Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1. Обучающие:

  • Научить читать выразительно стихотворение «Зимний вечер»;

  • Подготовить к эмоциональному восприятию стихотворения;

  • Расширить представление учащихся об явлениях природы.

2. Воспитывающая:

  • Воспитание активности, эстетического восприятия произведения, любви к природе, любви к человеку;

  • Воспитание чувства красоты;

  • Привить интерес к народному творчеству, музыке..

3. Развивающая:

  • Развитие чувства прекрасного;

  • Обогащение словарного запаса;

  • Развитие способности высказывать свое мнение;

  • Развитие воображения.

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, тетрадь по литературному чтению.

Структура урока:

  1. Организационная часть.

  2. Беседа с учащимися о жизни и творчестве писателя.

  3. Словарная работа.

  4. Чтение стихотворения учителем и учащимися.

  5. Физминутка

  6. Анализ стихотворения.

  7. Чтение стихотворения учениками.

  8. Обобщение.

  9. Рефлексия.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Новый материал.

1. Слайд 1.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом…

— Кому принадлежат эти строки и из какого это произведения?

— Правильно, их написал А.С.Пушкин к поэме «Руслан и Людмила».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

— Правильно, о произведениях Пушкина. А именно о каком, узнаете позже.

3. Сообщение о жизни Пушкина. (Слайд …)

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Юность поэта пошла в Петербурге. В 1811 году в Царском Селе открывался Лицей – учебное заведение для юношества благородного происхождения. Узнав о Лицее, отец Пушкина, решил отдать туда учиться старшего сына.

Годы учёбы в лицее навсегда сохранились в душе поэта. Там он нашёл друзей, которые полюбили и оценили его талант. Когда мы слышим имя Пушкина мы вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, ясные глаза. При первом взгляде нас поражает духовное богатство и сила.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался выразительностью, меткостью русского языка. Владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь. Его стихи можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь красотой языка. Поэт всё изображал легко, с блеском, бодро, весело.

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя он прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей Пушкин сказок не сочинял. Но все сказки его стали любимыми русским народом и детьми.

Погиб А. С. Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом, похоронен в Псковской губернии, в ограде Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. Многие люди приезжают сюда поклониться могиле великого русского поэта.

Александр Сергеевич Пушкин получил всенародное признание ещё при жизни. Это был первый поэт России, который получал жалование за свои литературные произведения. Его имя носит город ( бывшее Царское Село), площади и улицы в Москве, Санкт – Петербурге. Именем Пушкина названы театры, библиотеки, школы, парки. Стихи Пушкина переведены на многие языки мира, они легли в основу прекрасных музыкальных произведений.

Во всех местах, куда приводила Пушкина его непростая судьба, созданы музеи, воздвигнуты памятники. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Там всегда цветы. Его создал архитектор Опекушин на средства, собранные народом. Архитектор создал образ поэта понятный, доступный и близкий всем. Пушкин, склонив голову в задумчивости, как бы идёт по родному городу. Пророческими стали строки стихотворения:

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа…»

3. Работа над новой темой. (Слайд…)

— Посмотрите на экран, скажите какое время года изображено на экране? (Зима)

— А время суток? (Вечер)

— Составьте словосочетание из этих слов. (Зимний вечер)

-Послушайте как о зиме в своем произведении пишет композитор П.И.Чайковский. (Включить запись)

-Но не только композиторы писали о зиме, но и поэты и писатели. И мы уже много произведений о зиме изучили. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? – Правильно. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Физминутка (Слайд..)

4. Работа над стихотворением.

— Откройте тетради по литературному чтению на стр. … Внимательно следите за чтением стихотворения.

— Послушайте и постарайтесь найти ответы на такие вопросы ( Слайд )

— Какое явление природы описывает поэт? (Буря зимой)

— Как вы думаете, к кому он обращается? (Няне, Арине Родионовне)

— Какое чувство выражено в этом стихотворении? (Чувство тоски).

Чтение стихотворения учителем.

5. Проверка первичного восприятия стихотворения.

— Ребята, это стихотворение лиричное или сюжетное? (Лиричное)

— А теперь ответим на вопросы? Какое явление природы описывается в этом стихотворении?

— Как вы думаете, кому посвящено это стихотворение?

С каким чувством писал поэт это стихотворение?

— Правильно, с тоской. В своих произведениях Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет, и за такие вольнолюбивые стихи царь приказал выслать поэта в ссылку в далекое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И все же ему было грустно одному, очень грустно. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он вдали от друзей. Рядом с ним была только его старая, бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вел беседы вечерами, читал ей стихи, жадно слушал ее сказки. В один из таких тихих вечеров и было написано стихотворение «Зимний вечер».

6. Словарная работа. (Слайд…)

— Как вы понимаете значение этих слов?

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла- непрозрачный воздух

Вихрь – порывистое, круговое движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба.

Веретено – приспособление для прядения.

Синонимы: БУРЯ – буран, вьюга, метель, пурга. В чем их грамматическое различие?

7. Чтение стихотворения детьми.

— На сколько смысловых частей можно разбить стихотворение? (2 части)

-Какие это части? (Описание погоды и беседа с няней)

— Найдите эти части.

(1 часть: Буря мглою.., 2 часть : Наша ветхая избушка)

— Какая была погода в тот зимний вечер?

— Найдите, как описывает поэт бурю. (Как живое существо)

— — С чем сравнивает поэт завывание ветра? (С воем зверя)

— Почему поэт прибегает к таким сравнениям? ( Чтобы представить снежную бурю, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передавало душевное переживание поэта).

8. Работа над логическим ударением:

— какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? /ветхое, печальное, темное/.

— Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

— Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу, Почему?

( Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно).

-Поставьте ударение над словами: мой друг, моя старушка, добрая подружка. Обозначьте паузы.

— Прочитайте тихо стихотворение, представьте картину описанную здесь. Словами нарисуйте увиденную вами картину.

— А вот как нарисовал поэт Всеволод Рождественский эту картину.: «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле.»

9. Выбор тона чтения стихотворения.

-Как надо читать стихотворение? (Спокойным, напевным, ритмичным окрашенным грустью и печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

10. Чтение стихотворения учениками.

1) Выразительное чтение двух учеников.

2) Хоровое чтение (описание бури)

3)Хоровое чтение последнего четверостишья.

— Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? (Чтобы усилить описание бури).

10 Заключительный этап урока.

— Лицейский друг Пушкина, Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Послушайте и скажите, удалось ли передать в музыке грусть, тоску поэта?

11. Рефлексия.

— Скажите, с каким произведением сегодня познакомились сегодня на уроке?

— Понравилось ли вам это стихотворение?

— А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам и бабушек?

— Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали. Выразили свое мнение о литературном произведении.

Д.З. Выучить это стихотворение наизусть, приготовиться его выразительно рассказать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here