Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы: Урок- литературная игра по роману М.Булгакова
«Мастер и Маргарита» (11 класс)
Автор: Горожанкина Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Место выполнения работы: г.Самара
Цель: обобщить материал после изучения произведения:
–фактология романа
— проблематика романа
-идейно-художественное своеобразие
-характеристика образной системы
Участники: две команды по 6 человек, выбирают себе название.
Каждый участник команды обязательно должен лично отвечать в каком-либо одном конкурсе.
Секретариат: проверяет письменные работы, ведет учет индивидуальных ответов, выдает «ордена».
Оценивание: каждый участник команды имеет возможность за игру получить две оценки: одна за его личный ответ, другая в случае выигрыша всей команды. За каждый правильный ответ «орден». «Ордена» складываются в копилку команды.
Обязательное условие: отвечающие в конкурсах не должны повторяться.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, две презентации «М.Булгаков», «Игра по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», кинофрагмент фильма Бортко
(Презентация «М.Булгаков»)
Слово учителя (на фоне сменяющихся слайдов»)
(Читается отрывок из романа)
« — О чем роман?- спросил Воланд.
-Роман о Понтии Пилате.
Тут опять запрыгали языки пламени, задребезжала посуда, Воланд рассмеялся громовым образом, но никого не испугал. …
-О чем, о чем? О ком?- заговорил Воланд, перестав смеяться. –Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?»
Действительно, ОН не мог найти другой темы!
О чем же Закатный роман самого Михаила Афанасьевича Булгакова?
МИР-ЧЕЛОВЕК-ИСТИНА, но за этой кажущейся простотой в своем романе –завещании, в романе отчаяния и надежды, в своем «Евангелии» Булгаков поднимает глубокие нравственные и философские вопросы. За пестротой фантасмагорических и сатирических сцен, буффонадой и иронией, за реалиями быта начала 30-х годов XX века ясно просматривается общечеловеческая проблематика.
МИР, в котором вечная борьба сил созидания и разложения, избравших полем битвы умы и души людей.
И ИСТИНА, вечная и непреходящая для всех и всегда!
Воланд и его компания, помогают людям разных эпох встретиться и понять друг друга и самих себя. А роман Михаила Афанасьевича помогает нам заглянуть в самих себя.
Итак, «За мной , мой читатель!». Перелистаем еще раз «книгу на все времена» бессмертного великого Мастера, ведь «рукописи не горят!».
1. Конкурс «Пора! Пора!»
Знание фактологии романа.
Презентация « Игра по роману»
Вопросы (высвечиваются в презентации) по порядку каждому участнику. По 1 «ордену» за правильные ответы. Если ответа нет, то ход переходит к противнику.
-
Назовите знаменитое место в Москве, где происходит завязка действия в романе М.Булгакова? (Патриаршии пруды).
-
Что требовали зрители на сеансе в Варьете и в конце концов получили? (Разоблачений).
-
Как известно, москвичей испортил «квартирный вопрос». Кто претендовал на жилплощадь Мастера? ( Алоизий Могарыч).
-
Подскажите точный адрес того места, где проходил знаменитый бал у Сатаны. (ул. Садовая дом №302-бис кв.50)
-
Как звали знаменитого дирижера на балу у Воланда? (Штраус)
-
За что наказан Понтий Пилат? (за трусость)
-
Чего боялась Банга, собака прокуратора Понтия Пилата ? (грозы)
-
Сувенирчик, подаренный Воландом Маргарите и «приватизированный» незабвенной «чумой» Аннушкой? ( Золотая подкова с бриллиантами).
-
Вид одежды, который не полагается носить котам? ( Штаны)
-
Настоящее имя Ивана Бездомного? (Понырев)
-
Что теряет Иван Бездомный после купания в Москве-реке? (членский билет МАССОЛИТА).
-
Последнее слово, с которым умирает Иуда из Кириафа? (Низа..).
2.Конкурс «Извлечение.. истины»»
Вопросы, помогающие определить идейно-художественное своеобразие романа
Для «Тестов» по 1 человеку, садятся за столы, вопросы написаны, обводят правильный ответ.
Команда решает «проблемный вопрос»: в ходе жеребьевки команде достается 1 вопрос для обсуждения (3 минуты), затем отвечает один представитель от команды. Вопросы высвечиваются в Презентации.
После сдачи тестов обсуждение проблемных вопросов.
Проблемные вопросы.
