Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. А. Демина муниципального образования Брюховецкий район
Урок-проект по творчеству Максимилиана Волошина
«Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…»
11 класс
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Мальцева Татьяна Алексеевна
станица Чепигинская
2014 год
Тема урока: «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…»
Дидактическая цель: создать условия для осознания учащимися значения творчества М. Волошина; получение знаний по творчеству поэта методом проектной деятельности.
Тип проекта: комбинированный: сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.
Цели по содержанию
Образовательная: познакомить учащихся с уникальным явлением русской культуры- творчеством
М. Волошина, поэтом, художником, критиком.
Развивающая: создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработке.
Воспитательная: способствовать воспитанию у старшеклассников интереса к русской культуре; формирование нравственно-эстетических идеалов.
Задачи
-
Изучить литературу по творчеству М. Волошина.
-
Познакомиться со стихами поэта.
-
Связать интересы Волошина к поэзии и изобразительному искусству.
-
Выявить нравственно-эстетический идеал автора через анализ стихотворений и рисунков.
-
Оформить выводы, используя сообщения и мультимедийный проект.
-
Создать творческий портрет поэта Максимилиана Волошина.
Литература
-
Куприянов И.Т. Судьба поэта. Киев, 1978.
-
Купченко В. П. Остров Коктебель.-М., 1981
-
Карсалова Е.В., Леденев А.В. «Серебряный век» русской поэзии. -Новая школа, 1996.
-
Цветаева М. Живое о живом.- М, Просвещение, 2007.
Музыка
-
Тухманов Д, Волошин М. « Я мысленно вхожу в ваш кабинет…»
-
Музыка А. Петрова из к/ф «Человек-амфибия»
-
Мартынов В. «Утро в горах».
Ход урока
-
Оргмомент. Мотивация учащихся к работе. Деление на группы.
Чтение фрагмента из стихотворения Волошина «Марине Цветаевой»:
К Вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!
(Почему «альбом», а не «тетрадь»?
……………………………………..
Ваша книга странно взволновала-
В ней сокрытое обнажено.
В ней страна, где всех путей начало,
Но куда возврата не дано.
…………………………………
Кто Вам дал такую ясность красок?
Кто Вам дал такую тонкость слов?
Смелость все сказать: от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга- это весть «оттуда»,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: «Чудо- есть!»
Учитель делает небольшое вступительное сообщение о поэте:
-Максимилиан Волошин, написавший первую ободряющую статью о молодой Марине Цветаевой и взявший ее под свое покровительство, стал ее большим другом. Он назвал Цветаеву «чудом», а мне хотелось бы, чтобы и вы в конце сегодняшнего урока могли воскликнуть, думая о Волошине: «Чудо — есть!». Его творчество — уникальное явление русской культуры: поэт, художник, ученый, критик. Этот человек стоит того, чтобы говорить о нем, о его творчестве.
Чтобы работа шла более эффективно, создадим творческие группы:
-
Биографы
-
Исследователи
-
Искусствоведы
-
Литературоведы
Назначаются руководители групп.
-
Целеполагание. Формулировка проблемных вопросов для групп.
— Вам предстоит представить, что вы вошли в кабинет поэта, все, что вы увидели там, прочитали поможет раскрыть этого замечательного человека как Поэта, Художника, Человека и создать его творческий портрет. Конечно, он будет отчасти условным, но в нем может быть узнаваема палитра любимых цветов поэта, очертания растений и камней, близких его натуре, символы музыкальных ритмов, которые, по вашему мнению, созвучны его поэзии и, наконец, все это вы можете дополнить словесным выражением его жизненной позиции, его эмоционального склада.
Исследователи | Искусствоведы | Литературоведы | |
Какие факты из биографии Волошина служат доказательством того, что поэт- незаурядная личность? | Расскажите о литературных пристрастиях Волошина. | Можно ли утверждать, что Волошин не только поэт, но и художник? | В чем особенность волошинской поэзии? |
-
Организация деятельности учащихся в группах.
