Урок литературного чтения в 3 классе

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Петухова Елена Николаевна

МОУ «Гимназия №10»

г. Железногорск

Курская область

Литературное чтение

3 класс

Тема: «Я покинул родимый дом…»

С.А.Есенин. Стихи о Родине.

Цель: 1.Познакомить с творчеством великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, определить главную тему его произведений (тему Родины).

2. Совершенствовать умение выразительного чтения стихотворных произведений, как результат понимания текста; развивать умение сопоставлять словесное описание в произведении с картинным, музыкальным, устанавливая межпредметные связи.

3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: портрет С.А. Есенина, картины русских художников и фотографии старой деревянной Руси в сопровождении музыкального произведения Александра Меньшикова на стихи Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», видеоматериал «Константиново вчера и сегодня» (ИКТ); рисунки обучающихся ; учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» (часть 2) ; тетрадь Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» (часть 2).

Ход урока:

  1. Обсуждение итогов обобщения по раздел «Произведения Александра Ивановича Куприна».

— Мы закончили раздел, где познакомились с творчество известного русского писателя, прекрасного рассказчика Александра Ивановича Куприна.

Групповая работа с заданиями

А) – Установи соответствие между словами левого и правого столбиков и соедини стрелками нужные слова.

Барбос деликатная вежливость

верность, независимый характер

понеслась наперерез

Жулька …редкое согласие и нежная любовь

протяжно и жалостно выл

— Из какого произведения эти герои?(«Барбос и Жулька» Куприн)

— Как писатель относится к героям? Какое произведение вы бы поставили рядом? (Л.Н.Толстой «Лев и собачка»)

Б) – Укажите автора и заголовок произведений.

«…Вся собачья жизнь,

всё собачье счастье в их руках» ________________________________

«…Но приходившие брали только

своих собак и уходили»__________________________________________

«…Старый белый пудель глядел ему вслед.

Он понял свою ошибку»_______________________________________

— Чем похожи и чем отличаются эти произведения?

В) –Вспомни название произведения. Постарайся закончить фразы из текста.

«…живём мы рядом со многими животными … (и совсем о них ничего не знаем)»

«Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животное — …(людей гораздо быстрее и тоньше)»

Чему учат прочитанные произведения?

(Собака – друг человека, отличается преданностью и верностью. Человек в ответе за своего четвероногого друга).

  1. Знакомство с новой темой. Подготовка к восприятию нового произведения.

***Мы читали большие произведения- прозаические.

1. — Кого мы называем поэтами? (Писатели, которые пишут стихи)

С какими поэтами вы знакомы?

*** Кто из знакомых писателей поэт и прозаик?

—— Мы можем назвать ещё кого-то? Почему нет?

Эту проблему можно разрешить через уроки литературного чтения.

— Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. (слайд 1 – портрет писателя)

2. Чтение вступительной статьи о Есенине.

***Есенин научился читать в 5 лет, стал писать стихи с 9 лет, но сознательное творчество он сам относил годам к 16-17.

3.Понятие «Родина»

*** Что для вас Родина? О ком вы скучаете, когда уезжаете? – Сегодня мы познакомимся со стихами Сергея Есенина о Родине и постараемся понять, что же для него РОДИНА?

III Работа над новой темой.

1. Первое прочтение

— Почему эти два стихотворения без заголовка? (отрывки)

Прочтите эти отрывки и скажите, какое чувство они у вас вызывают?

(тревога за свою страну, свою родину)

— Словарная работа (рать, кинь, рай)

2. Чтение учителем.

*** Первый отрывок из стихотворения «Русь Советская» (маленькая поэма) – 1924.

*** Второй из стихотворения без заголовка и по первой строке называется «Гой ты, Русь, моя родная…» — 1914.

***Словарь!!!

— Разница в 10 лет. Почему так длится тревога?

(так сложилась его судьба с судьбой страны)

***Время Есенина (1895 год) – время крутых перемен и поворотов в истории России: революционные баррикады 1905 года, пожар первой мировой войны (1914-18), крушение самодержавия (свержение царя с престола) и затем октябрьская революция 1917 года (залп «Авроры»), гражданская война (1918-20).

— Тревога за судьбу России не случайна.

3.Работа над стихотворениями (ознакомительная)

а) — Прочтите второй отрывок. «…Если крикнет»

Что он подразумевает под родиной? (то место, где он родился)

***Я – крестьянский сын – так говорил о себе поэт. Ведь он родился в селе Константиново Рязанской губернии, что на реке Оке, в крестьянской семье. Там прошло его детство. Окончил сельскую церковно-учительскую школу и поехал в Москву, чтобы поступить в учительский институт. Но вместо этого поступил к купцу в книжную лавку. Ему было 16 лет. В это время он уже серьёзно был увлечён литературой.

Но он навсегда остался неразрывно связан с народом, крестьянами, русским мужиком.

— От чего он отказывается воимя родины? Судьба какой родины его здесь волнует?

Его волнует судьба всей России и его маленькой родины.

б) – Прочитаем отрывок из маленькой поэмы «Русь Советская».