1. Один из исследователей романа Булгакова считает, что структурным стержнем «древних» глав является тема виновности Пилата, «Пилатов грех». Решение предать смерти Иешуа приводит Пилата к «ужасному» разладу, внутреннему конфликту. Что это за разлад и какова одна из проблем романа, связанная с ним?
2. Чем отличается от остальных гостей Воланда Фрида? Почему именно она прощена, в чем ее «сходство» с Пилатом и какова проблематика романа, связанная с ее образом?
Оценивание: по 5 «орденов».
3.Тесты.
Позволяют оценить глубину постижения произведения. Каждый вопрос содержит три ответа, оцениваемые определенным количеством баллов: (0)- неверный ответ либо очень примитивный;
(1)- формально правильный ответ, но неполный или нет содержащий необходимой глубины понимания текста;
(2)- правильный ответ, отличающийся глубиной и точностью.
Секретариат проверяет правильность ответов, выдает соответствующее количество «орденов».
1.В чем вы видите основную проблематику романа?
А) в проблеме выбора и нравственной ответственности человека (2)
Б) в проблеме соотношения добра и зла (1)
В) в проблеме жизни и смерти (0)
2.Каков смысл эпиграфа?
А)Добро и зло неразделимы: и то, и другое служит справедливости (2)
Б)Не делай людям добра- не получишь зла (0)
В)Эпиграф выражает внутреннюю противоречивость «князя тьмы» (1)
3)Зачем в романе необходимы «ершалаимские главы»?
А)Это главы романа, написанного Мастером (0)
Б)Чтобы показать, что такое добро (1)
В) Чтобы показать, как подлинное добро способно злого человека превратить в доброго (2)
4)Как связаны «московские» и «ершалаимские» главы?
А) Главы контрастно противопоставлены (0)
Б)И в тех, и в других главах действуют единые нравственные законы (2)
В) связаны фигурой Мастера как автора романа о Понтии Пилате (1)
5)Каковы функции «ведомства» Воланда?
А)Отпущение грехов (0)
Б)Вершит суд на людьми (1)
В)Проводит «ревизию» человеческих душ, обнажая зло и пороки (2)
4. «В соавторстве с Мастером»
«В соавторстве с Мастером»: раздается текст с пропущенными словами, необходимо его восстановить.. Оценивание секретариатом: «орден» за каждое слово.(Текст смотри далее).
Пока выполняется эта работ, проводится следующий конкурс.
5. «А вы загляните к нему внутрь, что он там думает… вы ахнете!»
«Создаем литературный образ»: литературный персонаж и средства его создания.
От каждой команды по два представителя, которые по словесным портретам узнают литературных героев. Затем с ними проводится «литературное интервью».
Портреты и вопросы к героям высвечиваются в Презентации.
« Узнай себя»»
Воланд: « Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черны, но одна выше другой»
Мастер: «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос …»
Маргарита: « Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу… бесследно пропала. Кожа щек налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась»
Иешуа Га-Ноцри: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной».
Каждый герой выбирает свой предмет-атрибут.
(Предметы: трость с набалдашником пуделя, шапочка с буквой М,
(«старый альбом коричневой кожи, где фотокарточка мастера, сберегательная книжка на 10000 руб., лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанный на машинке и с обгоревшим нижним краем»- то единственно ценно, что имела в жизни Маргарита), волосок), завернутый в бумагу («Из разговора с П.П.: Пилат призывает Иешуа поклясться, что тот не призывал к уничтожению храма.
И: -Чем хочешь, чтобы поклялся?
П.П.: -Ну, хотя бы жизнью твоей, так как она висит на волоске!
И.:- Не думаешь ли ты, что ты подвесил ее, игемон? Если это так, ты очень ошибаешься.
П.П.: -Я могу перерезать этот волосок.
И.: -И в этом ты ошибаешься, согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто его подвесил?
Вопросы к героям.
Вопросы в Презентации.
Оценивание: «орден» за каждый ответ.
Воланд:
1)Ваш возраст, семейное положение, профессия?
2)Про Вас говорят, что Вы «часть той силы, что вечно…» (вечно хочет зла и вечно совершает благо»). Как это понимать?
3) Почему вы решили посетить именно Москву?
4)Вы явно не похожи на традиционного сатану. В чем ваша «непохожесть»?
5) Вам принадлежат глубокомысленные афоризмы, вспомните, пожалуйста, их (высвечиваются)
« Каждому будет дано…» (по вере его)
«Всё будет…, на этом построен мир» (правильно)
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он …..вот в чем фокус!» (он иногда внезапно смертен, И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер»)
6) Вспомните один разговор с вами.
