Киселева Наталья Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 13»
г. Алексина Тульской области
Данный урок является отдельным занятием мастер – класса «Системно – деятельностный подход в рамках ОС «Школа 2100» (технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения))
Урок литературного чтения в 3 классе по теме
«Как рождается музыка»
(К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками)
Художественная задача: помочь увидеть «рождение» музыки от случайной встречи (необычное в обычном).
Цели урока по линиям развития личности:
Развитие умения:
-
осознанного, правильного, выразительного чтения;
-
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
-
составления устных описаний;
-
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
-
высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
-
относить произведения к жанрам по определенным признакам;
-
соотносить автора, названия и героев прочитанных произведений.
Оборудование: мультимедийный проигрыватель.
Демонстрационный материал:
-
Презентация.
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Проверка домашнего задания. Заслушивание 3 – 4 сочинений. (Чаще всего у детей подарок «материален»)
-
Работа с текстом до чтения.
— Бывает в жизни, что человек получает неожиданный, удивительный подарок, который оставляет в его душе след на всю жизнь. Что это за подарок? Об этом поговорим немного позже.
— Перед вами новый, незнакомый текст.
— Прочитайте фамилию автора.■ Какие произведения вам знакомы? («Кот – ворюга», «Жильцы старого дома», «Прощание с летом») ■ О чем эти произведения? ■ (О животных и природе)
— Прочитайте заглавие рассказа. Предположите, о чем будет рассказ? ■ Рассмотрите иллюстрацию. Подтверждает ли она заглавие текста?
— К.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи их жизни.
— Что вы знаете об Эдварде Григе? ■ Слушал ли кто – нибудь из вас его музыку? (Ответы детей)
— Для нашего урока я выбрала вот такой эпиграф: ■ Как рождается музыка…
— Итак, прочитаем текст, проверим наши предположения.
4. Первичное чтение.
Часть 1 читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором).
1
Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (Действие происходит в Норвегии, страна на севере Европы, где жил композитор)
Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. (В. Почему особенно хороши, предположите?) В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. (О. А вот и ответ на ваш вопрос)
■ Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. (Маленькая девочка, одна в лесу. Правда, она дочь лесника, значит…(продолжите ответ). А для чего она собирала шишки? Можете предположить?(ответы без комментариев))
Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. (Какую картину увидели?) К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.
– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.
– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка. (В. О. Почему вполголоса?)
Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись. (П. Вот почему на самом деле, от смущения)
– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
– У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!
Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.
– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит. (Значит, у девочки есть старый дедушка и старая кукла, ещё мамина. Вы поняли, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?)
– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. (В.О. Почему же не сейчас? Что можно предположить?(ответы без комментариев))
Дагни даже всплеснула руками.
– Ой, как долго!
– Понимаешь, мне нужно ее еще сделать. (П. Вот почему не сейчас, нужно сделать)
– А что это такое? (В.)
– Узнаешь потом.
– Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
Григ смутился.
– Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых. (В.О. Вы догадались уже, какой подарок хочет сделать Григ?)
– Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.
«Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:
– Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.
Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.
Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:
– Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?
– Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдете к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять ее в руки.
– Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!
Григ пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки.
«Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет». (П. Вот какой подарок решил сделать дагни композитор к 18-летию. Значит, ей сейчас … лет)
После чтения 1-й части:
— Как вы думаете, почему этот подарок Григ решил сделать именно Дагни? (Много узнал о ней из их короткого разговора, понравилась ему, понял, что она поймет его музыку, когда повзрослеет)
Части 2, 3 читают дети (вслух).
По ходу чтения словарная работа.
2
В Бергене все было по-старому.
Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. (В. О. Зачем оставил?) На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.
Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу (поэтическое сказание), до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.
■ Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали. (Постарайтесь сейчас услышать эти звуки)
Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.
Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.
Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома (прибор для отсчитывания коротких промежутков времени), капает из крана вода. Капли твердили, что время не ждет и надо бы поторопиться, чтобы сделать все, что задумано.
Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. (В. Интересно, это много или мало?(без комментариев ответы))
Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.
Вскоре пошел снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.
Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык. (Согласитесь, что Паустовский прав)
■ Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.
«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.
Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.
Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься!» (Почувствовали, какой глубокой симпатией проникся Григ к маленькой девочке с её непосредственностью и открытостью?)
■ Григ думал так и играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают (В.О. Кто мог подслушивать? Предположите.) Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье. (П. А вот и ответ на вопрос)
Каждый слушал по-своему.
Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.
Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.
Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.
Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.
После чтения 2-й части:
— Кем были его первые слушатели? ■
— Как думаете, почему этих слушателей он ценил больше?
3
В восемнадцать лет Дагни окончила школу. (Прошло уже 10 лет!!!)
По этому случаю отец отправил ее погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет (В. О. А разве она этого не знала?), как живут люди, и немного повеселится.
Кто знает, что ждет Дагни в будущем? (Как думаете?) Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?
Магда работала театральной портнихой. Муж ее Нильс служил в том же театре парикмахером.
Жили они в комнатушке под крышей театра. Оттуда был виден пестрый от морских флагов залив и памятник Ибсену. ■
Пароходы весь день покрикивали в открытые окна. Дядюшка Нильс так изучил их голоса, что, по его словам, безошибочно знал, кто гудит.
В комнате у тетушки Магды было множество театральных вещей: парчи, шелка, тюля, лент, кружев, старинных фетровых (войлок, валенный из тонкого волоса зайца, кролика, коз) шляп с черными страусовыми перьями, цыганских шалей, седых париков, ботфортов (высокие сапоги, скрывающие колено) с медными шпорами, шпаг, веерОв и серебряных туфель, потертых на сгибе. Все это приходилось подшивать, чинить, чистить и гладить.
