Муниципальное казённое образовательное учреждение

Давыдовская средняя общеобразовательная школа

Дубовского муниципального района Волгоградской области

Урок литературы в 8 классе

Тема:

« Нет на земле ответственней призванья…»

Автор:

учитель русского языка и литературы

МКОУ Давыдовской СОШ

Дубовского района

Волгоградской области

Власенко Светлана Николаевна

г. Волгоград

2013

Методический комментарий

Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник — в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель — в мыслях и поступках людей.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Наверное, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От учителя во многом зависит, какими будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. На каждом этапе исторического развития нашего общества меняются требования к личности, меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем. Учитель всегда находится в центре внимания. Любые его действия оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства.

Профессия учителя имеет важный нравственный аспект: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими. Я полностью согласна с Н.Г. Чернышевским, что «воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника, по крайней мере, должен искренне и умилительно желать быть таким и всеми силами к тому стремиться». Данное высказывание не утратило своей значимости и в настоящее время.

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Поэтому актуальность данного урока может быть определена необходимостью изучения произведений, посвященных образам учителей, также частично раскрывающих отдельные вопросы нравственного облика учителя и его взаимоотношений с учениками. Выбор произведений для анализа объясняется тем, что все особенности, все изменения, происходящие с людьми этой профессии в исторической действительности, неизменно должны были найти воплощение в художественных образах.

Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Открывая для себя образ учителя в произведениях как одного, так и разных авторов, обучающиеся, прежде всего, учатся интерпретированию прочтения, а это, в свою очередь, воспитывает у них художественный вкус, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию.

В большинстве художественных произведений фигура учителя показана сквозь призму впечатлений учеников. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Материал для анализа на данном уроке включает произведения В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», Л. Нечаева «Ожидание друга, или признания подростка», Е. Гришковца «Начальник».

В них повествуется о том, каким должен быть человек, решивший посвятить себя скромному, но одному из величайших дел — воспитанию человека. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.

На данном занятии мы попытаемся обозначить динамику образа учителя в художественной литературе ушедшего века. Классика ХХ века видела в образе учителя гуманистическую идею добра, она утверждала, что «учитель сердце отдает детям», что он видит в школе свою жизнь, а учительство – это служение. И именно этот художественный образ (семья учителей из рассказа «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьева) был в сознании читателей ушедшего ХХ века. Учитель в те годы был образованнейшим человеком, который нес в народные массы культуру поведения. Он был образцом для подражания, всё делал для того, чтобы людям жилось лучше, трудился с полной самоотдачей.

В конце XX века происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными, и учитель занят своей карьерой, зарплатой, что отражается на его отношениях с учениками. В литературе этого периода образ учителя приобретает отрицательные черты (учительница из повести «Ожидание друга, или признания подростка» Л. Нечаева).

Сегодня ситуация усугубляется: отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно меняется  художественный образ. Однако все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя – понимающего, воспитывающего. Современная литература предлагает возродить положительный образ учителя посредством воспоминаний о нём (руководитель фотокружка из рассказа «Начальник» Е. Гришковца).

Пока ещё в новейшей российской литературе не появилось произведений о лучших учителях нашего времени. Но сомневаться в том, что такие люди есть, не приходится. Современный учитель отдаёт детям весь жар своей души, все свои знания, а если нужно – и жизнь. Пример тому – высокий подвиг самопожертвования учителя школы города Беслан. До последнего мгновения он оставался со своими учениками, спас многим жизнь, мог бы спастись и сам. Но он был до конца с детьми и погиб вместе с ними, не покинув своих учеников. Пройдёт немного времени, и об этом человеке напишут книгу.

Планируемые результаты:

предметные: понимать связь литературных произведений с эпохой их написания; анализировать литературное произведение; сопоставлять образы учителей в произведениях В. Астафьева, Е. Гришковца и Л. Нечаева; понимать авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней; отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог, создавать устные монологические высказывания;

метапредметные: структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Виды деятельности:

рецептивная: домашнее чтение рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», рассказа Е. Гришковца «Начальник», повести Л. Нечаева «Ожидание друга, или признания подростка».

репродуктивная: краткий пересказ эпизодов, работа со словарем.

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, подбор цитат из текстов литературных произведений по заданной теме.

исследовательская: сравнительный анализ произведений XX века, в которых нашел воплощение образ учителя; анализ эпизодов.