Воланд:
-Зачем появился?
-Он прислал меня.
-Что ж он велел передать тебе, раб?
-Я не раб, я его ученик.
-Мы говорим на разных языках… Итак..
-Он прочитал сочинение Мастера и просит тебя, чтобы ты взял с собой мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
-Мне ничего не трудно сделать, и тебе это известно. Что же вы не берете его к себе в свет?
Что ответил собеседник и кто это был?
(Левий Матвей: «Он не заслужил света, он заслужил покой»).
Да, интересные у вас собеседники: например, Кант. А с Иешуа вам приходилось общаться? (Нет, в разных «ведомствах»).
Маргарита:
1.Ваш возраст, семейное положение?
2.Чем вы отличаетесь от других москвичек и что для вас означает слово «счастье»?
3.Вы стали свидетелем похоронного шествия, хоронили Михаила Александровича Берлиоза. И вам в голову пришли следующие мысли: «Какие странные похороны.. Ах, право,……., чтобы только узнать, жив он или нет!» (напомните обрывок ваших мыслей) ( »дьяволу бы я заложила душу..)
4. «Алмазная донна», почему именно вас выбрали королевой бала у сатаны? И почему вы превратились именно в ведьму?
(Коровьев: по традиции имя Маргарита (Марго), должна быть уроженкой здешних мест, королевской крови, намек на одну из французских королев, живших в 16 веке, Маргарита- ее «прелестная прапраправнучка).
5.Вспомните, необходимое требование, предъявленное вам на балу?
(Коровьев: «Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится…я понимаю,что вы, конечно, не выразите этого на своем лице..Заметит, заметит в то же мгновение. Нужно полюбить его, полюбить ,королева. Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала!» )
6.Вы человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?
(нет, я легкомысленный человек) Почему?
(«Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду.. она ждет, мессир, она верит в мою помощь. И если она останется обманутой. Я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь. Так уж вышло!»)
Мастер:
1)Как ваша фамилия, сколько вам лет, кто вы по образованию, чем занимались?
А сейчас Вы писатель? Почему не писатель?
2)Какой период своей жизни вы назвали «золотым веком» и почему? Сколько он длился?
3)Почему же ваш роман не напечатали?
4.Вы сожгли свой роман, свое детище. Почему?
5) «Рукописи, как известно, не горят». «Ну, что ж, теперь ваш роман вы можете закончить одной фразой» Какой?
Маргарита советовала вам взять роман с собой, куда бы вы ни летели. Почему не взяли?
6) Вы плод создания другого Мастера- Михаила Афанасьевича Булгакова. Вы не находите некое сходство между вами? А отличия?
Иешуа:
1)Ваш возраст, национальность, профессия?
2) Верно ли, что вы явились в Ершалаим через Сузские ворота верхом на осле, сопровождаемый толпою черни, кричавшей вам приветствия как бы некоему пророку?
3) Ваше традиционное обращение к людям?
«Добрый человек». Почему? («Злых людей нет»). Вы об этом где-то прочитали? («нет, сам дошел»)
4) Что вменялось вам в вину? За что вас предали казни? Ваша проповедь?
5)Вы сын Божий? Какими чертами характера обладаете?
6)Вспомните лунную дорожку, вашего собеседника, с которым вы так яростно о чем-то пытались договориться. И его слова, обращенные к вам:
Чего же не было? Ваш ответ?
Что за этими словами?
«В соавторстве с Мастером» (проверка).
Учитель: «За мной читатель. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной. И я покажу тебе такую любовь»).
И мы вслед за автором перечитаем еще раз самые лиричные строчки романа .
Проверка конкурса капитанов. Телевизионный фрагмент фильма режиссера Бортко, на фоне которого в Презентации возникает восстановленный текст фрагмента романа с вставленными по заданию словами.
Учитель читает.
«Она несла в руках отвратительные тревожные (желтые) цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на (черном) ее весеннем пальто. Она несла (желтые) цветы! (Нехороший) цвет. Она повернула с (Тверской) в переулок и тут (обернулась)…..По (Тверской) шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразило не столько ее (красота), сколько необыкновенное , никем не виданное (одиночество) в глазах.
И, вообразите, внезапно заговорила она:
-………………………………………?».
(«Нравятся ли вам мои цветы?»)
Дополнительные вопросы участникам:
1) Вспомните, с чем сравнил свою любовь Мастер в романе?
Слайд из фильма «Встреча Мастера и Маргариты» и ответ на этот вопрос.
