Урок литературного чтения (4 класс)
Тема. «Поучение Владимира Мономаха детям».
Эпиграф: «Постарайтесь творить всякие добрые дела».
Цель: продолжить знакомство учащихся с духовной литературой;
способствовать развитию умений работать с художественным и
литературоведческим текстами,
способствовать развитию самостоятельности творческого мышления
учащихся;
прочитав фрагменты «Поучения « Владимира Мономаха, выявить
общенравственный смысл и христианские традиции произведения.
Оборудование: тексты для анализа:
(книга для чтения Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света», фрагменты из Священного писания, тексты «Поучения»);
мультимедийная презентация.
Форма урока:
Комбинированный урок с использованием ИКТ,
Цели: 1.Сформировать понимание роли В. Мономаха в объединении Руси.
2.Учить работать с текстом учебника. 3.Развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности 4.Развивать речь, память, мышление, внимание учащихся. 5.Воспитывать любовь к Родине Задачи: оптимизация образовательного процесса в начальной школе; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса.
Ожидаемые результаты:
повышение интереса учащихся к изучаемому предмету,
Содержание урока | Слайд | |
1.Организацион-ный момент. |
Целевая установка. | Слайд №1
|
2.Проверка домашнего задания |
Вопросы стр.79 — фронтально
|
|
3.Работа по новой теме. «Поучение Владимира Мономаха детям».
| В ХII в уже стояли города — Ростов, Суздаль, Ярослав, Муром… Русские князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны. — К чему вела непрерывная борьба между князьями? — К постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины». Конечно, раздробленность Руси ослабляла способность противостоять внешним врагам. — А были среди князей благочестивые, которые боролись за объединение, сплочение великой державы – Руси? ( Великий князь Владимир, его сын, тоже великий князь, Ярослав Мудрый; великий князь Всеволод; его сын Владимир Мономах, великий князь.) Знаете ли вы, что в конце своей жизни, Владимир Мономах оставил духовное завещание? Итак, мы продолжим знакомство с духовной литературой; прочитаем фрагменты из «Поучения» Владимира Мономаха, постараемся понять общенравственный смысл и христианские традиции его произведения.
Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков. ( Владимир Мономах)
Владимир Мономах – автор «Поучения». Словарная работа
Поучение – один из жанров древнерусской литературы. Как вы понимаете значение слова «поучение»? Подберите однокоренные слова.
Поучение = побуждение к учению. | Слайд №2
Слайд №3
|
4. ИТОГ.
5. Домашнее задание.
| Определение жанра. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя; он поучал его. Повторение теоретического (литературоведческого) материала
(ХI век, принятие христианства)
Владимир Мономах – автор «Поучения». Определение поучения как жанра древнерусской литературы— Как вы думаете, в каком возрасте Владимир Мономах написал своё «Поучение»? Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха.
— Какие наставления даёт Владимир Мономах детям? — В чём смысл поучений, наставлений, советов Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня? (Ответы детей.) — Обратимся к заповедям (правилам) Закона Божия.
-Какие наставления Владимира Мономаха перекликаются с заповедями Божиими? (Ответы детей.) Проверка Что запомнилось сегодня на уроке? Что показалось сложным?
( — образованностью, нравственностью, имеет богатый жизненный опыт, социальный статус.
Что свидетельствует о начитанности, образованности Мономаха? (Воспитывался на Священном Писании, святоотеческой и житийной литературе. Псалтырь брал всегда с собой в дорогу
Учебник стр.80 -81 Вопросы стр. 81, СОСТАВИТЬ ПОУЧЕНИЕ СВОИМ МЛАДШИМ БРАТЬЯМ, СЁСТРАМ, ДРУГУ.
|
СЛАЙДЫ №3 – 12
СЛАЙД 13
|