11

Урок литературы по сказке

Антуана де Сент-Экзюпери

Маленький принц” в 9 классе

проведён учителем русского

и литературы МБУ СОШ №63

г.о. Тольятти Бичуриной А.А.

Тема: Наедине с Маленьким принцем

Цель: учить детей постигать нравственно – философскую основу произведения, показать его значимость в формировании личностно – мировоззренческих взглядов для восприятия окружающей действительности

Задачи:

1) развивать коммуникативную деятельность через слушание, чтение отрывков из текста, говорения;

2) развивать диалогическую речь учащихся;

3) формировать эстетический вкус в ходе нравственного анализа образа литературного героя;

4) отрабатывать умение задавать вопросы, проводить сравнительный анализ, делать вывод

5) актуализировать знания учащихся через рефлексивную деятельность;

6) воспитывать в учащихся стремление видеть сердцем души тех, кто дорог и близок им, чувство ответственности за тех, кого приручили.

Эпиграф: Зорко одно лишь сердце.

Самого главного глазами не увидишь.

А. Сент — Экзюпери

Тип урока: урок-размышление

Методические приёмы: слово учителя, работа над словесном портретом

литературного героя, беседа, работа с текстом,

словарная работа, символические действия,

рефлексивная деятельность, работа в малых

группах.

Оборудование: портрет А. де Сент Экзюпери, произведения писателя,

рисунки–иллюстрации учащихся, афоризмы из «Маленького

принца», запись песни М. Таривердиева на стихи Н.

Добронравова ”Маленький принц” , музыкальная

композиция С. Рахманинова ”Вокализ”

1,Первый этап урока. Введение в тему.

1.Учитель объявляет тему, цель и задачи.

2.Объясняет необходимость обращения к нравственно – философской сказке «Маленький принц» А. де Сент Экзюпери именно в 9 классе из – за того, что дети завершают курс основного общего образования и многие продолжат учёбу в других учебных заведениях. Выражает желание, чтобы в мире, полном жесткости и несправедливости, Маленький принц остался с ними навсегда и не позволял им ожесточиться.

3.Ученик даёт биографическую справку А. де Сент Экзюпери на фоне высвечиваемого на интерактивной доске его портрета и выставленных произведений писателя. (см. приложение)

4.О сказке «Маленький принц»

Философская повесть – сказка «Маленький принц» (1942 год) – одно из поздних произведений фр. писателя Антуана де Сент Экзюпери. В нём автор высказал свои заветные мечты и надежды, это своеобразное завещание писателя, мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте. Она (сказка) написана в 1942 году в Нью-Йорке, куда Антуан эмигрировал после того, как немцы вошли в столицу Франции – Париж.

Эта книга написана для тех, кто способен понять, что “зорко одно лишь

сердце. Самого главного глазами не увидишь»”

(Ссылка на эпиграф)

Герой сказки – мальчик, живущий на астероиде Б-612.

Нарисуйте его словесный портрет.( Каким же представляете себе его внешний вид?)

Да, это был необычный мальчик как внешне, так и внутренне. Самое главное в том, что у Маленького принца доброе сердце, разумный взгляд на мир. Наверное, поэтому он интересен не только детям, но и взрослым.

Песня М. Таривердиева на стихи Н. Добронравова ”Маленький принц.

Кто тебя выдумал, звездная страна

Снится мне издавна, снится мне она.

Выйду я из дому, выйду я из дому,

Прямо за пристанью бьется волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц,

Звездный замечу я свет из – под ресниц.

Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне

Выйдет доверчивый маленький принц.

Самое главное – сказку не вспугнуть,

Миру бескрайнему окна распахнуть.

Мчится мой парусник, мчится мой парусник,

Мчится мой парусник в сказочный путь.

Где же вы, где же вы, счастья острова?

Где побережье света и добра?

Там, где с надеждами, там, где с надеждами

Самые нежные бродят слова.

В детстве оставлены давние друзья.

Жизнь – это плаванье в дальние края,

Песни прощальные, гавани дальние.

В жизни у каждого сказка своя.

В песне есть замечательные строки:

Самое главное – сказку не вспугнуть,

Миру бескрайнему окна распахнуть.

