Урок-игра
«Путешествие в сказочный мир»
5 класс.
Программа Т.Ф.Курдюмовой.
Разработала Бобровская М.В., учитель русского языка и литературы МОУ ООШ п. свх. Песковатский
Цели урока: — обобщить и систематизировать полученные зна-
ния по теме: «Русские народные сказки»;
— обучение связной речи;
— развитие образного мышления;
— воспитывать «чувства добрые».
Оборудование: сборники народных сказок, иллюстрации к
сказкам.
Ход урока:
-
Вступительное слово учителя.
О чём-то скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица…
Тихонько скрипят половицы-
К нам сказка в гости идет.
Сегодня мы в гостях у кота Баюна.
-Как вы можете объяснить имя этого сказочного персонажа? (Баюн – от баять, рассказывать; бахарь – рассказчик сказок.)
Ребята, мы с вами на протяжении уже многих уроков живём в удивительном мире сказок, а сегодня мы совершим большое путешествие по Сказочному миру. Я думаю, что все, кто присутствует на этом уроке, не уступят коту Баюну в знании сказок и умении их рассказывать. Сказки приходят к нам в раннем детстве, когда мы ещё не умеем сами читать, да и повзрослев, человек никак не хочет расставаться с этим волшебным миром.
А чтобы мы могли отправиться в наше путешествие, я взмахну… волшебной палочкой. Ну какая сказка без волшебства?
Что-то не получается…
Как же передвигаться по сказке?
Давайте решим ТРАНСПОРТНЫЙ ВОПРОС.
2. Вспомните, как передвигались известные вам сказочные герои.
Баба – Яга – метла, и т.п.
(дети перечисляют способы передвижения героев: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы… )
Что ж, ребята, транспортный вопрос мы с вами решили и смело можем отправляться в путешествие, а передвигаться мы будем по определённому маршруту, будем встречаться с жителями сказочной страны, добрыми и злыми. Итак, в путь, по взмаху волшебной палочки.
-
И первый на нашем пути – НЕЗНАЙКА. Он очень мало знает о сказках. Давайте поможем Незнайке, ребята?
(учащиеся отвечают на вопросы)
-
Ой, ребята, посмотрите, перегородила нам путь злая Баба- Яга, чего же она хочет?
(дети отвечают на вопросы Бабы-Яги)
Примеры зачинов: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «В стародавние годы в некоем царстве,не в нашем государстве…», «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был…»
Примеры концовок: «На том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Погостили они, попировали и поехали в свое царство, приехали и стали жить-поживать да медок попивать», «Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи», «У них теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке венец»..
-
А теперь вновь вернёмся на наш маршрут. Уже довольно далеко продвинулись мы по стране Сказок, но чует моё сердце: ждёт нас что-то страшное…
(Появление Кощея)
Ребята, посмотрите, какое трудное задание приготовил вам Кощей Бессмертный, но, я уверена, вы справитесь, и мы с вами победим Кощея.
(ученики выполняют письменное задание в тетради)
Подобрать постоянные эпитеты словам:
Дороженька — столбовая
Девица — красная
Молодец — добрый
Море — синее
Поле — чистое
Тучи — чёрные
Лес — дремучий
Луга — зелёные
А чтобы совсем нам Кощея победить, давайте вспомним: как его можно было одолеть в сказке?
(дуб – сундук – заяц – утка – яйцо – игла)
Ну вот и победили мы Кощея…
-
Ребята, посмотрите, мы не только с вами Кощея победили, но и освободили из плена Прекрасную Принцессу. Смотрите, она вам какие-то картинки показывает.
(учащиеся угадывают, к какой сказке нарисованы иллюстрации)
-
Ребята, а чтобы узнать, кто ещё спрятался на нашем пути, отгадайте-ка загадку.
Он весёлый и задорный,
Деревянный мальчуган,
Вместо школы почему-то
Убегает в балаган.
Конечно, это БУРАТИНО. Он живёт в своей любимой сказке о золотом ключике. Ребята, а у вас есть любимые сказки? А почему любимые?
Приготовить пересказ эпизода из любимой сказки. ( Это было домашнее задание)
8. Что такое сюжет?
Расположите эпизоды к сказке «Царевна-лягушка» в нужной последовательности и запишите:
-
Как сватались царевичи.
-
Приказ царя выткать ковёр.
-
Приказ испечь каравай хлеба.
-
Пир.
-
Встреча Ивана-царевича: а) с зайцем,
б)с щукой, в) с медведем, г) с селезнем,
д) со стариком, е) с Бабой Ягой
9. Итоги урока:
— сказка народная : отличительные особенности;
— а кто из героев сегодняшнего урока – житель только литературной сказки?
( появляются Буратино и Незнайка)
— законы сказки
Самый главный закон сказки: ДОБРО всегда побеждает ЗЛО.
Пусть так будет не только в сказке, но и в жизни каждого из нас.