Конспект урока литературного слушания в 1 классе
Сурнева Наталья Александровна
МБОУ ООШ № 37 х. Крикуна
Красноармейского района
Краснодарского края
Тема: Развитие восприятия художественного произведения. Мир сказок. А. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Отрывок
Цели:
1. Продолжить знакомство с авторской сказкой.
2.Создать условия для развития умений определять жанр и тему прослушанного произведения, правильно называть произведение (фамилия автора, заголовок), моделировать первую страницу обложки.
3.Сспособствовать развитию навыка чтения учащихся.
4.Формировать нравственные понятия о добре и зле.
Понятия: авторская сказка, автор, название, жанр, тема
Планируемый результат: УУД
1.Предметные результаты: учатся слушать текст, различать жанры произведений; правильно называть произведение (фамилия автора, заголовок), развивать навык чтения, учатся работать над выборочным чтением текста.
2.Метапредметные:
Регулятивные: формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей, работать по образцу; высказывать свое отношение к произведению
Познавательные: ознакомление с отрывком стихотворной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; моделировать первую страницу обложки
Коммуникативные: учиться формулировать связный полный ответ на поставленный вопрос, выслушивать мнение товарища, не перебивая; учиться правилам поведения на уроке.
3.Личностные: учиться оценивать себя, уважать собеседника, формировать нравственные понятия о добре и зле
Оборудование: слоги (карточки), листочки, цветные карандаши, презентация у уроку, отрывок м/ф «Сказка о царе Салтане», учебник « Литературное чтение: уроки слушания» Л.А. Ефросинина, вырезанные геометрические фигуры для работы определения жанра и темы произведения.
Деятельность учащихся | |||||
Мотивация учебной деятельности Прозвенел для нас звонок – Начинается урок. |
| ||||
Актуализация знаний.
Летела оса около носа: с-с-с, Летел комар и звенел: з-з-з, Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали (кулачок прижимается к уху) з-з-з Пусть летит!
— простых слогов – слияний: па, ру, фю… — сложных слогов: нра, мро, шны, кре…
Мы продолжаем знакомиться с произведением А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (слайд 2) Саша получил хорошее домашнее образование. С детства он привык искать опору в себе самом, был терпеливым и целеустремлённым. Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, они были верными друзьями. В большой библиотеке отца Саша проводил долгие часы за чтением. К семи годам он свободно читал, говорил и писал по-французски, а русской грамоте его выучила бабушка Мария Алексеевна. В долгие зимние вечера любил Саша слушать сказки няни. Вопрос: А кто знает, как звали няню А.С.Пушкина? Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи еще ребенком. Как-то мальчик долго не засыпал, его спросили: «Почему, Саша, не спишь?» — «Сочиняю стихи» — таков был ответ. |
Повторение за учителем.
Читают слоги по карточкам.
Дети рассматривают портрет А.С.Пушкина.
Дети отвечают, что её звали Арина Родионовна. | ||||
А сейчас мы посмотрим отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» Просмотр отрывка м/ф сказки. | (с 44-ц минуты по 49 минуту) | ||||
ФИЗМИНУТКА А,б,в,г,д,е,ё – постираем мы бельё. Ж,з,и,й,к,л,м – апельсинку быстро съем. Н,о,п,р,с,т,у – погуляем по мосту. Ф,х,ц,ч,ш,щ – ой, какая чаща. Ъ,ы,ь – не запомнятся никак. Э,ю,я – во и все мои друзья
|
| ||||
Повторяем : ЖАНРЫ и ТЕМЫ произведений
На магнитной доске развешены цветные геометрические фигуры. Дети показывают фигуру и объясняют, какой жанр произведений и тему она показывает.
| — стихотворение о Родине — басня о животных — рассказ о природе — сказка о приключениях, волшебстве
— загадка о животных
| ||||
Моделирование обложки (слайд 3) — А сейчас мы возьмем листочки и будем моделировать обложку нашего произведения.
А.С.Пушкин
Сказка о царе Салтане
| 1.Дети определяют жанр и тему прослушанного произведения – начинают оформлять обложку на своем листочке. 2. Повторяют имя, фамилию автора – записывают в верхнем прямоугольнике. 3.Повторяют название произведения – вносят запись в нижний прямоугольник. 4. Делают вывод: Мы сегодня знакомимся со сказкой о волшебстве А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». | ||||
ФИЗМИНУТКА Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше…
| Дети имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова «тише» дети приседают, на слова «выше»- выпрямляются. | ||||
Выборочное чтение. (слайд 4-10) | Дети подбирают к рисункам строки из сказки. | ||||
Физминутка «Сделай так» |
| ||||
Работа с текстом. | 1. Чтение «цепочкой» (весь класс). 2.Самостоятельное чтение хорошо читающими детьми./ Индивидуальная работа учителя со слабочитающими детьми. | ||||
Рефлексия
|
|
Список использованной литературы
-
ВолинаВ.В. «Праздник Букваря», М.: АСТ-ПРЕСС, 1996 г.
-
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2009 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http://yandex.ru
-
Мультипликационный фильм «Сказка о царе Салтане» («Союзмультфильм»)