Урок наш я назвала ”Наедине с Маленьким принцем.”

Сегодня мы открываем друг другу сердца и ведём с ним откровенный, честный, добрый разговор по душам.

2. Второй этап урока.

Обсуждение сказки «Маленький принц»

(Учащиеся получают карточки с вопросами и малыми группами (2 -3 чел) ищут на них ответы)

1.Маленький принц. Откуда он прилетел? Где и при каких обстоятельствах с ним встретился автор? Как он жил на своей планете? Чем опасны баобабы?

(Маленький принц прилетел с маленькой планеты – астероида Б-612. Летчик потерпел аварию в пустыне, здесь он и встретился с золотоволосым мальчиком, который попросил его нарисовать барашка. Он твёрдо усвоил правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету. Каждый день Мал. принц чистил вулканы и вырывал ростки баобабов: если баобаб не распознать вовремя, то потом от него уже не избавиться. Он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать её в клочья.)

В чём метафоричность борьбы Мал. принца с баобабами?

(В каждом человеке есть семена хороших и полезных трав и семена дурной сорной травы. Если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это потом можно дорого поплатиться. Душа человека должна неустанно трудиться, чтобы нести свет и добро)

2.Почему Мал. принц просит нарисовать намордник для барашка? Кем была для него Роза? Почему он улетает от неё? Чему учит нас в этой истории золотоволосый мальчик?

(«Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать!»)

3. Почему он отправился странствовать с перелётными птицами?

(У Мал. принца жизнь была однообразной. Долгое время у него было одно развлечение – наблюдать над закатом. Он был очень любознательным, не оставался никогда равнодушным, хотел узнать много нового о мире, людях, природе.)

4. Маленький принц и обитатели астероидов(325, 326, 327, 328, 329,330). Почему у астероидов нет названий? В чём символичность этих цифр?

(В них намёк на болезнь современного мира.

Это будто квартиры многоэтажного дома, где живут люди, не знающие друг друга, абсолютно равнодушные; каждый живет своей жизнью, и его не интересует, что происходит с другими)

5. Кто живет на этих астероидах? Что вынес для себя от этих встреч Мал. принц?

Посещение короля.

«С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна.»

Посещение пьяницы.

«Каждый человек должен найти в себе сил, чтобы изменить свою жизнь»

Посещение честолюбца.

«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвалы.»

Посещение делового человека.

Деловой человек занят только делом. Он хочет владеть Вселенной, хочет стать еще богаче. Если человек «за всю свою жизнь не понюхал цветка, не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб.»

Посещение фонарщика.

«Вот человек, которого все стали бы презирать- и король, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе.»

Посещение географа.

Географ никогда не выходит из кабинета, обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, т.к. он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать.»

Что такое ценности? Какие ценности можно назвать истинными ?

Что такое душа? У обитателей островов душа в каком состоянии? (она омертвела)

Вывод: Душа настоящего человека всегда излучает Свет.

6. Кто советует Мал. принцу посетить планету № 7 – Землю?(У нее неплохая репутация) Почему он заплакал?

(Увидел целое поле роз. А ведь его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной»)

7. Встреча с Лисом

Символом чего является Лис? (Мудрости)

Какой секрет открыл Лис, какую мудрость дарит нам?

(Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили и ты тоже должен кого-то приручить. Ты всегда в ответе за того , кого приручил)

Что значит приручить? (создать узы).

Можно ли увидеть эти узы? (Это невидимые узы от сердца к сердцу. Их увидеть нельзя, их можно только почувствовать. Приручить – создать узы любви, единения человеческих душ. Приручить – значит сделать мир добрее и чище. Чтобы иметь настоящих друзей, нужно им отдавать частичку своей души. «Твоя роза так тебе дорога потому, что ты отдал ей свои дни»)

Роза – одна единственная в целом свете, потому что он ее приручил. Маленький принц возвращается к своей Розе, потому что он ее приручил. Путь на свою планету лежит через самопожертвование. Ради того чтобы улететь на свой астероид Б-612, он должен умереть на Земле и освободиться от груза своего тела.