2) В каком эпизоде романа (связанным с любовной линией) эти слова сбудутся буквально?
6.Конкурс «А иконка зачем?»
(«Мир литературных вещей»)
Два стола с накрытыми предметами. По одному участнику из команды. Их задача вспомнить, где в романе встречается данный предмет и как он связан с содержанием) Оценивание: по «ордену» за два предмета, максимальное количество -3. Возможны предметы-обманки.
1 стол:
1.Шахматы ( в них играл Воланд с , фигурки живые)
2.Носовой платок с синей каемкой (подавали Фриде)
3.Резаная бумага ( в нее превратились деньги, которыми расплачивались в буфете варьете после сеанса, об этом говорит буфетчик Андрей Фокич в разговоре с Воландом, там же разговор об осетрине второй свежести).
4.Свеча, иконка, булавка (атрибуты Ивана Бездомного, не хватает кальсон).
5.Сантиметр (он «болтался» на шее у Бегемота в Варьете )
6. Колготки (обманка, были чулки)
2 стол:
1.Половая щетка (на ней летала Маргарита)
2.Глобус ( символ власти Воланда)
3.Футляр с флаконом духов (его дарят храброй даме (как презент от фирмы, по словам Фагота),первой решившей принарядиться в дамском магазине ).
4.Обглоданная куриная косточка (атрибут Коровьева)
5.Яд ( «Яду мне, яду!»- мысли Прокуратора, когда у него болела голова)
6. Лото (обманка, были шахматы)
7. Конкурс
«Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!»
Вопросы пишутся на картах, которые прикрепляются к доске. На «рубашке» карт отмечаются разные масти и цифры, соответствующие стоимости вопроса.
Команда за правильные ответы получает «ордена», за неправильные теряет. «Стоимость» вопроса соответствует его сложности. Число баллов, которое команда может потерять, обратно пропорционально сложности вопроса. Например, если команда не отвечает на вопрос, стоимость которого 4 балла, то она теряет 1 балл;если не отвечает на вопрос, стоимость которого 1 балл, то теряет 4 балла. Есть вопрос, под названием «джокер», его стоимость никто не знает. Его можно «подарить» сопернику, те уже не могут отказаться. Только после выяснения, кто будет отвечать, объявляется его стоимость.
Вопросы на 1 балл:
1) Запах чего для москвичей был ни с чем не сравним по прелести?
(Запах только что отпечатанных денег)
2)Какое «потрясающее совпадение» объединяет Мастера и Ивана Бездомного? (писали о Понтии Пилате)
Вопросы на 2 балла:
1)Где находился Берлиоз в час, назначенный для заседания членов МАССОЛИТА?
(В морге)
2)Что может спасти смертельно раненного кота?
(Глоток бензина)
Вопросы на 3 балла:
1)С каким эпизодом романа связана карта семерка пик?
(Карта, в которую стрелял Азазелло, точно попав в намеченное Маргаритой угловое верхнее правое очко).
2)С каким эпизодом романа связан тузбубен?
(Собака-ищейка, которая брала след сбежавшего фининспектора Римского)
Вопросы на 4 балла:
1) Ласточка, воробей, грач. Где в романе встречаются эти пернатые?
(Ласточка во время разговора Понтия Пилата и Иешуа, воробей ( появляется в кабинете профессора Кузьмина, к которому приходил буфетчик, озабоченный предсказанием о раке печени, «паскудный воробушек кривлялся, приплясывал фокстрот, поглядывал нагло, нагадил в чернильницу и разбил стекло на фотографии с университетским выпуском профессора), грач (водитель авто, в котором ехала Маргарита)
2)Перечислить всех, кто попал в клинику профессора Стравинского?
(Мастер, Иван Бездомный, управдом, « бормочущий про какую-то валюту в вентиляции и клянущегося, что на Садовой поселилась нечистая сила», конферансье («привезли кого-то, который просит вернуть ему голову»).
2) Вопрос-джокер(цена 5 баллов)
Кто из героев романа испытывает нравственное перерождение?
Подведение итогов.
Дополнительно: показ материалов из домашнего задания: Буклеты по роману, «визитки» героев.
Заключительное слово учителя:
Добро и зло, вера и безверие, бессмертие, вечность, милосердие, прощение, сострадание, выбор и личная ответственность за него.
Это Булгаков, это настоящая литература.
Булгаков прошлым проверил настоящее. Так давайте же этой книгой будем проверять ценность того, что читаем мы сегодня.