Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.А.Ефросининой
УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель: Загоруйко Елена Анатольевна.
МБОУ СОШ № 8 г. Ахтубинск
Тема урока: Л. Толстой. Рассказы «Лебеди», «Зайцы»
Тип урока: изучение нового материала с использованием методов и приёмов РКМЧП.
Цель и задачи урока:
Предметные:
-
ввести понятие художественного текста,
-
закреплять понятие научно – познавательного текста,
-
формировать навык сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста,
-
наблюдать за языковыми средствами, развивать критическое мышление,
-
развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность),
-
создать условия для усвоения нравственных идей (об отношении к природе),
-
учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Метапредметные:
-
создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в материале непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;
-
создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
-
способствовать развитию навыков исследования, фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи,
-
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
-
воспитывать нравственные ориентиры через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;
-
воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.
Планируемый результат:
Познавательные УУД: знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.
Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.
Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи.
Оборудование:
-
учебник «Литературное чтение», авт.Л.А. Ефросинина, 3 класс;
-
рабочая тетрадь «Литературное чтение», 3 класс, компьютер,
-
мультимедийный проектор, презентация МИМИО: изображение лебедя, зайца, таблица для сравнения произведений (общая для групповой работы и для самопроверки), карточки для работы в паре, для самопроверки, видеофильм «Лебеди», портрет Л.Н. Толстого,
-
репродукция с картины Рылова «В голубом просторе»
-
блокноты для составления моделей обложек книг, готовые модели обложек,
-
музыкальный фрагмент: Сен – Санс «Лебедь»
Предметная деятельность | Формируемые УУД | |
I .Мобилизующий этап урока |
Физминутка (несколько дыхательных упражнений для улучшения мозговой деятельности)
|
Введение в ситуацию успеха, психологический настрой на работу |
1 слайд |
| |
II. Проверка домашнего задания.
2 слайд
3 слайд
4 слайд
III. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебных задач. Целеполагание.
Определение темы урока.
5 слайд
IY.Работа по теме.
6 слайд
Актуализация знаний. Работа над словом. Подготовка к сравнению произведений.
| -Урок литературного чтения. Над произведениями какого раздела мы работаем? («Творчество Л.Н.Толстого»). Что готовили дома? 1. парная работа (лексическая) по карточкам. А) – Найдите соответствие, соедините линиями слова и их лексическое значение. (на партах карточки с записанными словами и их лексическими значениями ) 1)Гумно – место, где молотят сжатый хлеб (колосья) 2)Озими-растения, семена которых вносятся в почву осенью. (С.И.Ожегов) 3) Гуменники- зайцы, которые живут на гумнах. 4) Бестолковый – непонятливый, бессмысленный. 5) Горестно – печально, тоскливо. Б) самопроверка (по образцу) (определения на слайде). — Какую задачу выполнили? Справились? Какие умения понадобились? Аргументируйте своё мнение.
2. чтение рассказа «Зайцы» цепочкой 3. беседа по содержанию текста. -О каких видах зайцев узнали в тексте? -Какой литературный приём автор использует в произведении? (описание). Приведите примеры. Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? (сравнение). Приведите примеры. (сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов. Что значит литературный приём противопоставление? Приведите примеры. -Сделайте вывод, почему текст не заставил переживать? -Как называется такой текст?( научно – познавательный. ) -Каковы его особенности? (автор просто сообщает информацию) -Как считаете, надо ли детям читать такие произведения? Для чего?
1.определение темы урока, методический приём «Предположение» -Какую работу выполняем на уроках и что хотим сделать сегодня? (читать, задавать вопросы, анализировать, сравнивать, исследовать,….) -Это ваши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу начать выполнять свои желания? Почему? (не знаем тему урока) —Попробуйте определить предмет нашего разговора. Неповторимой красоты птицы. Есть что-то загадочное и завораживающее в том, как он величественно скользит по глади озера в ослепительно белом одеянии. Убьёшь эту птицу — и ещё одна загадка природы останется неразгаданной. -Будем говорить о лебедях. — Запланированные действия и помогут нам познать секреты родной речи, секреты природы. -Вот теперь мы можем начать выполнять запланированное 2. беседа о лебедях А)-К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили её, берегли её богатства. -Сегодня мы коснёмся мира прекрасного в произведении Л.Толстого «Лебеди». Б). методический приём «Древо предсказаний» -О чём может быть произведение? Как могут развиваться события? Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре 20 и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей. 3. чтение рассказа учителем. -После моего чтения ответьте на вопрос, какие мысли возникли у вас, что вы ощущали? 4. беседа по содержанию, анализ произведения. -Каков жанр этого произведения? Докажите. (рассказ, описывается один день из жизни героя) -Понравилось ли произведение? Что показалось интересным? -Как описывается полёт лебедей? Прочитайте. -Сколько дней птицам требуется для перелёта? Откуда узнали, что они летят долго? Какое слово повторяется в этом отрывке? Зачем автор использует этот приём? (повторением слова «летели» автор указывает на дальность пути.) -Что узнали об особенностях полёта птиц? («впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее») -Молодые учатся у старых жизни, законам перелёта. -Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу? (уморились) -Почему один молодой лебедь опустился на воду? -Как море приняло птицу? -Закройте глаза. Представьте: синее ночное небо, усыпанное звёздами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина? (вызывает тревогу одинокий лебедь, страшно, что ждёт его впереди?) -Что вызывает особую тревогу? (лебедь слаб, одинок). -Что произошло за ночь? Тяжело ли ему сейчас?(да, потому что он вздохнул, как человек. Ему тяжело лететь одному)
| РегулятивныеУУД: постановка учебной задачи
Личностные УУД: построение планов во временной перспективе РегулятивныеУУД: использование знаний в предметной деятельности :
РегулятивныеУУД: самопроверка, самоконтроль
Познавательные УУД: знание понятий, умение проводить анализ
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные УУД: формирование нравственных ценностей
РегулятивныеУУД: Личностные УУД
Познавательные УУД: проведение анализа |
Выполнение учебных задач. 7 слайд
8 слайд
9 слайд .