Опережающее домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», повесть Л. Нечаева «Ожидание друга, или признания подростка», рассказ Е. Гришковца «Начальник».

2. Подобрать материал из прочитанных произведений по темам: «Портрет учителя», «Методы воспитания, используемые учителем», «Отношение к учителю воспитанников и окружающих», «Влияние учителя на формирование личности ученика».

Ход урока

Эпиграфы к уроку: Сколько в человеке памяти,

Столько в нём человека.

В. Распутин.

Как прекрасно устроен человек!

Какой великий дар ему дан — Память.

В.П.Астафьев.

Учитель: Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Образу учителей будет посвящён наш сегодняшний урок, тема которого – «Нет на земле ответственней призванья…». Запишите в тетрадь тему и эпиграфы к уроку.

Ученик: Давайте выясним значения слова «память» по словарю (сообщение ученика).

Память – это:

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

2. Воспоминание о ком — либо, о чём — нибудь.

3. То, что связано с умершим (воспоминания о нём).

(С.Ожегов. Словарь русского языка).

Учитель: Память обладает поистине волшебными качествами. Она даёт возможность увидеть то, что вы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдается однажды. Сегодня мы будем говорить о произведениях-воспоминаниях. Эти произведения разные, но их объединяет одно – образ учителя.

Учитель – это воспитатель, наставник… В этом его гражданское, человеческое предназначение. Тема «учитель – ученик» на протяжении всей истории литературы была в центре внимания писателей.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души.

Вы каждый день приходите в школу, каждый день встречаете своих учителей. Одних из них любите, других – не очень, одних уважаете, других – побаиваетесь. Учитель не просто даст знания по тому или иному предмету, но и оставит след в вашей душе.

Быть учителем очень трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.

Учитель: На страницах произведений русской литературы вы найдете образы разных учителей (знакомство с выставкой книг):

  • Повесть В. Железникова «Чучело»;

  • Повесть Ю. Полякова «Работа над ошибками»;

  • Рассказы Ю. Яковлева «Учитель», «Учитель истории»;

  • Роман А.В. Иванова «Географ глобус пропил»;

  • Повесть Е. Криштоф «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой»;

Учитель: Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет. Что стало с героями прочитанных произведений? Какой след в их душах оставили учителя? Какими они помнят своих учителей? Об этом наш сегодняшний разговор…

Учитель: Вспомните, в каких произведениях мы уже встречали образ учителя?

(Л.Н. Толстой «Детство», В. Распутин «Уроки французского», Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»)

Учитель: Итак, каким же мы видим учителя на страницах прочитанных произведений?

Сопоставительный анализ текстов:

  1. Чьими глазами мы видим учителя в прочитанных произведениях? Какое это имеет значение?

    • Глазами мальчика-подростка (В. Астафьев)

    • Глазами мальчика-подростка (Л. Нечаев)

    • Глазами мальчика-подростка (Е. Гришковец)

Вывод: Во всех трех произведениях мы видим учителя глазами детей. Повествование от 1-го лица позволяет более точно понять чувства рассказчика, остроту его личных переживаний. Дети тонко «чувствуют» взрослых, видят их особым взглядом: чистым, непосредственным, открытым. Память человека лучше всего сохраняет яркие детские впечатления. Люди особенно хорошо помнят события детства.

  1. Сравните портретные характеристики педагогов. Какую роль играет портрет в отражении отношения ученика к учителю?

    • «Учитель улыбнулся, поискал меня глазами…. Учитель сидел возле окошка на стуле, принесенном бабушкой из горницы, и приветливо смотрел на меня». «Лицо учителя, хоть и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком» (В. Астафьев)

    • Портретной характеристики нет (Л. Нечаев)

