Урок литературы в 8 классе
на тему «Высказать правду о душе человека»
Учителя русского языка
и литературы МОУ Лицея
«Созвездие» №131 г.о. Самара
Рогожниковой Надежды Викторовны
2010 – 2011 учебный год
Тема урока: «Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)
Цели урока:
-
Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза);
-
Сравнить главных героев рассказа и полученные сведения отразить в таблице;
-
Определить социально – нравственные проблемы рассказа;
-
Формировать гуманистические чувства детей.
Ход урока:
Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает.
А я думаю, что всё дело в случае…»
( Л.Н.Толстой, из рассказа
«После бала»)
1. Повторение жанровых особенностей рассказа и рассмотрение композиции произведения, построенного с использованием антитезы.
(Ответы учащихся)
2.Формирование знаний и умений.
— Слово учителя. Известно, что первоначально рассказ назывался по – другому: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» Почему писатель остановился на названии «После бала»?
(Ответ ученика: события, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии да и «любовь к Вареньке сошла на нет».)
— Одним из главных героев является молодой человек Иван Васильевич. Что говорит он о своей молодости друзьям? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
(Ответ учащегося)
— Давайте понаблюдаем за его поведением на балу и после бала. И сравним с поведением полковника. Полученные результаты отразим в таблице.
Сравнительная характеристика (портрет)
Полковник | Иван Васильевич | |
На балу | «Красивый, статный, высокий и свежий старик…Лицо очень румяное, с белыми бакенбардами, и та же ласковая, радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах». | «Танцевал я хорошо и был не безобразен. — Нечего скромничать.- Не то, что не безобразен, а вы были красавец». |
После бала | «Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами». | «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, я опустил глаза и поторопился уйти домой». |
Вывод: внешне полковник после бала не изменился. Он был таким же красивым, стройным и уверенным в себе человеком. Чего нельзя сказать об Иване Васильевиче. Он до такой степени растерялся, что не знал, куда смотреть.
— Теперь сравним чувства, внутренние ощущения наших героев на балу и после бала. Полученные выводы также отразим в таблице.
Сравнительная характеристика (чувства героев)
Полковник | Иван Васильевич | |
На балу | «Он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне… Пройдитесь теперь вы с ней, — сказал он, ласково улыбаясь». | «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое – то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». |
После бала | « — Я тебе помажу,- услыхал я его гневный голос.- Будешь мазать? Будешь?» «Он грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». | «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска…» |
Вывод: на первый взгляд, изменились оба героя. На балу были счастливыми, любящими и добрыми, а стали злобными и растерянными. Так ли это?
(Ответ учащегося: нет, изменился лишь Иван Васильевич. Он не мог понять поведение полковника. Искренность отца Вареньки больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. Понять, что офицер носил маску доброго человека, а оказался подлецом и злодеем, не составило бы большого труда. Но как понять того, кто искренне добр в одной обстановке и искренне зол – в другой? «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — размышлял Иван Васильевич.
А вот полковник не изменился. Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с тем, кто преступил закон.)
— Слово учителя: сделайте выводы в результате проведённого по тексту сравнения.
(Ответы учащихся)
— Запись выводов:
-
Полковник – это «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки», уверенный в том, что «надо всё делать по закону».
-
Иван Васильевич – не поняв, чем объяснить такую неоправданную жестокость со стороны полковника, отказался поступать «в военную службу». Отказавшись от службы, он делает свой нравственный выбор.
3. Применение полученных знаний и умений.
— Слово учителя. У писателя был первоначальный вариант этого рассказа.
Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа и ответьте на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
Черновой вариант рассказа
« Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое же твёрдое сознание своего долга, как у полковника. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».
Окончательный вариант рассказа
« Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимыми, то, стало быть, они знали что – то такое, чего я не знал,»- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде…»
( Ответ учащегося. В окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире.)
— Слово учителя. Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. В этой концовке рассказа выражена позиция писателя: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя.
Толстой был обеспокоен тем, что в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Поэтому Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.
Наверное, и вам приходилось в своей жизни делать выбор. Расскажите о нём.
(Ответы учащихся)
— Слово учителя. В завершение нашего разговора попробуйте сформулировать проблемы, которые ставит в своём рассказе Л.Н.Толстой.
Запишите социально – нравственные проблемы:
-
Проблема добра и зла: писатель не только показывает сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает социальные условия, искажающие натуру человека;
-
Проблема нравственного выбора человека;
-
Проблема ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе.
— Слово учителя. На рубеже двух веков Лев Николаевич Толстой создаёт целый ряд произведений, разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра.
Дополните слова Л.Н.Толстого о смысле жизни.
« Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)».
4. Домашнее задание: написать эссе по теме «Случай, изменивший мою жизнь».
Источники
1.Г.И. Беленький. Методические советы к учебнику. Литература. 8 класс, М, 2009
2. Сергеенко П. » Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой»,М, 1959
3. Танеев С.И. «Личность, творчество, документы его жизни», М, 1989