Урок по литературе в 5 классе
«Дикие лебеди»
Автор: Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы
Аудитория: учащиеся 5-ых классов
Цель: формирование культуры чтения и памяти
Ход игры:
-
Учитель задаёт классу вопросы, начинающиеся словами: «Верно ли, что…».
-
Право ответа предоставляется тому ученику, кто быстрее поднимет руку.
-
Если ответ правильный, учитель даёт жетоны определённого цвета (жёлтого, зелёного). Если же ответ неверный, то школьник получает красный жетон.
-
Время дидактической игры ограничено (5-7 минут). Ребята об этом должны знать.
-
Побеждает в игре тот, кто больше наберёт жёлтых и зелёных жетонов. Из числа победителей исключается, если получит во время игры красный жетон.
Вопросы
Верно ли, что …
-
Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза. (+)
-
Одиннадцать братьев-принцев не ходили в школу; на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля. (-)
-
Сестрица их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было заплачено 5 золотых монет. (-)
-
Да, хорошо жилось детям, только недолго! Отец их, король той страны, женился на злой королеве, которая невзлюбила бедных детей. Им пришлось испытать это в первый же день: во дворце шло веселье, и дети затеяли игру в гости, но мачеха вместо разных пирожных и печеных яблок, которых они всегда получали вдоволь, дала им чайную чашку сладкой воды и сказала, что они могут представить себе, будто это угощение. (-)
-
Через неделю она отдала сестрицу Элизу на воспитание в деревню каким-то крестьянам, а прошло еще немного времени, и она успела столько наговорить королю о бедных принцах, что он больше и видеть их не хотел. (+)
-
Но вот Элизе минуло пятнадцать лет, и ее отправили домой. Увидав, какая она хорошенькая, королева разгневалась и возненавидела падчерицу. (+)
-
И вот рано утром королева пошла в мраморную, всю убранную чудными коврами и мягкими подушками купальню, взяла трех жаб, поцеловала каждую, превратив в красивые цветы. (-)
-
Злая королева натерла Элизу соком грецкого ореха, так что она стала совсем белокожей, вымазала ей личико вонючей мазью и скрутила ее чудные волосы в узел. Теперь нельзя было и узнать хорошенькую Элизу. (-)
-
Никто не признавал Элизу, кроме ласковой кошки да ласточек, но кто же стал бы слушать бедных тварей! (-)
-
Заплакала Элиза и подумала о своих выгнанных братьях, тайком ушла из дворца и целый день брела по полям и болотам, пробираясь к лесу. (+)
-
Проснувшись утром, она и сама не знала, было ли то во сне или наяву. Отправившись дальше, Элиза встретила старичка с корзинкой ягод; старичок дал девушке горсточку ягод, а Элиза спросила его, не проезжали ли тут, по лесу, одиннадцать принцев. (-)
-
Король посадил ее на седло перед собой; Элиза плакала и ломала себе руки, но король сказал:
— Я хочу только твоего счастья. Когда-нибудь ты сама поблагодаришь меня!(+)
-
Богатые уборы так шли к ней, она была в них так ослепительно хороша, что весь двор преклонился перед ней, а король провозгласил ее своей невестой, хотя архиепископ и покачивал головой, нашептывая королю, что лесная красавица, должно быть, ведьма, что она отвела им всем глаза и околдовала сердце короля. (+)
-
По ночам Элиза тихонько уходила из королевской спальни в свою потаенную комнатку, похожую на пещеру, и плела там одну рубашку-панцирь за другой, но когда принялась уже за девятую, у нее вышло все волокно. (-)
-
Даже по дороге к месту казни не выпускала Элиза из рук начатой работы; десять рубашек-панцирей лежали у ее ног совсем готовые, одиннадцатую она плела. (+)
-
Палач схватил Элизу за руку, но она поспешно набросила на лебедей одиннадцать рубашек, и… перед ней встали одиннадцать красавцев принцев (-)
-
На самой же верхушке куста блестел, как звезда, ослепительно белый цветок. Король сорвал его, положил на грудь Элизы, и она пришла в себя на радость и на счастье! (+)