Он никогда не становится на сторону правительства … и никогда не способен встать на сторону народа»?

  1. Ленский

  2. Онегин

  3. А. Пушкин

  4. Д. Ларин

  1. К какому средству художественной выразительности прибегает А. С. Пушкин, говоря о несходстве Онегина и Ленского?

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

  1. Анафора

  2. Гипербола

  3. Антитеза

  4. Каламбур

  5. Литота

  1. Кому из деятелей литературы принадлежат следующие характеристики:

  1. «Онегин – это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из неё».

  2. «Страдающий эгоист», «эгоист поневоле».

  3. «Рад заметить разность между Онегиным и мной».

А. С. Пушкин

В. Г. Белинский

А. И. Герцен

Н. А. Добролюбов

В. И. Ленин

Н. Г. Чернышевский

  1. Кто назвал роман «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением Пушкина»?

  1. В. Г. Белинский

  2. А. И. Герцен

  3. М. Ю. Лермонтов

  4. Н. В. Гоголь

  5. Л. Н. Толстой

Тест по теме «Творчество А. С. Пушкина»

9 класс

II вариант

  1. Что называется лирикой?

  1. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого.

  2. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя.

  3. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включённые в произведение.

  4. Род литературы, в котором до предела устраняется личность автора, а повествование идёт о событиях, предполагаемых в прошлом.

  1. Какова ведущая тема лирики А. С. Пушкина?

  1. Тема любви

  2. Тема дружбы

  3. Тема одиночества

  4. Тема поэта и поэзии

  5. Тема свободы

  6. Философская тема

  1. Из какого произведения этот отрывок?

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье;

Где всем простерт их твёрдый щит,

Где сжатый верными руками

Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит

И преступленье свысока

Сражает праведным размахом;

Где не подкупна их рука

Ни алчной скупостью, ни страхом.

Владыки! вам венец и трон

Даёт Закон – а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

  1. «Я пережил свои желанья…»

  2. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

  3. «Вольность»

  4. «Деревня»

  5. «Узник»

  1. Чей глас «воззвал»:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»? («Пророк», 1826)

  1. Шестикрылого серафима

  2. Бога

  3. Беса

  4. Героя

  5. Воеводы

  6. Рифмы

  7. Друга

  1. К кому обращено стихотворение?

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

  1. Е. К. Воронцовой

  2. Е. Н. Раевской

  3. А. П. Керн

  4. Н. Н. Гончаровой

  1. Найдите соответствие.

  1. Драматургический жанр, характеризующийся серьёзностью и напряжённостью конфликта между действующими лицами.

  2. Драматургический жанр, в основе которого лежит конфликт, заключающийся в несоответствии между внешним проявлением и сущностью изображаемого.

  3. Драматургический жанр, который строится на изначально неразрешимом конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя.

комедия

драма

трагедия

  1. «Западный мир» у Пушкина дан в историческом развитии. Соотнесите указанные произведения и «узловые этапы» западноевропейской цивилизации.

  1. «Каменный гость»

  2. «Скупой рыцарь»

  3. «Моцарт и Сальери»

позднее Средневековье

Возрождение

Просвещение

  1. Определите жанр произведения А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

  1. Стихотворение

  2. Рассказ

  3. Драма

  4. Комедия

  5. Поэма

  6. Трагедия

  7. Баллада

  8. Повесть

  1. Кто «отверг рано праздные забавы», «ремесло поставил подножием искусству», «поверил алгеброй гармонию»?

  1. Сальери

  2. Моцарт

  3. Лист

  4. Бетховен

  5. Берлиоз

  1. Где обедали Моцарт и Сальери?

  1. В ресторане

  2. В кафе

  3. В трактире

  4. В харчевне

  1. Сколько лет Сальери носил с собой яд, «последний дар Изоры», «заветный дар любви»?

  1. 1 год

  2. 13 лет

  3. 18 лет

  4. 20 лет

  1. Кому принадлежат слова: «Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство — две вещи несовместные»?

  1. Сальери

  2. Бомарше

  3. Моцарту

  4. Слепому скрипачу

  1. Укажите временные границы действия, происходящего в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

  1. 1812-1824 гг.

  2. 1819-1825 гг.

  3. 1825-1835 гг.

  4. 1837-1840 гг.

  1. Что такое онегинская строфа?