    • «А человек смотрел на меня и улыбался. У него было очень необычное лицо. Тонкие, довольно длинные волосы соломенного цвета не имели определённой причёски, и в беспорядке обрамляли лицо, закрывая уши. Светлые глаза улыбались, чёткий выразительный рот улыбался, лицо его, очевидно подвижное и имевшее большие мимические возможности, было худым и вытянутым, с острым, гладко выбритым подбородком. Но главной, не забываемой и уникальной составляющей его лица, был нос. Он был похож на… острый клюв. Но клюв не орлиный, а клюв неведомой птицы. Нос был прямой, без горбинки, длинный, но не торчащий вперёд, а своим остриём направленный вниз. И крылья этого носа были точно нарисованы. Дружеский шарж или карикатуру на этого человека рисовать было, видимо, очень легко. Нос его сам по себе казался карикатурным». «Верхнюю одежду он снял и остался в светлой клетчатой рубашке, расстёгнутой до середины его не совсем атлетической груди. Потёртые, но чистые джинсы очень обтягивали его тонкие кривые ноги, эти джинсы книзу заканчивались небольшими клёшами. На поясе был широкий кожаный ремень с большой пряжкой. Очевидно, этот человек слушал и любил хард рок.» (Е. Гришковец)

Вывод: В произведениях В. Астафьева и Е. Гришковца ребята через много лет очень хорошо помнят, как выглядели их педагоги. Герои подробно описывают их «малоприметное» (В. Астафьев) и «не забываемое и уникальное»

(Е. Гришковец) лица. Они искренне любят своих учителей и трепетно хранят в памяти даже мельчайшие детали их внешности. Герой произведения Л. Нечаева не сохранил в памяти черты учительницы, автор не дает ее портретного описания. Вероятно, это объясняется тем, что детская память отказывается хранить отрицательный образ учителя. В сознании ребенка она остается просто «учительницей».

  1. Сравните методы воспитания, которые использует педагог. Как педагоги стремятся воздействовать на ум и души своих воспитанников?

    • В рассказе мы не видим настоящих педагогических методов. Однако, учителя воспитывают и детей, и взрослое население своим образом жизни, уважительным отношением ко всем «кряду». Они много времени уделяют досугу ребят, стараясь привить им чувство прекрасного, расширить их кругозор. Много они сделали для того, чтобы преобразовать школу, обеспечить детей школьными принадлежностями, учебниками. Для учителей не было «неважных» моментов в жизни селян (будь то «усмирение» дяди Левонтия, или же фотография на память о школьных годах). (В.Астафьев)

    • Учительница представляет собой человека, для которого успехи детей служат прежде всего средством подъёма по карьерной лестнице. «У меня показательный класс, — сказала учительница. – Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…». Учительница беспокоится за внешнюю успеваемость класса. Она стремится выделиться, ей нужно, чтобы её заметили, поэтому она выдаёт желаемое за действительное, не считается с мнением ребят. Ученик не интересует ее как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями. Особенно ярко эта особенность проявляется в эпизоде подготовки к 23 февраля: «Пусть папы придут на двадцать третье февраля с наградами, орденами и медалями. Мы будем их славить». Так сказала она, а я подумал: «Что-то она не то говорит.… Как же она не подумала, что у половины класса нет пап! Папы – в разводе…» Мало того. Тот же Рудой встал и сказал: «А у моего папы нету наград». Тогда она заявила: «Что же это за папа – без наград!». (Л. Нечаев)

    • Владимир Лаврентьевич – преподаватель фотокружка. Это учитель не по статусу, а по призванию. Он мастер своего дела, и на свой кружок он берет не каждого, а детей с определенными способностями к этому виду деятельности, которые тоже нужно разглядеть. Чтобы определить статус каждого ученика в своём кружке, Владимир Лаврентьевич придумывает прозвища, такие как «дядя» или «начальник». Каждый ученик в этом кружке старается раскрыть свои способности и тем самым заслужить уважение педагога и право называться «дядей». «Он говорил со мной серьёзно. Он заботился обо мне. И заботился тоже, как надо, серьёзно». «И я пытался объяснить. А Начальник слушал. Меня в первый раз так слушали». «Но больше он радовался успехам подопечных. Он мог по нескольку дней провести с кем нибудь из пацанов, добиваясь от него совершенного исполнения печати фотографии. В случае получения результата он просто ликовал. И как же он горевал, когда кто нибудь портил или царапал перспективную плёнку или негатив». (Е. Гришковец)

Вывод: Во всех трех произведениях педагогическое воздействие на ребят оказывается по-разному. В повести Л. Нечаева подобное отношение к детям вызывает у них сначала недоумение, а затем неприятие учителя. В рассказе В. Астафьева учителя «растворились» в памяти народа, потому что смогли жить жизнью народа, не побоялись трудностей деревенской жизни, полностью посвятив себя высокому призванию. В рассказе Е. Гришковца мы видим другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе. Главное сходство в педагогах (В. Астафьев и Е. Гришковец) – в уважении, внимательном отношении к ученикам.