9 слайд
Контролирующее задание.
10 слайд 11 слайд
Y.Рефлексия.
YI .Итог урока. 12 слайд
YII. Оценки за урок. YIII. Домашнее задание.
| 5.схема – описание лебедя -Наша схема – описание поможет нам понять, что лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль, одиночество, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведёт бой за жизнь. 6.проблемный вопрос -Попробуйте разрешить проблему: отнесём ли рассказ «Лебеди» к научно – познавательным. 7. моделирование обложки (все в блокноте, один ученик у доски) -Теперь у вас достаточно данных для того, чтобы составить модель обложки. Составьте мини-обложки, используя фигуры-заменители жанра и цвет-заменитель темы. -Обоснуйте свой выбор, работая по алгоритму. (знаком прямоугольник обозначается жанр- рассказ, коричневым цветом – тема произведения: о животных.) 8.групповая работа по таблице (исследовательская работа по сравнению произведений) -Самая главная деятельность нашего урока сегодня «сравнивать». Сравним два произведения «Лебеди» и «Зайцы». Проведём небольшую исследовательскую работу. Будем работать по группам. Предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики». Если находите сходство, то в своих табличках ставьте одинаковые значки: «+», а если находите различия, то ставьте разные значки. Результаты исследований занесите в таблицу
А). коллективное обсуждение результатов исследования. (групповое обсуждение, защита коллективных решений) 1) название произведения (устные ответы)
2) автор
3)жанр: рассказ, рассказ 3) вызывает чувства, сообщает только факты 4) модель обложки — По своим блокнотам для моделирования сверьте модели обложек рассказов Б). самопроверка (проверка по готовому образцу) -Группы, проверьте себя по образцу.
9.обобщение по таблице. А)-Посмотрите на таблицу. Какой вывод сделали? Б) решение проблемной ситуации -Можно ли сказать, что эти рассказы написаны с использованием одинаковых приёмов? Обоснуйте ответ. -В чём разница в произведениях? 10. введение нового понятия. Рассказ, в котором автор передаёт своё отношение к судьбе героя, вызывает у читателя сочувствие, переживает за судьбу героя, желает поддержать его в беде – художественный рассказ. 11. творческая работа. -Понравилось ли вам, как закончился рассказ «Лебеди»? -Как думаете, долетит ли лебедь? 12. видеофильм. -Лебедь — один из прекраснейших представителей живой природы. Люди не перестают им восхищаться. Пишут картины с изображением лебедей и увековечивают в музыке. -Свою картину художник Рылов А.А. и назвал «В голубом просторе», а французский композитор Шарль — Камиль Сен – Санс сочинил замечательную музыку «Лебедь» 13. вывод по рассказу. -Мы сегодня исследовали и сравнивали 2 рассказа Л.Н.Толстого. Для этого читали, слушали, отвечали на вопросы, сочиняли, анализировали, сравнивали т.е. выполняли всё, что задумали. Считаете ли вы, что мы напрасно провели эти минуты вместе? 14. творческая работа: коллективное сочинение синквейна «Лебедь» —Давайте попробуем обобщить наши чувства, наше отношение к этим прекрасным птицам в синквейне. -Сочиним синквейн «Лебеди» Например: Лебеди. Чистые, нежные. Скользят, плывут, тоскуют. Белоснежное диво природы. Прекрасные.
-Давайте подведём итог урока. -Сколько учебных задач мы поставили в начале урока? -Удалось ли их выполнить? -Что нового и интересного узнали на уроке? -Что в итоге каждый из вас получил? -Оцените себя и своих товарищей.
с. 134-136 читать, пересказывать, сост. модель подготовить вопросы к тексту: 1 группа – «толстые» вопросы, 2 группа – «тонкие» вопросы
| Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели Личностные УУД
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД
Регулятивные УУД контроль, коррекция, осознание того, что уже освоено и что предстоит освоить Коммуникативные УУД Познавательные УУД выбор наиболее эффективных способов решения задания,
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД: использование знаний в практической деятельности
Познавательные УУД
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Познавательные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
Познавательные УУД Личностные УУД
Личностные УУД
Познавательные УУД умение осознанно и произвольно строить высказывание
Коммуникативные УУД: контроль, коррекция, управление поведением партнёра, оценка действий партнёра Познавательные УУД Личностные УУД: Регулятивные УУД: нравственные ценности контроль в форме сличения способа действия и его результата с планируемым. Коммуникативные УУД: контроль, коррекция, управление поведением партнёра, оценка действий партнёра Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность. Личностные УУД: Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
|