Лабораторная работа как способ побуждения учащихся
к научно — исследовательскойдеятельности
Привычным делом как для учителя, так и для ученика является лабораторная работа по химии, физике, биологии, т.е. по естественно-научным предметам. На уроках русского языка и литературы термин «лабораторная работа» звучит редко, но по существу многие традиционные виды работ проводятся как лабораторные работы: языковой анализ, орфографические упражнения, словообразовательные задачи, изложение, сочинение, сопоставительный анализ, нахождение закономерностей, моделирование ситуаций и др.
На основании имеющегося опыта я пришла к убеждению, что лабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь определенное самостоятельное место в методике преподавания русского языка и литературы. Она заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала.
Содержанием лабораторных работ должен быть материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых и литературных явлений, известных и неизвестных учащимися, «погружение» в содержание изучаемого произведения. Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то
частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.
Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание может включать
— решение лингвистической или литературоведческой задачи;
— обобщение результатов и формулировка вывода.
Уроки, проведенные в форме лабораторной работы, могут обеспечивать следующие цели:
Повышение уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и
устной речи.
Включение полученных теоретических знаний и приобретенных умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку и литературе.
Воспитание самостоятельности:
развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал;
совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой, фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных результатов, культуры научного изложения.
Приобретение навыков библиографической работы.
Развитие лингвистического мышления и формирование научного мировоззрения.
Совершенствование исследовательских навыков, связанных с узнаванием изученных категорий на основании анализа и синтеза.
Проверка прочности усвоенных знаний на основе лабораторного апробирования.
Умение использовать полученные знания для решения определенной научной и практической задачи в результате лабораторного практикума.
Умение использовать различные приемы распознавания ошибок и приемы устранения ошибок.
Формирование языковой и коммуникативной компетенции учащегося.
Ключевые слова:
анализ,
интерпретация,
самораскрытие,
самовыражение,
личностное отношение.
Виды деятельности:
наблюдение,
исследование,
сопоставление,
составление устных и
письменных отчетов,
самооценка,
взаимооценивание
Авторские разработки
лабораторных работ литературе
6 класс Лабораторная работа по литературе
Тема.«Лисица и виноград»
Алгоритм работы учащихся
1. Ознакомление с темой лабораторной работы.
2. Коллективное обсуждение цели и задач работы, инструкции по ее выполнению.
3. Самоподготовка учащихся в группах: выполнение заданий исследовательского, аналитического характера, составление устных ответов (метод «Снежинка», «Снежный ком»).
4. Индивидуальное решение тестовых заданий.
5. Оценка деятельности каждого из участников лабораторной работы.
Цели и задачи: (ставятся совместно с учителем или самостоятельно)
Оборудование: тексты басен, таблицы «Поиск соответствий», «Сравнительная характеристика героев басен Эзопа», вопросы тестирования.
. Ход работы
I. Формирование групп-лабораторий.
Условие: в каждой группе должны быть учащиеся–представители разных уровней компетентности. Группа выбирает руководителя лаборатории, который распределяет задания, помогает при необходимости уточнить и осмыслить суть задания.
II. Лабораторные исследования
Опыт №1 Совместная работа лаборатории.
«Поиск соответствий».
«Сотрудники лаборатории» пытаются соотнести понятие по его содержанию и этимологии (работа по заполнению таблицы)
Термин
Этимология
Содержание понятия
басня
лат. moralis doctrina
Нравоучение, совокупность правил, признаваемых за истинные и служащих руководством в поступках людей
мораль басни
Задание №3. Словесное рисование по рассказу Р.Бредбери «Все лето в один день» Американский писатель Рей Дуглас Брэдбери в юности был горячим сторонником научно — технического прогресса. Но в более зрелом возрасте он приходит к мысли о том, что не все достижения науки используются во благо человека. Главное в мире писателя-фантаста – это космос. Помогите Марго, прилетевшей на Венеру с планеты Земля, описать солнце детям, которые никогда его не видели. I вариант: подберите к слову «солнце» эпитеты____________________________________________________________ II вариант: подберите сравнения______________________________________ III вариант: подберите метафоры Задание №4. Аналитическая работа Пилот Сент-Экс, поэт Экзюпери Влюбленный в землю, он любил и небо, Да так, что без него прожить не мог. Но этот гений, этот полубог, По мненью многих, мудрым вовсе не был. И то сказать – творил бы в тишине, Своим лишь, кровным, занимаясь делом… Пилот Сент-Экс на грянувшей войне Был горячо и леденяще смелым. Он в небесах остался навсегда… Гори в безумном космосе, гори, Безумная и мудрая звезда – Пилот Сен-Экс, поэт Экзюпери! 1) Составьте синквейн к образу Сент-Экзюпери на основании прочитанного стихотворения Ю.Друниной Антуан де Сент-Экзюпери ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Представьте себе, что вы – корреспондент журнала «Вокруг света». Вам предложили взять интервью у Маленького принца о его пребывании на Земле, о том, что он понял и чему научился на нашей планете, почему решил вернуться на свою планету. Запишите свои вопросы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) Составьте глоссарий к сказке «Маленький принц» Астероид -………………………………………………………………………….. Баобабы -…………………………………………………………………………… Подданный -………………………………………………………………………… Тщеславие -………………………………………………………………………… Репутация -…………………………………………………………………………. Эфемерность -……………………………………………………………………… Задание №5. Проведите компаративный анализ произведений Р.Шекли и Р.Бредбери. Роберт Шекли — американский писатель-фантаст, автор множества фантастических рассказов и нескольких научно-фантастических романов и повестей.
