Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя Советского Союза

А. Е. Черникова»

Урок литературного чтения

в 3 а классе по теме:

«Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1». Проект «Мои любимые стихи»

Проведен учителем

начальных классов

Макаровой Т.Е

с. Стрелецкое, 2014

Цель урока:

-повторить и обобщить изученный материал по разделу;

-развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление;

— отрабатывать навык выразительного чтения;

— воспитывать эстетические, нравственные качества личности, умение понимать и любить поэзию.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно, в группах, по созданию проекта «Мои любимые стихи», оценивать свои достижения.

Формирование УУД:

-организационно-регулятивные: волевая саморегуляция, постановка учебной задачи; планирование;

— личностные: действия смыслообразования;

коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли;

-познавательные: умение структуировать знания;

-общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

— логические: построение логической цепи рассуждений.

Оборудование:

-учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой и др. 2 часть, 3класс

-аудиозаписи стихи С. Черного, С. Есенина, А. Блока, сборники поэтов, книжки-малышки, ручки.

Ход урока

I. Оргмомент

У.: Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем

Урок чтения начнем.

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

У.: Случайно ли я начала наш урок чтения стихами?

Как называется раздел, над которым мы работали?

Д: Поэтическая тетрадь №1

У.: Чему мы учились, изучая произведения этого раздела?

С какими поэтами познакомились?

Что нового узнали?

(Ответы детей)

Вывешиваются портреты поэтов.

У: А сегодня у нас на уроке состоится еще одна встреча с уже знакомыми нам поэтами. У вас на партах лежат заготовки книжек-малышек. Какое у них общее название?

Д.: Проект «Мои любимые стихи».

У.: В чем он будет заключаться?

Д.: Мы будем заносить в книжку-малышку понравившиеся отрывки из стихотворений русских поэтов и иллюстрировать их.

У.: Для чего мы это будем делать?

Д.: Чтобы лучше знать и ценить поэзию нашей Родины.

У.: Каждый культурный и образованный человек должен понимать и любить настоящую красоту поэтического слова. Этому мы с вами и учимся на уроках чтения. Записывая отрывки из стихотворений, будем развивать и свою орфографическую зоркость.

III. Работа по теме урока.

Когда стихи сияют совершенством, они дарят читателя блаженством.

(Джами, персидский поэт 15 века).

Поэзия – музыка слов. (Томас Фуллер, английский мыслитель начала 17 века)

— Какое высказывание мы возьмем как эпиграф для нашего проекта?

1. Работа с произведениями Саши Черного.

У.: Послушайте строки: (аудио)

— Что ты тискаешь утенка?

Он малыш, а ты – большой!…

-Воробьишка, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка!

— Чьи это стихи? Что вы знаете о поэте?

(Ответы детей)

Сообщение о Саше Черном.

Саша Черный родился 1 октября (тогда на календаре было 13 октября) в 1880 г. в городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой.

Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома и стал нищим попрошайкой. О его трудной судьбе написали в газете, а житомирский чиновник К. К. Роше пожалел его и взял мальчика к себе.

Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.

Псевдоним «Саша Черный» возник случайно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр недолго придумывал себе творческое имя.

Он побывал во многих городах. Жил за границей. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. Часто он выступал на детских утренниках. Поэт написал «Несерьезные рассказы», повесть «Чудесное лето», детские книги: «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория», «Румяная книжка», «Белка-мореплавательница».

Саша Черный скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, поэт помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.

— Кто прочитает свое любимое стихотворение этого поэта наизусть?

(Чтение детей)

— А теперь запишите в свою книжечку отрывки из любимого произведения этого автора.

2. Работа со стихами С. Есенина

У.: В произведениях этого поэта много «серебряных « и «золотых» слов. Послушайте отрывок из его стихотворения. Что вы себе представили?

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

— О ком идет речь?

Д.: О С. Есенине.

У.: Что вы о нем знаете?

Д.: Сергей Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г., продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 годах, из которой вышел «учителем школы грамоты».

Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета. В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.

Весной 1915 года он приехал в Петроград, где познакомился с А. Блоком. В период 1923-1925 годов были Есениным созданы его лучшие стихотворения о природе и поэмы «Анна Снегина», «Черный человек» и другие. Умер Есенин 23 декабря 1925 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Чтение стихотворения «Черемуха», запись понравившихся отрывков.