Распределяются обязанности в группе; происходит обсуждение по формам представления продукта деятельности.
Карточка №1 с заданиями группе «Биографы»
-
Прочитайте стихотворение Волошина «Ел. Дмитриевой» и попробуйте представить его героиню.
-
Как раскрывается в истории, связанной с героиней этого стихотворения, личность Волошина?
-
Какое жизненное призвание, по мнению М. Цветаевой, было у Волошина?
Продукт: составить творческую таблицу «Планета Макс».
Карточка №2 с заданиями группе «Исследователи»
-
Прочитайте стихотворение Волошина «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…». Попробуйте представить себе литературные пристрастия поэта. Каковы они?
-
Как сам поэт раскрывается в этих пристрастиях?
Продукт: презентация «Киммерия Волошина».
Карточка №3 с заданиями группе «Искусствоведы»
-
Какие картины возникли у вас при чтении стихотворений Волошина?
-
Можно ли сказать, что их автор- не только поэт, но и художник?
-
Чем особенны его пейзажи?
-
Волошин никогда не писал с натуры – все больше по памяти. Как вы думаете, почему?
Продукт: альбом «Акварели Волошина».
Карточка №4 с заданиями группе «Литературоведы»
-
Выберите одно из стихотворений Волошина и обоснуйте свой выбор.
-
В чем особенность этого стихотворения?
Продукт: графическая символика-иллюстрация.
4.Ответы учащихся по группам.
Группа «Биографы»
—Максимилиан Волошин- личность незаурядная. За короткое время трудно рассказать о нем подробно, поэтому постараемся быть краткими и расскажем только о самом интересном случае из биографии поэта. Мы познакомим вас со стихотворением «Ел. Дмитриевой»:
К этим гулким, морским берегам,
Осиянным холодною синью,
Я пришла по сожженным лугам,
И ступни мои пахнут полынью.
Запах мяты в моих волосах,
И движеньем измяты одежды;
Дикой масличной ветвью в цветах
Я прикрыла усталые вежды.
На ладонь опирая висок
И с тягучею дремой не споря,
Я внимаю, склоняясь на песок,
Кликам ветра и голосу моря…
Это стихотворение посвящено школьной учительнице- Елизавете Дмитриевой. Была она непривлекательной, хромой, внешне ничем неприметной, но зато писала стихи, которые были совершенно не созвучны с ее внешним обликом. В них царили рыцари, шпаги, паруса, удивительная любовь. Волошин решил помочь ей. И вот однажды в редакцию журнала «Аполлон» пришло письмо, написанное острым косым почерком. В нем оказались стихи, подписанные именем Чарубины де Габриак. Обратного адреса не было, сообщалось только, что автор живет в семье строгих нравов. Вся редакция «Аполлона» влюбилась в прекрасную незнакомку (в том, что она была прекрасна, ни у кого не возникало сомнений) и стала с нетерпением ждать новых писем, которые не замедлили появиться. Росло количество стихов — росло и число поклонников Чарубины.
Но однажды тайное стало явным: Чарубина де Габриак предстала в образе Елизаветы Дмитриевой- поклонники были разочарованы. Только Волошин остался преданным другом поэтессы. Из этой истории можно сделать вывод о том, что Волошин был верным другом, сердечным человеком. Он умел ценить яркую индивидуальность, поэтому вокруг него собиралось множество замечательных людей.
Марина Цветаева вспоминала: «Одно из жизненных призваний Макса было сводить людей, творить встречи и судьбы. К его собственному определению себя как коробейника идей могу добавить и коробейника друзей… Макс принадлежал другому закону, чем человеческому, и мы, попадая в его орбиту, неизменно попадали в его закон. Макс был сам планета. И мы, крутившиеся вокруг него, в каком-то другом, большем круге, крутились совместно с ним вокруг светила, которого мы не знали».