На стенах висели картины, вырезанные из книг и журналов: кавалеры времен Людовика XIV, красавицы в кринолинах (юбки колоколом на обручах), рыцари, русские женщины в сарафанах, матросы и викинги (древние скандинавские воины) с дубовыми венками на головах.
В комнату надо было подыматься по крутой лестнице. Там всегда пахло краской и лаком от позолоты.
После чтения 3-й части:
— В какой семье гостила Дагни? (в театральной)
— Предположите, что может случиться дальше?
Часть 4 читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором).
4
Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели. (В.О. Какой вопрос здесь скрыт? Попробуйте предположить ответ)
Напуганная этим тетушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс обозвал Магду за это «наседкой» и сказал, что, наоборот, в театре надо верить Есему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дани верила. (П. Дагни верила всему, что видела на сцене, значит, искренне переживала различные эмоции: сопереживала героям, радовалась вместе с ними и страдала…)
Но все же тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт. Нильс против этого не спорил. «Музыка, – сказал он, – это зеркало гения». Нильс любил выражаться возвышенно и туманно. […]
…Был теплый июнь. Стояли белые ночи (Вы знаете, что это такое?). Концерты проходили в городском парке под открытым небом.
Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. Она хотела надеть свое единственное белое платье. Но Нильс сказал, что красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. В общем, длинная его речь по этому поводу сводилась к тому, что в белые ночи надо быть обязательно в черном и, наоборот, в темные сверкать белизной платья.
Переспорить Нильса было невозможно, и Дагни надела черное платье из шелковистого мягкого бархата. Платье это Магда принесла из костюмерной.
Когда Дагни надела это платье, Магда согласилась, что Нильс, пожалуй, прав – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и ее длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат.
– Посмотри, Магда, – сказал вполголоса дядюшка Нильс, – Дагни так хороша, будто идет на первое свидание.
– Вот именно! – ответила Магда. – Что-то я не видела около себя безумного красавца, когда ты пришел на первое свидание со мной. Ты у меня просто болтун.
И Магда поцеловала дядюшку Нильса в голову.
Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту. Выстрел означал заход солнца. (Это была старинная традиция – отмечать определенное время суток выстрелом из пушки)
Несмотря на вечер, ни дирижер, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.
Дагни впервые слушала симфоническую музыку. ( Симфоническая музыка – серьезная музыка, которую исполняет симфонический оркестр, он включает струнные, духовые и ударные инструменты.) Она произвела на нее странное действие. (В.О. Какое, как вы думаете?) Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны. (П. Ответ, который дает текст: Дагни слушала музыку и её воображение рисовало картины, похожие на сны.)
Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя.
– Это ты меня звал, Нильс? – спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась.
Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И так же смотрела на нее, прижав ко рту платок, тетушка Магда. (В.О. Догадались почему?)
– Что случилось? – спросила Дагни.
Магда схватила ее за руку и прошептала:
– Слушай!
Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:
– Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет. (П. Вот почему дядюшка Нильс и тетушка Магда так смотрели – они были потрясены: великий композитор Эдвард Григ посвятил музыку их племяннице Дагни! Они и не понимали, как это могло произойти, и радовались, и восхищались!)
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями. (Вы понимаете, что переживает Дагни, что она чувствует сейчас?)
Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря! (Все эти звуки она тоже услышала в музыке, все эти картины представила, слушая музыку.)
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах. (Видите, значит композитор правильно почувствовал, что этой девочке можно подарить серьезную музыку: когда она вырастет, то сумеет увидеть, услышать, почувствовать все то, что он в эту музыку вложил!)
Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.
Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.
Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!»
Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.
Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Все оглядывались на нее. Может быть, некоторым из слушателей пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни Педерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.
«Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. (В.О. А вы поняли, за что Дагни благодарит композитора? (ответы не комментируются)) – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек». (П. Вот ответ, который дает текст)
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. (В.О. Посланный зачем? И почему старался не попадаться на глаза?) Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни. (Вы согласны, что это было чудо?)
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
-
Выявление первичного восприятия.
— Подтвердились ли ваши предположения?
— Какое же чудо произошло в жизни Дагни?
— Как вы поняли смысл последнего предложения?
— Какое место в этом рассказе вам больше всего понравилось?
6. Прослушивание пьесы Э.Грига «Утро».
■ Перед прослушиванием:
— Постарайтесь услышать, как композитор рисует природу, как меняется музыка, какие звучат инструменты. ■
После прослушивания:
— Какая по характеру пьеса, которую мы прослушали?
— Почему меняется музыка? (Нарастание звучания помогает увидеть, представить восход солнца.)
— Найдите во 2-й части строчки, в которых выражено главное настроение мелодии, сочиненной для Дагни? («я видел жизнь. …она удивительна и прекрасна».)
7. Итог урока.
— Так что это за подарок, который был сделан Дагни великим композитором? (Музыка)
— Вернемся к эпиграфу урока. ■ Так как же рождается музыка?
8. Домашнее задание. ■
-
Тетрадь стр. 51, задания 1,2;
-
Интересные моменты из жизни писателя и композитора (сообщения по желанию).
Используемая литература:
-
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 3-м классе. – М.: Баласс, 2010. – 256 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
-
Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.
Интернет – ресурсы:
http://www.school2100.ru/