(Под музыку)

Физминутка

3. Работа со стихами А. Блока

У.: Произведения этого поэта также пронизаны любовью к природе. Автор видит необычное в самых обычных вещах, которые нас окружают.

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…

— О ком из поэтов идет речь?

Д.: Александр Блок родился в 1880 году и воспитывался в семье деда – Андрея Николаевича Бекетова. Частыми гостями в доме были великие писатели: Тургенев, Достоевский, Салтыков – Щедрин, Чехов. Здесь также помнили Гоголя. Все члены семьи прекрасно писали и переводили прозу и стихи. Блок стал сочинять чуть ли не с пяти лет. А в13 лет стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал, где помещал свои стихии рассказы.

Закончив гимназию, будущий писатель поступил в Петербургский университет на юридический факультет.

В конце 1904 г. появилась первая книга Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Потом вышли его сборники стихов «Нечаянная радость», «Снежная маска», «Земля в снегу» и другие. Он писал о Родине, о любви, о природе.

В 1918 г. выходит еще одно известное произведение Блока – «Двенадцать». Поэт много работал в комиссии по изданию классиков, работал в Большом драматическом театре, в Союзе поэтов.

Умер поэт в 1921 г. от тяжелого заболевания.

Работа в группах

Восстановить строки стихов А. Блока.

1 группа

Ветхая избушка

Ветхая …

Вся в … стоит.

Бабушка-…

окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По… снег.

Весел ребятишкам

Быстрых …бег.

Бегают, …,

Лепят снежный…,

Звонко раздаются

Голоса …

В снежном …будет

Резвая…

застудят, —

По домам пора!

Завтра …чаю,

Глянут из … —

Ан уж дом …,

На дворе — …!

2 группа

Ворона

Вот ворона на … покатой

Так с … и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у …

Вдруг запрыгала в… глупым скоком,

Вниз на …глядит она боком:

Что белеет под …травкой?

Вот …т под серою лавкой

Прошлогодние …стружки…

Это все у …- игрушки.

И уж так-то …довольна,

Что весна, и … ей привольно!..

Проект «Покормите птиц зимой!» — анализ листовок и сочинений.

3 группа

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Сны»

Запись в книжку отрывков из стихотворений Блока.

IV. Итог урока. Оценки. Рефлексия. Дом. задание.

— С произведениями каких поэтов мы с вами работали на уроке?

— Кто прочитает из своей книжки-малышки понравившиеся отрывки из стихотворений?

— Дома продолжите работу над проектом и проиллюстрируйте уже написанные отрывки.

Подготовиться к тесту по прочитанным произведениям.

А теперь продолжите любое предложение по выбору:

Определите свое настроение и состояние.

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Моё настроение…

Использованные источники:

1. .Литературное чтение. Учебник для 3 класса. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова,

В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. М.: Просвещение, 2013г. с электронным

приложением.

2. http://www.ref.by/refs/44/27259/1.html

3. http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/authors/48919.html

4. http://www.shtuka.biz/events/?mode=person&id=3273

5. Есенин, Сергей Александрович — Википедия

6. http://www.mega-stars.ru/writers/blok_aleksandr_aleksandrovich.php

7. http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/e74/e74-016-.htm

1 группа

Ветхая избушка

Ветхая _____________________-

Вся в ___________ стоит.

Бабушка- ___________________

________ окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По____________ снег.

Весел ребятишкам

Быстрых ___________бег.

Бегают, ___________________

Лепят снежный________________,

Звонко раздаются

Голоса ______________________

В снежном __________________будет

Резвая_________________________

__________________застудят,

По домам пора!

Завтра __________________чаю,

Глянут из _______________ —

Ан уж дом _________________________-,

На дворе — _____________________!

2 группа

Ворона

Вот ворона на __________________покатой

Так с ________________ и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у ________________________

Вдруг запрыгала в__________глупым скоком,

Вниз на _______________глядит она боком:

Что белеет под ________________________травкой?

Вот _______________________ под серою лавкой

Прошлогодние________________________стружки…

Это все у _____________________- игрушки.

И уж так-то ________________________довольна,

Что весна, и _________________________ ей привольно!..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here