Урок литературы в 8 классе

на тему «Высказать правду о душе человека»

Учителя русского языка

и литературы МОУ Лицея

«Созвездие» №131 г.о. Самара

Рогожниковой Надежды Викторовны

2010 – 2011 учебный год

Тема урока: «Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)

Цели урока:

  • Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза);

  • Сравнить главных героев рассказа и полученные сведения отразить в таблице;

  • Определить социально – нравственные проблемы рассказа;

  • Формировать гуманистические чувства детей.

Ход урока:

Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает.

А я думаю, что всё дело в случае…»

( Л.Н.Толстой, из рассказа

«После бала»)

1. Повторение жанровых особенностей рассказа и рассмотрение композиции произведения, построенного с использованием антитезы.

(Ответы учащихся)

2.Формирование знаний и умений.

— Слово учителя. Известно, что первоначально рассказ назывался по – другому: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» Почему писатель остановился на названии «После бала»?

(Ответ ученика: события, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии да и «любовь к Вареньке сошла на нет».)

— Одним из главных героев является молодой человек Иван Васильевич. Что говорит он о своей молодости друзьям? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

(Ответ учащегося)

— Давайте понаблюдаем за его поведением на балу и после бала. И сравним с поведением полковника. Полученные результаты отразим в таблице.

Сравнительная характеристика (портрет)

Полковник

Иван Васильевич

На балу

«Красивый, статный, высокий и свежий старик…Лицо очень румяное, с белыми бакенбардами, и та же ласковая, радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах».

«Танцевал я хорошо и был не безобразен.

— Нечего скромничать.- Не то, что не безобразен, а вы были красавец».

После бала

«Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, я опустил глаза и поторопился уйти домой».

Вывод: внешне полковник после бала не изменился. Он был таким же красивым, стройным и уверенным в себе человеком. Чего нельзя сказать об Иване Васильевиче. Он до такой степени растерялся, что не знал, куда смотреть.

— Теперь сравним чувства, внутренние ощущения наших героев на балу и после бала. Полученные выводы также отразим в таблице.

Сравнительная характеристика (чувства героев)

Полковник

Иван Васильевич

На балу

«Он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне… Пройдитесь теперь вы с ней, — сказал он, ласково улыбаясь».

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое – то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

После бала

« — Я тебе помажу,- услыхал я его гневный голос.- Будешь мазать? Будешь?» «Он грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся».

«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска…»

Вывод: на первый взгляд, изменились оба героя. На балу были счастливыми, любящими и добрыми, а стали злобными и растерянными. Так ли это?

(Ответ учащегося: нет, изменился лишь Иван Васильевич. Он не мог понять поведение полковника. Искренность отца Вареньки больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. Понять, что офицер носил маску доброго человека, а оказался подлецом и злодеем, не составило бы большого труда. Но как понять того, кто искренне добр в одной обстановке и искренне зол – в другой? «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — размышлял Иван Васильевич.

А вот полковник не изменился. Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с тем, кто преступил закон.)

— Слово учителя: сделайте выводы в результате проведённого по тексту сравнения.

(Ответы учащихся)

— Запись выводов:

  • Полковник – это «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки», уверенный в том, что «надо всё делать по закону».

  • Иван Васильевич – не поняв, чем объяснить такую неоправданную жестокость со стороны полковника, отказался поступать «в военную службу». Отказавшись от службы, он делает свой нравственный выбор.

3. Применение полученных знаний и умений.

— Слово учителя. У писателя был первоначальный вариант этого рассказа.

Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа и ответьте на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Черновой вариант рассказа

« Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое же твёрдое сознание своего долга, как у полковника. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

Окончательный вариант рассказа

« Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимыми, то, стало быть, они знали что – то такое, чего я не знал,»- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде…»

( Ответ учащегося. В окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире.)

Слово учителя. Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. В этой концовке рассказа выражена позиция писателя: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя.

Толстой был обеспокоен тем, что в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Поэтому Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.

Наверное, и вам приходилось в своей жизни делать выбор. Расскажите о нём.

(Ответы учащихся)

Слово учителя. В завершение нашего разговора попробуйте сформулировать проблемы, которые ставит в своём рассказе Л.Н.Толстой.

Запишите социально – нравственные проблемы:

  • Проблема добра и зла: писатель не только показывает сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает социальные условия, искажающие натуру человека;

  • Проблема нравственного выбора человека;

  • Проблема ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе.

— Слово учителя. На рубеже двух веков Лев Николаевич Толстой создаёт целый ряд произведений, разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра.

Дополните слова Л.Н.Толстого о смысле жизни.

« Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)».

4. Домашнее задание: написать эссе по теме «Случай, изменивший мою жизнь».

Источники

1.Г.И. Беленький. Методические советы к учебнику. Литература. 8 класс, М, 2009

2. Сергеенко П. » Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой»,М, 1959

3. Танеев С.И. «Личность, творчество, документы его жизни», М, 1989

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here