Рей Бредбери «Зеленое утро» Роберт Шекли «Запах мысли»
Тема
Идея
Образ героя
Общее Охарактеризуйте героя рассказа Кливи (Роберт Шекли «Запах мысли»).
Задание №6. Творческий эксперимент Составьте устный монолог «Что я вижу, слышу, чувствую, читая стихи о космосе, звездах, Вселенной». Составьте ассоциативный ряд к слову «Вселенная» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Постав ьте себе оценку за работу______ Оценка учителя_____________________ Домашний практикум Прочитав стихотворение выпускницы нашей гимназии Зубовой Елены, попытайтесь письменно ответить на вопрос: «А что же такое звездное небо для вас?» Что же такое – звездное небо? Это и вечность, и синева, Это тайна, загадок полна. Вот что такое бескрайнее небо! Когда звезды горят в вышине, Часто Муза приходит ко мне – В руки беру я перо поэта, Снова творчеством всё согрето. Сумбурно рождаются мысли: Пишу о любви и о жизни, Пишу о Вселенной, о небе, О том, где пока еще не был. А Космос горит и мерцает, И сердце мое восхищает. …Мечтаю об этом и верить хочу: К вам, звезды, я скоро взлечу! ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература 8 класс Лабораторная работа Тема. «Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») Цели и задачи: формировать навыки и умения_______________________________________ провести наблюдения над___________________________________________ развивать ________________________________________________________ Оборудование: портрет Л.Н. Толстого; тексты рассказа Л.Н. Толстого «После бала»; иллюстративный материал; записи вальса, мазурки; свечи; малая наглядность. Ход работы Не зная Толстого — нельзя считать… себя культурным человеком. А.М. Горький I . Формирование групп из учащихся разн ых уровней компетентности. II . Определение целей и задач работы учащимися при помощи учителя. III . Лабораторн ые исследования. Задание №1. Лексико-орфографическая работа Определить лексическое значение, запомнить правописание следующих слов: острог неприкаянный происшедший фрагмент экзекуция идея сюжет композиция контраст антитеза экспозиция Задание №2. «Ключ к термину». Контраст двух частей рассказа основан на литературном приеме антитезы. АНТИТЕЗА [греч. ’αντιθεσις — противоположение] — один из приемов стилистики заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Например: «Кто был ничем, тот станет всем». Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала» Л.Н.Толстого, антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение. Вспомните и запишите, в каких ранее изученных вами произведениях встречался прием антитезы?
Задание №3. Проверка знаний содержания рассказа, его c южета и композиции (устные ответы учащихся) Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”. Каков его сюжет? От чьего лица ведётся повествование? В каком возрасте и положении находится главный герой на тот момент? Как построен рассказ, на сколько частей его можно разделить? Как Иван Васильевич чувствует себя на балу? Что происходит во второй части рассказа после бала? В чём наблюдается контраст этих двух частей рассказа? Какие чувства возникали у вас в момент чтения этого рассказа? Мини-тест 1. Кому принадлежат слова из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»: «…Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае…»? Ивану Васильевичу Вареньке Петру Владиславовичу 2. Кто такой инженер Анисимов в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»? Человек, наблюдающий сцену наказания вместе с Иваном Васильевичем Сосед Ивана Васильевича Еще один кавалер Вареньки на балу 3. С каким императором проводится параллель при описании полковника в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»? Николаем I Александром III Николаем II 4. За что наказывали солдата в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»? За грубость полковнику За трусость За побег Задание №4. Поисково-исследовательская работа с текстом. Группа 1. Провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата. Распределить данные понятия в необходимые колонки таблицы: зала у предводителя; хозяева бала; Варенька; полковник; Иван Васильевич; описание улицы; солдаты; наказываемый. Первая часть рассказа « НА БАЛУ» Вторая часть рассказа « ПОСЛЕ БАЛА»
Группа 2. Составить сравнительную характеристику полковника и наказываемого. высокий военный в шинели и в фуражке; сморщенное от страдания лицо; оголенный по пояс человек; спина его – что-то пестрое, мокрое; румяное лицо и белые усы и бакенбарды; твердым шагом двигалась высокая, статная фигура; спотыкающийся, корчащийся человек; шел твердой подпрыгивающей походкой. Полковник Наказываемый
Презентац ия работы группы 1 и 2. Задание №5 . Выяснить, с помощью каких языковых средств писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата. Какими эпитетами обрисован праздник? Бал чудесный, зала …____________, буфет …___________, музыканты ….____________. Какой музыкальный мотив звучит? Мотив …__________________________________________________. Как выглядит Варенька? Она в белом платье, …._______________________________________; у нее — «сияющее …______________лицо и …____________________ глаза». Отец Вареньки — красивый, статный, ….________________________. Иван Васильевич доволен, счастлив, …________________________. Как меняется цветовая гамма во II части рассказа? ________________________________________________________________________________________________________________________ К какой мысли приводит читателя Л.Н.Толстой содержанием своего рассказа?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Постав ьте себе оценку за работу_______________ Оценка учителя______________________________
