Локотская средняя общеобразовательная школа №2

Урок литературы

в 7 классе

«Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания»

Подготовила : Чернозуб И. В.

Цели и задачи:

Проанализировать рассказ «Юшка», помочь учащимся понять основную мысль произведения, воспитывать любовь к человеку, чувства сострадания, сопереживания.

Наглядность:

  1. портрет писателя;

  2. иллюстрации к произведению;

  3. схемы – опоры.

ТСО:

Запись музыки И. Крутого.

Эпиграф :

1. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. О. Волов.

2. Побеждай зло добром.

(Библия)

  1. Ход урока.

Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

и косо посмотрели вслед?

Или незримый, прочный след

В чужой душе на много лет.

Л. Мартынов.

След, который оставил после себя Андрей Платонович Платонов на земле – след добра и человечности, честности и справедливости.

Вот он перед вами ( портрет ) человек с удивительно грустными глазами, обыкновенной внешности, но такой необыкновенной души.

Сегодня мы продолжаем изучать творчество Андрея Платонова и попробуем проанализировать рассказ «Юшка», отметить ключевые моменты, помогающие понять основную мысль произведения.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Скажите, бывали ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось поделиться с кем – нибудь?

(душа переполнена чувствами)

Наверное, и писатель поэт берется за перо, когда его душа переполнена чувствами.

И от того, какими чувствами именно радостными или грустными, зависит и настроение, которым проникнуто произведение.

Хотя немаловажно Ито, что интересует писателя, чем он живет.

— А чем живет (жил) Платонов ?

Работаем со схемой №1

Я больше всего люблю …

формула

жизни

Андрея

Платонова Мать Поле Церковный Потную

деревню колокол работу

доброта любовь к согласие трудолюбие

душевность Родине с богом

Человек, живущий по такой формуле, нравственный Человек

Словарная работа №1 — нравственность.

У Платонова сочетание нравственный человек чаще подменяется словом ЧЕЛОВЕК .

« Я просто хочу быть Человеком. Человек для меня – редкость и праздник»

Почему так? Потому что далеко не все живут по законам нравственности, далеко не все, но только не герои Платонова. Они живут по формуле жизни А. Платонова.

Работаем со схемой №2 (иллюстрации)

Вася Рубцов

Неизвестный Идея добра, Цветок

цветок человечности на земле

трудолюбия

Юшка

Какого цвета доброта?

Не сразу скажешь и не спешно

Наверное, светлая она

И очень теплая, конечно.

Быть добрым – это труд большой,

Не разума, а труд души.

Быть добрым в жизни – очень важно.

Быть добрым – значит мир спасти.

Так это или нет, мы решим, проанализировав рассказ «Юшка».

Определение жанра, особенности композиции.

— Давайте вспомним, что такое рассказ и как он строится? (определим тему рассказа о Юшке, его отношении с людьми)

Завязка

С чего начинается рассказ?

Что узнаем о герое и какое первое впечатление о герое?

а) занятие героя;

б) портрет Юшки;

в) характеристика взрослых , данная Юшке.

Развитие действия

(взаимоотношения Юшки и людей)

Работаем со схемой №3

Ласка

Доброта

Нежность

Смех

Радость

Так должно быть:

-человечность,

-справедливость.

Взрослые

Но:

-равнодушие,

жестокость,

черствость.

На природе

Дети

ассоциации

Зло

жестокость

Дети и взрослые несут Юшке ЗЛО

И могло бы сердце Юшке ожесточиться, закостенеть и выбрал бы он дорогу ЗЛА, мести, ненависти, но он очень любит людей и прощает их неумение любить человека.

— Бывали ли в жизни Юшки счастливые минуты?

(один раз в году в июне или августе)

Звучит музыка И. Крутого, на ее фоне ученица читает эпизод «Юшка на природе».

Так почему же Юшке так легко и просто?

(Здесь его никто не обижает, здесь он дома, среди добра и красоты. Юшка поэт в душе, умеющий видеть и ценить красоту)

Читаю:

Цветы, как люди на добро щедры

И щедро людям нежность отдавая,

Они цветут их души согревая,

Как маленькие яркие костры.

Что же происходит, когда Юшка возвращается в город?

Любому терпению, а терпение у Юшки было «адское», приходит конец. Так произошло и с Юшкой. Он больше не выдержал людской ненависти, людской злобы.

Ученики читают диалог ( в лицах ) .

Кульминация : смерть Юшки.

— Как отреагировали люди на смерть Юшки?

( на похороны пришли все )

«Прощай, Юшка, и прости нас всех …

Развязка :

— Когда люди снова вспомнили Юшку?

Ученица зачитывает эпизод «Приезд сироты»

— Что мы узнали о Юшке?

Каким человеком он оказался?

— Почему Юшка, отказывая себе во всем, помогает сироте?

(сострадание, сопереживание)

Словарная работа №2: Милосердие.

— Скажите, если бы люди знали это решение, изменили бы они свое отношение к нему?

— Почему он этого не сделал ?

(добро не нуждается в обратном адресе)

Но добро Юшки дало ростки, и сирота щедро дарит его людям.

— Какого человека мы называем красивым?

— Можно ли Юшку назвать красивым человеком?

(обращаюсь к эпиграфу №1)

— Бывало ли Юшке стыдно перед самим собой за его жизнь?

(Нет, он действительно самый чистый, добрый)

А. П. Чехов писал:

«Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь ему рано или поздно покажет свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» .

Определяем основную мысль произведения.

Спешите делать добрые дела, пока не стало поздно.

  1. Домашнее задание

Можно ли Юшку считать Красивым человеком и почему?

(рассуждение письменно)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here