  1. Как относились к учителю воспитанники и окружающие? За что благодарны им их ученики?

    • «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее и молчаливое». Жители села заботились о семье учителей (подкармливали ненавязчиво, присматривали за ребеночком, тайком привозили дрова и т.п.) Дети восхищались тем, как много знал учитель. (В. Астафьев)

    • «Мне было стыдно за нее». «Как я сочувствовал ей!» «Отказываясь от нас, слабых, она фактически признавалась в своем бессилии, то есть в своей слабости. А слабых я жалею.» «Конечно, в сочинении об учительнице я не стал бы чернить ее. Она меня учила, и я сполна оценивал это». (Л. Нечаев)

    • Мальчишки были благодарны педагогу за то, что он оказал им доверие. «Он доверил нам время своей жизни, своей надежды, свою профессию, свои представления о том, как и что…» (Е. Гришковец)

Вывод: Мы видим сходство в изображении образов учителей, описанных В. Астафьевым и Е. Гришковцом. С теплотой отзываются о своих педагогах герои рассказов, потому что они открывали детям мир, где люди доверяли друг другу, поддерживали и помогали, защищали, разделяли боль и радость, избавляли от одиночества, учили состраданию, добру и справедливости. Герой повести Л. Нечаева жалеет учительницу, сочувствует ей, потому что никто из учеников не был к ней искренне привязан. Боль и обида, нанесенная учителем, не оставляет места в душе ребенка для любви к нему.

  1. Какой след оставили педагоги в памяти своих воспитанников?

    • «…фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька». (В. Астафьев)

    • Воспоминание об учителе мы читаем только в начале повести, в дальнейшем повествовании образ учителя отсутствует. (Л. Нечаев)

    • Если бы у меня спросили: «Был ли у вас учитель?» Я бы сказал: «Был». (Е. Гришковец)

Вывод: Учителя в этих произведениях описываются разные. У каждого своя судьба, свои методы воспитания. Педагогов, описанных В. Астафьевым и Е. Гришковцом, объединяет любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа. Только таких учителей, которые дарят свою любовь, душевное тепло, учат не бояться никаких трудностей, люди помнят всю жизнь, вспоминают с благодарностью. Учительница из повести Л. Нечаева, потеряв доверие и уважение ученика, потеряла и место в его памяти.

Вывод: (делает учитель) Образ учителя в русской литературе динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем.

Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек. Быть учителем – это не просто вид деятельности – это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе и должен помогать детям справиться с их страхами, проблемами, помогать обретать не только знания, но и уверенность в себе, готовить к жизни в окружающем мире.

Я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, квалифицированного фермера, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог этим людям найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных. Слово учителя пропитывает все сферы нашей жизни – и политику, и экономику, и культуру, и личную жизнь человека. Нравственные устои, которые лежат в основе всей государственности, зависят прежде всего от учителя. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

Рефлексия

Учитель: Каким же должен быть настоящий учитель? Может быть, нам помогут слова В.П. Астафьева, тем более что они вам хорошо знакомы: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». Вернёмся к эпиграфу. Все произведения написаны взрослыми людьми. Каждый из них, вспоминая детские годы, пытался осмыслить роль педагога в своем становлении. Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим ученикам людьми, просто хорошими людьми. Настоящий учитель – это тот, кого помнят всю жизнь. Настоящими были и мои школьные учителя, которые помогли мне стать тем, кем я стала.

Вы научили цели добиваться,

Любить и верить, преданно дружить,

Не пасовать, не трусить, не бояться.

А если проще, с чистым сердцем жить!

Учитель: Подводя итог сегодняшнего разговора, давайте попробуем создать свою «модель» современного учителя.

Учитель должен быть:

Умным

Человечным

Интеллигентным

Талантливым

Единомышленником

[Л’]юбящим своё дело!

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Мой любимый учитель».

Список литературы:

  1. Астафьев В.П. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с.

  2. Гришковец Е. Начальник/ Гришковец Е. Следы на мне. М., 2007. 75с.

  3. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский, С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.

  4. Нечаев Л.Е. Ожидание друга, или признания подростка/Школьные годы. Выпуск 2. – М.:»Детская литература», 1990.

  5. Образ учителя в литературе http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. «Русский язык», 1989.

  7. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984.

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here