Возьмите на заметку Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале 20 века (в 1903г.), хотя возвращает он нас к «Николаевской эпохе» — 40 годам прошлого столетия. Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что зерном повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем. Но есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь отца Толстого. Участник Отечественной войны, он вышел в отставку, потому что не считал для себя возможным служить. Даже все друзья его были люди такие же свободные, не служащие. «Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним», — писал Лев Николаевич Толстой. Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Задание №6. Творческая работа (домашнее задание) Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему же рассказ называется «После бала?» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11 класс Лабораторная работа по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема. Трагическая любовь героев романа «Мастер и Маргарита» в конфликте с окружающим миром. Цели и задачи: проанализировать ___________________________________________________ сопоставить ________________________________________________________ научиться_______________________________________________________________________________________________________________________________ выявить собственную позицию ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ход работы 1. Коллективная работа класса над обсуждением целей и задач работы. 2. Выполнение заданий исследовательского характера. Задание 1. Введение в тему «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Этими словами автор романа, М.А.Булгаков, предупреждает читателя о ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Считаете ли вы, что писателю удалось показать такую любовь в своем романе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Экскурс в историю взаимоотношений героев романа (устная работа коллективного характера) 1) Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргарита? 2) Как жили до встречи друг с другом Мастер и Маргарита? 3) Какие изменения в их жизни произошли после встречи? 4) Можете ли вы с уверенностью сказать, что они были нужны друг другу? 5) Что происходит с Маргаритой после исчезновения Мастера? Задание 3. Исследовательская работа над эпизодом «Маргарита на балу у Воланда» 1) Каково место данного эпизода в развитии сюжета романа? 2) Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала? Как она ведет себя? 3) Почему после окончания бала она не напоминает Воланду о его обещании? 4) Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы? 5) «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?» — восклицает автор. Попробуйте письменно ответить на вопрос 5 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6) Какую любовь рисует автор в своем романе: любовь – жертву; любовь – взаимопонимание; любовь – страсть? Обоснуйте свой ответ. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7) Как вы думаете, можно ли считать Маргариту идеалом женщины? 8) Как вы оцениваете фигуру Мастера? Что сломило его? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Работа сопоставительного характера с заполнением Диаграммы Венна ОН ОНА ОН ОНА___________
Успокаивает, любит, готовится к мщению, отказывается от борьбы, впадает в отчаяние, идет на все ради любви, переживает о судьбе романа, не видит жизни без другого, не подает о себе вестей, жизнь похожа на существование, находится в состоянии депрессии Задание 5. Идентификация героя Портрет героя Имя героя “По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой”. “Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём белую фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышления <...> Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск Луны”. “С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми”. “Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и чёрными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу… бесследно пропала. Кожа щёк налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась”. “…Человек лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной”. Задание 6. Интервью у литературных героев (домашнее задание по выбору учащихся) Дайте ответы на вопросы, заданные Мастеру 1. После опубликования отрывка из вашего романа о Понтии Пилате критика буквально обрушилась на вас. Рассказывая Ивану Бездомному о своём отношении к потоку ругательных статей, вы выделили три стадии собственной реакции на критику. Какие? Перечислите их, пожалуйста. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Вы, конечно, помните момент прощания с арбатским подвальчиком перед отправлением в “вечный дом”, который вам “дали в награду”. “Но только роман, роман, роман возьми с собою, куда бы ты ни летел”, — прокричала вам вслед Маргарита. “Не надо”, — ответили вы. Ваше детище, главный труд всей жизни, был брошен вами в огонь, но буквально возрождён из пепла благодаря Воланду, сказавшему, что “рукописи не горят”. Почему же вы не взяли роман с собой в вечную жизнь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дайте ответы на вопросы, заданные Маргарите 1. Самый подходящий для дамы вопрос — о цветах. Представьте, что на столе в вазах стоят букеты. Выберите там три цветка. Первый — тот, из лепестков которого были изготовлены ваши бальные туфли. Далее найдите те “отвратительные жёлтые цветы”, которые вы несли в руках, когда впервые встретились со своим будущим возлюбленным. Мастер признался вам, что ненавидит такие цветы. А помните ли вы, какие цветы он любит больше других? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Давайте поговорим о великом бале Сатаны, где вы исполняли роль королевы-хозяйки. В продолжение бала вас опекал Коровьев, подсказывая, как себя вести. Вот один из его советов: “Среди гостей будут различные… Если кто-нибудь не понравится…” Что требовалось от вас, королева, в подобной ситуации? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Постав ьте себе оценку за работу_______ Оценка учителя____________