Урок литературного чтения во 2 классе. Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки».
Образовательная система «Школа 2100».
Цели:
-
Обобщить знания детей по разделу и вызвать интерес к содержанию и героям, желание прочитать произведение полностью.
-
Развивать фантазию ребёнка, творческие способности, память, устную связную речь.
-
Воспитывать любовь к книге, чувство коллективизма и взаимовыручки.
Оборудование: презентация героев, горшочек с конфетами, шляпа Волшебника, конверт с письмом от Бабы-Яги, выставка книг, атрибуты Малыша и Карлсона для сценки.
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
1)Вступительное слово учителя .
-Мы закончили работу над 2 разделом учебной книги, который называется «Сказочные человечки». СЛАЙД
2) Объявление темы и постановка целей урока.
-Сегодня на уроке мы вспомним главных героев произведений, их характеры и поступки, проявим свою фантазию и творчество, обобщим наши знания. А для этого отправимся в путешествие. СЛАЙД
3. ВВЕДЕНИЕ В УРОК. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
-Итак, первый наш герой сказочный человечек…СЛАЙД
-Кто это? (Баба-Яга)
— Ну и зачем ты прилетела? У нас тут урок, а ты тут вредничаешь, кривляешься, мешаешь урок проводить!
-Ребята, Баба-Яга положительный или отрицательный герой?
— В каких сказках вы встречали эту героиню? ( Гуси-лебеди, Кощей Бессмертный, Царевна-лягушка…).
— Какой сказочный волшебный предмет есть у Б-Я? (метла, ступа)
-Вспомните, а какие сказочные предметы или отличительные признаки есть у наших сказочных человечков?
— Давайте проверим, правильно ли ответили? СЛАЙД
— Куда же подевались все сказочные предметы? СЛАЙД
— А вот и письмо.
Учитель зачитывает текст письма «Я украла все сказочные предметы, потому что я очень вредная. Если будете хорошо работать на уроке и справитесь со всеми заданиями, я верну вам всё, что забрала!!!»
4.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
1) – Чтобы получить первый сказочный предмет, украденный у наших героев, предлагаю разгадать весёлый кроссворд «Узнай сказочного человечка». Этот кроссворд вы разгадали дома. Проверим. Откройте учебник на стр. 168-169.
Фронтальная работа.
2) Хорошо разгадали кроссворд, узнали имена всех сказочных человечков. СЛАЙД
— Чей сказочный предмет мы освободили? (Чиполлино)
— Из какой страны этот герой? (Италия)
5.ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
1) – Чтобы получить оставшиеся сказочные предметы и путешествовать по стране Сказочных человечков, нам нужно двигаться дальше.
— По каким приметам можно отличить сказку от других литературных произведений?
-Для этого выполните задание в учебнике на стр.168. Работая в паре необходимо записать как можно больше «сказочных примет». Подсказка есть в рабочих тетрадях на стр.3
-Проверка. По цепочке 1 ряд называет сказочные приметы (зачин, троекратный повтор, сказочные предметы и герои, борьба добра и зла, где побеждает добро, наличие архаизмов, сказочных выражений, концовка).
-Итак, следующий сказочный предмет это шляпа Волшебника. СЛАЙД
— Назовите произведение и героев, где встречается этот предмет. СЛАЙД
Учитель показывает шляпу Волшебника.
-Ребята, представьте, что в шляпу Волшебника попали монетка, щетка, зеркальце.
-Расскажите, во что они могли превратиться?
2)-Ребята, вспомните, что такое цитата? (точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания).
— Сейчас мы проведем «Цитатную викторину». Каждая группа получает цитаты из произведений. Нужно определить название произведения и автора.
-Самостоятельная работа по группам.
-Проверка. Каждая группа по очереди читает цитату, называет название произведения и автора.
— За правильность ваших ответов Баба-Яга отдала третий предмет. СЛАЙД
-Кто является хозяином этого предмета? (Хоббит)
— В чем заключается тайна кольца Бильбо? ( Бильбо надел кольцо и мгновенно исчез)
— Как вы думаете, почему же волшебник Гендальф решил послать именно Бильбо вместе с гномами? (Бильбо по характеру находчивый, умный, смелый, добрый и решительный)
Рассказ учителя:
В пещере принадлежавшей роду Торина (это один из 11 гномов), хранились сокровища этого рода. Но эти сокровища захватил Дракон. И вот гномы отправились в путь, чтобы отнять у Дракона свои сокровища. Гендальф посылает вместе с ними Бильбо, т. к. считал, что благодаря своему характеру, Бильбо сможет помочь гномам. Гномы и Бильбо, хотели только хитростью отнять у Дракона сокровища, но события разворачиваются так, что они убивают Дракона. Конечно, обо всём этом вы можете прочитать в сказочной повести «Хоббит» (показ книги).
6. ФИЗМИНУТКА.
-Сейчас рекламная пауза. Кто её проведет? СЛАЙД
Звучит ФОНОГРАММА из кинофильма. Дети выполняют под музыку упражнения.
-Буратино потянулся, раз нагнулся,
Два — нагнулся, три – нагнулся.
Руки в стороны развел-
Ключик видно, не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. СЛАЙД
-Баба-Яга вернула ещё один сказочный предмет.
-Кто автор этой сказочной повести? (А.Н.Толстой)
-Какую сказку «пересказал» А.Толстой? ( «Пиноккио или Похождение деревянной куклы» Карло Коллоди). СЛАЙД
-Чем необычен был сказочный герой Пиноккио? (когда он обманывал, у него вытягивался нос)
7. ПРОВЕРКА И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
1) Сценка из сказочной повести «Малыш и Карлсон»
-Кто у нас следующий герой? Отгадайте!
-Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и Зазнайка,
А зовут его…(Незнайка) Карлсон! СЛАЙД
-Чем необычен Карлсон? (умел летать)
-Зачитайте отрывок, в котором описано, как Малыш впервые увидел Карлсона (стр.159)
Чтение учащимися отрывка.
-Мы с вами увидели иллюстрацию Карлсона, прочитали о том, как Малыш впервые увидел Карлсона, а теперь давайте увидим их, как же произошло их знакомство.
Сценка знакомства.
Аплодисменты.
-Спасибо! Всем понравилась игра актёров. Следующий сказочный предмет-это пропеллер.
СЛАЙД
2) –Что общего между Карлсоном и Винни-Пухом? (маленький и глупый, любознательный, толстенький, хороший друг)
-А сейчас представьте, что по дорожке мимо идут толстый смешной медвежонок, а рядом с ним вприпрыжку маленький розовый поросёнок. СЛАЙД
— Может кто-то из вас сможет прочитать или спеть песенки Винни — Пуха из мультфильма. Их сочинил Б.Заходер (чтение детьми песенок).
-У нас появился последний сказочный предмет. СЛАЙД
8.ИТОГ УРОКА.
-А знаете, ребята, урок мы провели, и как ни странно в этом помогла Баба-Яга . СЛАЙД
Хотя помещать хотела.
-Посмотрите, какой горшочек у нас появился. (горшочек с чупа-чупсами)
СЛАЙД «А вы, ребята, молодцы!
Думаю, вам было интересно.
Я желаю вам больших успехов,
Побольше веселого звонкого смеха.
Побольше хороших друзей и подруг,
Отметок отличных и знаний сундук!»
-Поднимите руку, кому на уроке было интересно?
-Оценки за работу на уроке вы получите из горшочка Винни-Пуха.
-Спасибо за урок!