МБОУ «СОШ № 8»

Урок литературного чтения

УМК «Школа России» в 3 классе

Тема: Л.Н.Толстой. Лев и собачка

Провела учитель начальных классов

Артюкова М.В.

Г.Новочебоксарск 2013

Тема: Л.Н.Толстой. «Лев и собачка.»

Цель урока: определить качества настоящих друзей на примере отношений льва и собачки.

Задачи: — познакомить с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»;

— формировать навык анализа произведения; расширять словарный запас;

— воспитывать позицию гуманного человека.

Оборудование: диск с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»; музыкальный центр; учебник; портрет писателя; компьютерная презентация к уроку, мультимедийный проектор; компьютер; аудиозапись песенки.

ХОД УРОКА.

I. Актуализация знаний. СЛАЙД. (Фронтальный опрос.)

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. Предлагаю вспомнить, что нам уже известно.

1)- О ком эти строки? СЛАЙ. «Он родился 9 сен.1828 г. в имении Ясная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. В 1872г. Создал учебник «Азбука». В 1895 г. Открыл школу для крестьянских детей».

2)- Что еще нам известно о великом русском писателе Л.Н.Толстом?

3) – Из какого произведения эти строки? «Но мальчик раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели на него». СЛАЙД.

4) — Можно ли назвать поступок мальчика смелым?

5) – Какой совет вы бы дали мальчику, герою этого рассказа?

II. Изучение новой темы. СЛАЙД.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным произведением великом русском писателя Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

-Откройте учеб. на стр. 160. Л.Н.Толстой обозначил свое произведение как быль. Как вы понимаете это слово? (то, что было раньше.)

— Действительно, эта история произошла очень давно, более 100 лет назад в столице Англии, в городе Лондоне. На стр. 161 вы видите иллюстрацию к этому произведению.

-Что вы знаете о львах?

-Что вы можете рассказать об этой собачке? СЛАЙД.

III. Физпауза. Я сегодня сбилась с ног

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

В это утро

Очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнатам ходить,

Прыгать,

Лаять,

Всех будить.

Он увидел одеяло —

Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул —

С мёдом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,

На пол с лестницы упал,

В клей залез передней лапой,

Еле вылез

И пропал…

IV. Постановка проблемы урока.

-Какую проблему мы будем изучать сегодня на уроке?

(Почему такие разные животные оказались вместе?)

  1. – Постарайтесь определить, какие чувства вызывает эта история у вас?

Первичное восприятие текста по аудиозаписи с диска.

  1. Беседа по вопросам.

— Что вы почувствовали?

– Какой эпизод вас особенно взволновал? Почему?

3). Словарная работа. СЛАЙД.

  • смот-рень-е — смотренье

  • со-ба-чон-ка — собачонка

  • съе-день-е — съеденье

  • по-во-ра-чи-вал — поворачивал

  • о-ще-ти-нил-ся — ощетинился

— Дома вы определяли значение новых слов по словарю. СЛАЙД.

Засов, подле, зверинец, барин.

4). Чтение текста учениками по абзацам и анализ произведения. СЛАЙД.

— Сейчас мы прочитаем с вами быль и постараемся определить: «Что связывало льва и собачку в этой истории?» Для этого мы запишем на доске качества наших героев.

Чтение 1 части. — Что мы узнали из начала истории о наших героях?

чтение 2 части. – Что нового мы узнали о собачке? Ольве? О чем это говорит?

Чтение 3 части. – Что удивило вас в этом отрывке?

Чтение 4 части. – Почему лев так поступил? О каком качестве это говорит?

Чтение 5 части. – Как лев вел себя после смерти собачки?

Чтение 6 части. – О чем рассказал нам этот отрывок?

Вывод: — Почему они оказались вместе?

— Что им помогло подружиться?

— Какие качества вам помогают быть верными друзьями? .

V. Музыкальная физпауза под песню друзей из мультфильма «Большой секрет. ». СЛАЙД.

VI. Работа в группах.

Составить и записать синквейм на тему «Друзья». (5 мин.). После выполнения выслушать каждую группу. Оценить работу каждой группы. СЛАЙД.

Вывод: — Какие качества вам помогли справиться с этим заданием?

VI. Рефлексия.

— Кому было интересно на уроке?

— Кому было трудно на уроке?

VII. Итог урока. . СЛАЙД.

— Какие качества настоящего друга мы выявили на уроке?

— Какое качество вам бы хотелось перенять у героев были?

VII. Дом. задание. Записать сочинение на тему «Мой друг.»

IX. Оценка за работу на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here