Урок литературного чтения в 1-м классе по теме «Слушание рассказа В.Чаплиной «Мушка»
-
Ф.И.О. учителя: Кочнева Ирина Александровна, учитель начальных классов
-
Место работы: МАОУ «Лингвистическая гимназия № 23 им. А.Г.Столетова» г. Владимира
-
Класс: 1 «В». Предмет: литературное чтение.
-
Автор УМК: Л.А.Ефросинина Литературное чтение 1 класс. М.,2011
-
Тема урока: «Слушание рассказа В. Чаплиной «Мушка»»
-
Место и роль урока в изучаемой теме: 5 урок в теме «Читаем рассказы о животных»
Планируемые результаты:
личностные:
1.Прививать любовь к животным.
2. Развивать навыки сотрудничества.
метапредметные:
познавательные: развивать познавательную активность учеников; формировать умение отвечать на поставленные учителем вопросы; создавать модель обложки; подробно пересказывать услышанное и прочитанное.
регулятивные: формировать умение слушать литературное произведение; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения);учить составлять план и пересказывать (подробно); формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коммуникативные: формировать умение работать в парах, группах, умение грамотно и чётко отвечать на поставленные вопросы.
предметные:
1.формировать умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения;
2. формировать умение рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению;
3.закреплять знание понятия «рассказ», формировать умение выделять особенности рассказа;
План взаимодействия учителя учащихся.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД | примечание | |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Проверяет готовность детей к уроку, настраивает на урок. | Проверяют всё ли готово к уроку. |
| Регулятивные: формирование умения организовывать рабочее место. |
|
2. Выявление читательского опыта детей. | Организует беседу, в ходе которой выявляется читательский опыт детей. Организует работу детей в парах (игра «Разведчики»)
| Отвечают на поставленные учителем вопросы. Дети находят пару себе: отрывок произведения– автор и название. Дети называют произведение и зачитывают из него отрывок. Дети называют произведение объясняют свой выбор. | — Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? (Рассказы о наших друзьях-животных.) -Мы уже знакомы со многими произведениями из этого раздела и чтобы вспомнить их, поиграем в игру «Разведчики». — С какими произведениями мы уже знакомы? — К какому из названных произведений относится эта модель обложки? Докажите.
| Коммуникативные: формирование умения работать в паре, отвечать на вопросы учителя; Познавательные. |
Игра «Разведчики»
Модель обложки вывешивается на доску. |
3. Постановка темы и целей урока. | Организует формулировку темы урока детьми. Организовать постановку целей урока детьми.
| С помощью учителя формулируют тему и цели урока. | -Сегодня у нас урок слушания. Какую роль мы будем выполнять? — Какого слушателя? — Как это внимательно слушать? | Регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и планировать свою работу. Личностные. |
|
4. Знакомство с произведением. | Организует работу по первичному восприятию рассказа В.Чаплиной «Мушка» | Слушают произведение. Высказывают свои предположения при ответе на вопросы учителя. Высказывают своё эмоциональное отношение к прослушанному. | -Послушайте, я вам прочитаю. (Чтение первых двух частей рассказа учителем.) — Закончилась ли эта история? -А какой может быть конец?
Давайте проверим свои точки зрения и узнаем ответ автора. Прочитаем произведение до конца разорванной цепочкой. — Благополучно ли закончилась эта история? -Какой конец у этого рассказа?-Вы внимательно слушали и читали рассказ? Какое мнение сложилось у вас о Мушке? -История понравилась? Чем? Кому не понравилась? Чем?
| Познавательные; Коммуникативные; Регулятивные; Личностные. | Чтение с остановкой.
Текст 3-ей и 4-ой части лежит на столах у детей. |
5. Моделирование обложки. | Организует работу детей по составлению модели обложки; Организует работу детей в статичных парах; Сообщает сведения об авторе. | Дети составляют в парах схематическую модель обложки.
| — Возьмите листочки и составьте в парах модель обложки прослушанного произведения. —Проверим. Скажите словами, что вы сейчас слушали? О ком рассказ? Каким цветом вы это показали? — Кто написал этот рассказ? — Этот рассказ написала Вера Чаплина. Рассказ учителя об авторе. | Коммуникативные; Регулятивные; познавательные | Работа в статичных парах.
Учитель вывешивает на доске образец. |
6. Повторное слушание, составление схематического плана рассказа. | Организует чтение рассказа детьми по частям. В процессе беседы после каждой части составляется схематический план рассказа. | 4 хорошо читающих ученика читают каждую часть рассказ. После прочтения каждой части составляется схематический план рассказа (под руководством учителя) |
|
| План рассказа появляется на доске в виде блок-схемы. |
7. Составление характеристик героев. | Организует работу детей по составлению характеристик героев.
| Отвечают на вопросы учителя, при помощи учителя составляют характеристику героев. | -Как звали девочку? -Как звали собачку? -Были ли другие персонажи в этом произведении? -Кто из героев понравился? Как его звали? Чем понравился? Какой была Мушка, какой стала? -Что можно сказать о большой собаке? -Что можно сказать о хозяине собаки? Так кто же виноват, что большая собака напала на девочку? Что ему можно посоветовать? — Что можно сказать о ребятах? Как ребята стали относиться к Мушке после случая, описанного в рассказе? Что теперь можно сказать о ребятах?
|
| на доску выставляются заменители персонажей |
8. Изготовление книжки-самоделки. | Повторение правил дружной работы. Организация работы в группах. Каждая группа составляет страничку по одной части рассказа. | Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Выполняют работу по инструкции, договариваются в группе, распределяют обязанности, работают с информацией, оформляют страничку книги, контролируют свою деятельность, готовятся к презентации, запрашивают у учителя необходимую информацию или помощь. |
| —формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества; -формирование умений управлять своей деятельностью;
| Работа в статичных группах. |
9. Презентация работы. | Организует выступление-показ страниц книги. | Составляют план выступления и показывают страницу книги. |
| — формирование умения планировать свою работу; -формирование коммуникативных умений;
|
|
10. Итог урока. Рефлексия. Оценка, самооценка работы. Домашнее задание. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.
|
| -Прочтите, пожалуйста, глазками эти предложения. | -формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; -формирование инициативности и самостоятельности;
| Четыре пословицы: Преданный друг лучше новых двух.
Оценивание с помощью цветовых индикаторов. Варианты домашнего задания: 1)найти книги о дружбе детей и животных; 2)подготовить пересказ по составленному плану; 3.придумать историю о любимом животном и сделать рису_ нок (по желанию).
|
Приложение:
В. Чаплина «Мушка».
1 часть. Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.
Мне очень не хотелось заводить дома собаку. Придёшь с работы усталая, а тут ещё то комнату убери, то обед приготовь.
2 часть. Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.
— Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.
Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.
3 часть. Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький, чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступила перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.
В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.
4 часть. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому, что она, хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.