  1. Строфа из 14 строк 4-стопного ямба, расположенных по схеме: три четверостишия (перекрёстной рифмовки, смежной, охватной) и заключительное двустишие.

  2. Строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.

  3. Стихотворение из 14-ти стихов, построенное по схеме: два четверостишия и два трёхстишия.

  1. Определите, кому из героев романа «Евгений Онегин» соответствуют эти характеристики.

  1. «Молодой повеса», «умён и очень мил», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», «рано мог лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, являться гордым и послушным, внимательным иль равнодушным», «как женщин, он оставил книги», «ярём он барщины старинной оброком лёгким заменил», «рано чувства в нём остыли; ему наскучил света шум», «русская хандра им овладела понемногу».

  2. «Дика, печальна, молчалива», «ей рано нравились романы», «душа ждала кого-нибудь», «она в семье своей родной казалась девочкой чужой», «часто целый день одна сидела молча у окна», «русская душою», «волненье света ненавидит», «беспечной прелестью мила», «равнодушная княгиня», «неприступная богиня».

  3. «Она цвела, как ландыш потаенный», «кругла, красна лицом», «всегда скромна, всегда послушна… весела… мила», «кокетка, ветреный ребёнок», «любой роман возьмите и найдёте верно её портрет».

  4. «Он с лирой странствовал на свете», «поклонник славы и свободы», «он сердцем милый был невежда», «цель жизни для него была заманчивой загадкой», «богат, хорош собою».

  5. «Он был простой и добрый барин».

Татьяна

Онегин

Ольга

Д. Ларин

Ленский

  1. Определите героев романа по их кругу чтения.

  1. «При свечке Шиллера открыл». «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

  2. «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита».

  3. «Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисона она Ловласу предпочла».

  4. «В книгах не видал вреда; он, не читая никогда, их почитал пустой игрушкой».

  5. «Страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей». «Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо».

Онегин

Д. Ларин

Татьяна

Ленский

мать Ольги и Татьяны

  1. Природа, изображённая в романе «Евгений Онегин», связана с душевными переживаниями героев. Определите, кому из героев соответствуют описания природы.

  1. «Деревня, где скучал <…>, была прекрасный уголок».

  2. «Но вот уж лунного луча сиянье гаснет».

  3. «Дохнула буря, цвет прекрасный увял на утренней заре, потух огонь на алтаре!».

Ленский

Татьяна

Онегин

  1. «В лице» кого, по словам В. Г. Белинского, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» «изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его!»?

  1. Онегина, Татьяны

  2. Ленского, Ольги

  3. Татьяны, Ольги

  4. Онегина, Ленского

  5. Онегина, Ленского, Татьяны

Использованная литература

  1. Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б., Колокольцев Е. Н. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях «Литература. 9 класс». – М.: Дрофа, 2009.

  3. И. М. Михайлова. Учебно-методическое пособие для учителя «Литература: Тесты. 9-11 классы». — М.: Дрофа. 1998.

  4. Книга для учащихся «Литература. Справочные материалы» под общей редакцией С. В. Тураева. – М.: Просвещение, 1988.

  5. Трёхтомное издание сочинений А. С. Пушкина, подготовленное совместно с Институтом мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР. – М.: «Художественная литература», 1985.

  6. В. Г. Белинский. Избранные статьи. – М.: «Детская литература», 1980.

Ответы к тестам по теме «Творчество А. С. Пушкина»

9 класс

I вариант

II вариант

2

2

  1. Тема поэта и поэзии.

  2. Философская лирика.

  3. Вольнолюбивая лирика.

  4. Любовная лирика.

  5. Тема дружбы.

5

4

3

1

2

1

3

1

  1. Драма.

  2. Комедия.

  3. Трагедия.

5,6,7,8

  1. Возрождение.

  2. Позднее Средневековье.

  3. Просвещение.

2

6

3

1

1

3

3

3

2

3

1

1

4

1

2

  1. Онегин.

  2. Татьяна.

  3. Ольга.

  4. Ленский.

  5. Д. Ларин.

3

  1. Ленский.

  2. Онегин.

  3. Мать Ольги и Татьяны.

  4. Д. Ларин.

  5. Татьяна.

  1. А. И. Герцен.

  2. В. Г. Белинский.

  3. А. С. Пушкин.

  1. Онегин.

  2. Татьяна.

  3. Ленский.

1

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here