— О чём мечтает автор? Прочитайте. (пройдёт вражда, исчезнет ложь и грусть)

*** Он написал это произведение в 1924 году, когда вернулся в Россию после поездки по Европе, Америке. Не каждый из писателей того времени смог устоять и не покинуть Родину.

— Почему поэт не покинул Россию?

*** Мужественная и самозабвенная любовь к России, кровная связь с народом никогда не позволили бы поэту изменить своей Родине даже в самые драматические и трагические дни.

7. Обобщение.

— Что вы скажете о теме этих стихотворений? (тема родины)

«Для меня тема Родины – главная в моём творчестве» — слова поэта.

  1. Работа над иллюстрацией.

— Почему дана такая иллюстрация?

(Более понятно это будет, когда услышите всё стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная».

Многие композиторы его переложили на музыку.

-Постарайтесь соотнести картины, описанные автором с картинами художников.

Физминутка (слайды на песню «Гой ты, Русь, моя родная». Музыка и исполнение Александра Меньшикова – нашего современника)

IV Работа над стихотворением «Я покинул родимый дом»

Что же для Сергея Есенина Родина? Давайте ответим на этот вопрос после знакомства со следующим произведением.

1. Чтение учителем.

***Это стихотворение тоже без заголовка. Есенина так переполняли чувства, что определиться с каким-то единым словом в заголовке сложно.

Вслушайтесь в есенинские стихи. Постарайтесь почувствовать настроение, которое хотел передать автор.

ЧТЕНИЕ

(ПАУЗА)

— Какое же настроение передал автор? (Стихотворение проникнуто любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое)

2.Словарь:

Березняк – берёзовый лес, роща

— В тексте есть слова, которые мы называем авторскими. Какие?

(яблонный – яблоневый, теплит – хранит)

3. — Какие картины рисует поэт?

— Из каких образов они складываются?

(Голубая Русь, березняк над прудом, жёлтая луна, седой отец, старый клён, листьев дождь.

4. Анализ.

Эпитеты

— Какой эпитет вам кажется необычным? « голубая Русь»

***Синий и голубой цвета – любимые у поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов (небо, река Обь).

Поэт любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…»

Как понимаете?

Как понимаете выражение «В три звезды….»? (Вечер. Ночь ещё не наступила, на небе только 3 звезды)

Теплит — хранит. Образ природы помогает утешить грусть матери.

Глаголы

— Какие глаголы использует автор, чтобы показать разлуку с родиной?

(покинул, оставил)

В каком значении употребляет глагол пролилась? (появилась)

Образ стареющего отца, разлука с семьёй, разрыв родственной связи.

Кого автор имеет ввиду в словах «…тем, кто листьев целует дождь»? (родителей)

-Какие литературные средства выразительности использует?

Сравнения

— Найдите сравнения, помогайте друг другу.

Борода — сравнение

Лягушка распласталась(метафора)Кто ещё так смог сравнить?

Старый клён. Что о нём говорит Есенин? На одной ноге – сравнение. Кудрявый- сравнивает со свой головой.(СЛАЙД-портрет)

чей образ угадывается в образе клёна?(Одинокий, любит родителей, скучает)

***Старый клён – символ его малой родины. 1924 год – 8 лет не был в своём селе. Прошли все войны, пепелище. Предложил сёстрам – комсомолкам посадить опять клён под окном).

Олицетворения

Прочитайте сноску «ты это уже знаешь»

Стережёт(охраняет) – олицетворение

Поработайте в парах: найдите другие олицетворения в тексте (березняк теплит, луна распласталась, седина пролилась, петь и звенеть пурге, клён стережёт)

Настроение

Как меняется настроение в третьей строфе?(Усиливается тревога)

Что имеет ввиду «долго петь и звенеть пурге»?

***Природу поэт всегда воспринимал чутким сердцем, очеловечивал её.

Пурга не природное явление, а большой промежуток времени, жизни.

ВЫВОД

-Что помогает Есенину показать свою грусть и тревогу о малой родине?

Природа – это тоже Родина.

5. Работа над иллюстрацией.

— К какому четверостишию относится иллюстрация?

Давайте сравним с вашими рисунками.

***ФИЗМИНУТКА (стоя) Видео «Село Константиново»

6. Работа над выразительностью чтения стихотворения.

— Что надо сделать, чтобы научиться выразительно читать стихотворение?

ПЛАН

1 Настроение автора (будем читать неторопливо, передавая чувства автора).

2 Определить рифму.

3 Расставить логические паузы.

4 Поставить логические ударения.

Рифма

(1, 4 строфы – на доске) – перекрёстная.

Особенность звуков в 4 строфе.

Логические паузы – остановки при чтении (по знакам препинания)

1, 4 строфы показать

2,3 строфа – самостоятельно. Проверить коллективно.

Логическое ударение.

Основа ударения – тема Родины.

7. Самостоятельное прочтение и вслух.

— Что же для Есенина Родина?

IV Обобщение (портрет Есенина)

— Что вы скажете о поэте и человеке Сергее Александровиче Есенине?

(патриот – преданный своему Отечеству)

V Домашнее задание

Сформулируйте сами домашнее задание.

(Выразительное чтение стихотворений Есенина о Родине. По желанию последнее выучить наизусть. Работа в тетрадях)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here