Урок литературного чтения (4 класс)

Тема. «Поучение Владимира Мономаха детям».

Эпиграф: «Постарайтесь творить всякие добрые дела».

Цель: продолжить знакомство учащихся с духовной литературой;

способствовать развитию умений работать с художественным и

литературоведческим текстами,

способствовать развитию самостоятельности творческого мышления

учащихся;

прочитав фрагменты «Поучения « Владимира Мономаха, выявить

общенравственный смысл и христианские традиции произведения.

Оборудование: тексты для анализа:

(книга для чтения Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света», фрагменты из Священного писания, тексты «Поучения»);

мультимедийная презентация.

Форма урока:

Комбинированный урок с использованием ИКТ,

Цели: 1.Сформировать понимание роли В. Мономаха в объединении Руси.

2.Учить работать с текстом учебника. 3.Развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности 4.Развивать речь, память, мышление, внимание учащихся. 5.Воспитывать любовь к Родине Задачи: оптимизация образовательного процесса в начальной школе; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса.

Ожидаемые результаты:

повышение интереса учащихся к изучаемому предмету,

Этапы урока

Содержание урока

Слайд

1.Организацион-ный момент.

Целевая установка.

Слайд

1

2.Проверка домашнего задания

Вопросы стр.79 — фронтально

3.Работа по новой теме.

«Поучение Владимира

Мономаха детям».

В ХII в уже стояли города — Ростов, Суздаль, Ярослав, Муром…

Русские князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны.

— К чему вела непрерывная борьба между князьями?

— К постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины». Конечно, раздробленность Руси ослабляла способность противостоять внешним врагам.

— А были среди князей благочестивые, которые боролись за объединение, сплочение великой державы – Руси?

( Великий князь Владимир, его сын, тоже великий князь, Ярослав Мудрый; великий князь Всеволод; его сын Владимир Мономах, великий князь.)

Знаете ли вы, что в конце своей жизни, Владимир Мономах оставил духовное завещание?

Итак, мы продолжим знакомство с духовной литературой; прочитаем фрагменты из «Поучения» Владимира Мономаха, постараемся понять общенравственный смысл и христианские традиции его произведения.

Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

( Владимир Мономах)

  • Выделите ключевые слова в каждом из высказываний. (Нравственность, добро, мир) –

Владимир Мономах – автор «Поучения».

Словарная работа

Поучение – один из жанров древнерусской литературы. Как вы понимаете значение слова «поучение»? Подберите однокоренные слова.

Поучение = побуждение к учению.

Слайд

2

Слайд

3

4. ИТОГ.

5. Домашнее задание.

Определение жанра. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя; он поучал его.

Повторение теоретического (литературоведческого) материала

  • Когда возникла древнерусская литература, в связи с каким событием?

I век, принятие христианства)

  • На каком языке была написана древнерусская литература и в каком варианте она существовала? (Древнерусский язык. Рукописный вид.)

  • Назовите жанры древнерусской литературы. (Летопись, предание, поучение, хождение, слово, повесть, житие, рассуждение, легенда, похвала, наставление)

Владимир Мономах – автор «Поучения». Определение поучения как жанра древнерусской литературыКак вы думаете, в каком возрасте Владимир Мономах написал своё «Поучение»?

Работа с текстом «Поучения» Владимира Мономаха.

  • Чтение учащимися отрывка из «Поучения» Владимира Мономаха.

Какие наставления даёт Владимир Мономах детям?

— В чём смысл поучений, наставлений, советов Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня?

(Ответы детей.)

— Обратимся к заповедям (правилам) Закона Божия.

  • Работа с фрагментами Божиих заповедей.

  • Чтение учащимися фрагментов Божьих заповедей

-Какие наставления Владимира Мономаха перекликаются с заповедями Божиими?

(Ответы детей.)

Проверка

Что запомнилось сегодня на уроке?

Что показалось сложным?

  • Какова личность Владимира Мономаха? Чем он отличается?

( — образованностью, нравственностью, имеет богатый жизненный опыт, социальный статус.

Что свидетельствует о начитанности, образованности Мономаха?

(Воспитывался на Священном Писании, святоотеческой и житийной литературе. Псалтырь брал всегда с собой в дорогу

Учебник стр.80 -81

Вопросы стр. 81, СОСТАВИТЬ ПОУЧЕНИЕ СВОИМ МЛАДШИМ БРАТЬЯМ, СЁСТРАМ, ДРУГУ.

СЛАЙДЫ

3 – 12

СЛАЙД 13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here