Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Конспект урока по обучению грамоте
В 1 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока:
«Звуки [р] [р,],
обозначение их буквой «Рр»
подготовила
учитель начальных классов
Волкова Наталья Александровна
г. Энгельс
2012
Тема урока: «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в
соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами
технологии уровневой дифференциации.
Тип урока: урок – открытия нового знания.
Задачи урока: образовательные:
-
познакомить с буквой Р р;
-
учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
-
плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
развивающие:
-
развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
-
оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
-
способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).
воспитательные:
-
воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.
Методы обучения:
-
словесный, наглядный, проблемный, частично — поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
-
фронтальная работа
-
парная
-
индивидуальная
Средства обучения:
-
у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска;
-
у учащихся – учебник «Букварь», рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать», фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.
Ход урока
(технологическая карта)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
III.Постановка учебной задачи.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
V.Первичное закрепление.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
VII.Рефлексия деятельности (итог урока)
| -Какой сейчас урок?
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
1. -Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. -Посмотрите на ленту букв. -Каким цветом наша лента?
-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?
-Чем отличаются гласные от согласных?
-Сколько знаете гласных букв? -А гласных звуков? Назовите.
-Назовите изученные согласные. -Все ли буквы нам известны? -Хотите познакомиться с новой буквой?
2. Чистоговорка. (слайд №2)
-Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке?
-С какой буквой познакомимся на уроке?
1. Звуковой анализ слова «рыба», «речка». -Отгадайте загадку: «Блещет в речке чистой Спинкой серебристой».
-Составьте звукобуквенную модель слова «рыба». -Назовите первый звук в слове. -Какой это звук?
-Какой фишкой обозначим?
-Назовите второй звук в слове? -Что знаете об этом звуке?
-Назовите третий звук. -Какой это звук?
-Какой фишкой обозначим? -Назовите последний звук? -Что знаете о нем?
Аналогично проводится анализ слова «речка». Загадка. «Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит». -Буква, которой обозначаются звуки [р] [р,], называется «эр» (слайд №7) -Почему здесь две буквы «эр»?
-На что похожа буква «эр»? (слайд №8)
«Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь». В.Степанов -Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р,]
-Определите, твердый или мягкий это звук?
2. Работа в парах. -Назовите как можно больше слов со звуками [р], [р,]
-Составьте звукобуквенную модель слова с новыми звуками. 3. Физкультминутка (изображение пальцами буквы) «Мы ладонь согнем дугой И прижмем её к другой, И у нас у всех теперь Получилась буква «Р».
4. Работа в тетрадях для печатания.
5. Работа по учебнику (с.66) Дифференцированная работа. 1 группа – прочитать предложения, найти и прочитать имена; 2 группа – прочитать слоги по строкам; 3 группа – прочитать слоги с буквой Р, используя пособие – окошечки».
6. Коллективная работа. Чтение слов по строчкам, по столбикам. -Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки. -Прочитайте слова, в которых только один гласный звук. -Составьте и прочитайте слова по стрелочкам. -Прочитайте только имена.
7. Физкультминутка «У реки росла рябина А река текла, рябила. Посредине глубина Там гуляла рыбина. Эта рыба, рыба – царь Называется пескарь». -Назовите слова с новым звуком.
8. Работа с текстом. «На рыбалке». Митя и Леша удили рыбу. Вот ёрш и карась. А это пескарь. Дети кладут рыбу в ведро. Мурзик будет рад улову.
-Как называется рассказ? -Кто прочитает?
Работа по вопросам. -Кто удил рыбу? -Какую рыбу они поймали?
-Куда дети кладут рыбу? -Кто будет рад улову? -Найдите в тексте слова со звуком [р], [р,]
9. Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
-Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Р.
-Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы. -Прочитайте получившиеся слова.
-Чем похожи эти слова?
-Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное? -В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук?
-А мягкий согласный звук?
-Впиши букву Р. -Прочитай получившиеся слова.
-Что общего у всех слов первой строчки?
-С какой буквой сегодня познакомились? -Какой звук обозначает буква Р? -Что было интересным на уроке? -Возникали затруднения? -Вы смогли их преодолеть? -Удалось вам сохранить хорошее настроение? -Оцените свою работу | -Урок обучения грамоте.
-Хорошее.
-Красным и синим. -Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград. -А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.
-Десять.
-Шесть: [а],[о],[у],[ы], [и],[э]. -М, Н.
-Нет. -Да (учащиеся готовы к продолжению работы)
Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук. -[р] и [р,]
— С буквой Рр.
-Рыба. (слайд №3)
-[ р]
-Твердый, согласный звук.
-Синей. (слайд №4) -[ы]
-Гласный, обозначим красной фишкой.
-[б] -Твердый, согласный звук.
-Синей. -[а] -Гласный, обозначим красной фишкой.
-Речка(слайд №5) (№6)
-Печатная большая, печатная маленькая.
-Парус, ромашка.
-Кирилл, Родион, Рината, Дмитрий, Варвара, Александр, Дарья, Григорий, Егор.
(учащиеся определяют)
-Рама, тарелка, ручка, дверь и т.д.
Учащиеся печатают букву Рр.
-Марина, Нина, рана, имена. -Нина, Марина.
-Реки, рябина, рябила, рыбина, царь, пескарь.
-На рыбалке. Чтение читающими детьми вслух.
-Митя и Лёша. -Ерша, карася, пескаря. -В ведро. -Мурзик. -Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.
-Море, нора, рама.
-Есть звук [р] и [р,]
-Нет.
-Нора, рама.
-Море.
Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия.
Имена людей.
-Рр
-[р],[ р,]
Фронтальные ответы детей. -Да. -Да. -Да. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
Список использованной литературы
-
Л.Е. Журова. Букварь. Учебник по грамоте и чтению. М: Издательский центр «Вентана — Граф», 2011 г.
-
Л.Е. Журова. Русский язык. Обучение грамоте. Программа. М: Издательский центр «Вентана — Граф», 2011 г.
-
Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам. М: Издательский центр «Вентана — Граф», 2011 г.
-
М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать». М: Издательский центр «Вента — Граф», 2011 г.
-
И.Г. Смирнова. Обучение грамоте. Чтение (1 часть), 1 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой «Букварь». Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 г.
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, 1 часть. М: «Просвещение», 2011 г.