8. Как расстаются Маленький принц и Летчик?

Почему подружились они? Что сблизило их?

(Они смотрят на мир одинаково. У них чистые души. Они понимают друг друга без слов и готовы открыть все тайники своей души)

III.Третий этап урока. Заключительный.

1.Экспресс — ответы на ключевые вопросы урока:

Нужен ли нам Маленький принц? В чем символичность этого литературного образа?

2. Работа со схемой.

Вселенная

Маленький принц с большим сердцем

Несет в себе

Добро,

Любовь,

Причастность,

Искренность

Открытость

С

В

Е

Т

Маленького принца волнуют те же вопросы, что детей и взрослых: что имеет настоящую цену в жизни, что составляет основу человеческого счастья? Для него мало просто жить, надо жить честно и достойно. И он так живет, так как не потерял нравственные ориентиры. У Маленького принца своя шкала ценностей.

Назовите некоторые из них.

(Добро, Любовь, Причастность, Мудрость, Скромность)

И если каждый из вас выстроит свою шкалу ценностей, как Маленький принц, то и вы тоже будете жить достойно и честно

3. Рефлексия.

Если бы я встретился с Маленьким принцем, что бы сказал ему во время разговора?

Учащиеся высказываются под музыку С. Рахманинова «Вокализ»

4. Заключительное слово учителя.

(Звучит «Вокализ» С. Рахманинова)

Маленький принц вошел в мою жизнь еще в 5 классе. Я полюбила этот образ за чистоту души. Он наполняет меня светом. Когда мне грустно, я беру и читаю эту сказку. Мне становится спокойнее, невзгоды и проблемы куда-то уходят, ибо рядом со мной мой юный друг – Маленький принц. Сегодня я хочу к нему обратиться стихотворением Е. Евтушенко «Не исчезай» и тем самым выразить к нему свою любовь и привязанность.

5. Подведение итогов урока. Задание на дом: написать сочинение «Открытое письмо Маленькому принцу»

Евгений Евтушенко

Не исчезай

Не исчезай… Исчезнув без меня,

развоплотясь, ты из себя исчезнешь,

Себе самой навеки изменя,

И это будет низшая нечестность

Не исчезай,,,, Исчезнуть — так легко,

Воскреснуть друг для друга невозможно.

Смерть втягивает слишком глубоко.

Стать мертвым хоть на миг – неосторожно.

Не исчезай….Забудь про третью тень.

В любви есть только двое. Третьих нету.

Чисты мы будем оба в Судный день,

Когда нас трубы призовут к ответу.

Не исчезай… Мы искупили грех.

Мы оба неподсудны, невозбранны.

Достойны мы с тобой прощенья тех,

Кому невольно причинили раны.

Не исчезай. Исчезнуть можно вмиг,

Но как нам после встретится в столетьях?

Возможен ли на свете твой двойник

И мой двойник? Лишь только в наших детях.

Не исчезай. Дай мне свою ладонь.

На ней написан я – я в это верю

Тем и страшна последняя любовь,

Что это не любовь, а страх потери.

Биографическая справка.

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе в аристократической семье.
Потомок старинного графского рода. Учился в привилегированном колледже. Готовился стать моряком в духе традиций французской аристократии. Пробовал найти себя архитектуре, но, проучившись чуть более года в Академии искусств, решил, что это не для него.

В 1921 году зачислен в истребительную авиацию, с 1922 года начинает работать гражданским летчиком в авиакомпаниях: перевозит почту из Европы в Америку.
Его последующая жизнь полна драматических событий. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев, перенес не одно ранение, нередко бывал на грани смерти. Друзья воспоминания: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё!»
Когда началась Вторая мировая война, Антуан стал военным летчиком. 31 июля 1944 года летчик – разведчик Экзюпери вылетел на боевое задание и не вернулся, его самолет был сбит над морем.
Антуан де Сент-Экзюпери оставил глубокий след в гуманистической литературе 20 века своими произведениями: «Южный почтовый» (1929), «Планеты людей» (1929), «Военный летчик» (1942), «Маленький принц»(1943), «Цитадель»(Опубликована в 1948 году.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here