Дом, который он вместе с матерью приобрел в Коктебеле, всегда был полон друзей, знакомых, близких. Здесь бывали и подолгу жили М. Цветаева, А. Белый, В. Брюсов. ВС. Рождественский, М. Булгаков, Е. Замятин, А. Грин, К. Чуковский, К. Петров-Водкин… Волошин и создавал свой Дом как «художественную колонию для поэтов, ученых и художников». Благодаря своему хозяину он был и духовным центром Коктебеля, мощным магнитом, притягивающим к себе талантливых людей. Привлекательность Волошина-художника (в обоих значениях этого слова) состоит в его высокой духовности и широте интересов.
Группа «Исследователи»
(Звучит песня Давида Тухманова на слова М. Волошина «Я мысленно вхожу в ваш кабинет…»)
Наша группа пыталась найти ответ на вопрос: каковы литературные пристрастия Волошина и как сам поэт раскрывается в своих пристрастиях.
Волошин-поэт, переводчик, литературный и художественный критик- автор более 250 статей, художник- мастер акварели, офорта, мемуарист, ученый- знаток восточных религий. Философ, краевед, историк, тонкий ценитель музыки… Поистине неисчерпаемая личность.
Цветаева говорила, что Волошин- «порождение земли», дух земли. Это неслучайно. Поэт всегда ощущал себя частью природы.
Друзья в шутку называли его «Макс де Коктебель». Лучшие его стихи связаны с Крымской землей – Киммерией, как любил называть ее Волошин. И сегодня, конечно, эти стихи прозвучат.
(На фоне органного концерта Баха ученики читают стихотворения из цикла «Киммерийские сумерки»)
Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры,
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды, как металл.
А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры.
В крылатых сумерках- намеки и фигуры…
Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,
Вот холм сомнительный, подобный вздутым ребрам.
Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чобром?
Кто этих мест жилец: чудовище? титан?
Здесь душно в тесноте… А там- простор, свобода,
Там дышит тяжело усталый Океан
И веет запахом гниющих трав и йода.
Учитель. Какие картины возникли у вас в воображении при чтении этих стихотворений? Можно ли сказать, что их автор- не только поэт, но еще и художник?
Группа «Искусствоведы»
Нередко, прежде чем создать пейзажное стихотворение, Волошин записывал слова, передающие оттенки красок, чтобы в произведении добиться нужного цветового соотношения. А так же подбирал рифмующиеся слова: например, бандуры, фигуры, шкуры, буры, хмуры, скал, оскал, металл, кристалл, закал. Стихотворение «Старинным золотом и желчью напитал…», где использованы эти рифмы, вполне можно назвать «акварелью в стихах». В этом поэтическом пейзаже автор придал киммерийской природе монументальность и одновременно очеловечил ее. В ней поэт увидел сходство с лучшим ее творением- человеком. Цветы, формы, запахи- все вместе создает такую картину, которую хочется видеть так же, как хочется «слышать звучание» волошинских акварелей.
(под музыку В. Мартынова «Утро в горах» ученики читают стихотворения из цикла «Киммерийская весна»)
Сквозь облак тяжелые свитки,
Сквозь ливней косые столбы
Лучей золотистые свитки
На горные падают лбы.
Пройди по лесистым предгорьям,
По бледным, полынным лугам,
К широким моим плоскогорьям,
К гудящим волной берегам,
Где в дикой и пенной порфире,
Ложась на песок голубой.
Все шире, все шире, все шире
Развертывается прибой.
Поэтические пейзажи Волошина не только изображают живописные уголки природы, они говорящие: мы слышим голос Земли, Истории, трав и камней, как будто сама природа рассказывает нам о том, что навеки запечатлелось в ее памяти.
Заката алого заржавели лучи,
По склонам рыжих гор… и облачной галеры
Погасли паруса. Без края и без меры
Растет ночная тень. Остановись. Молчи.
Каменья зноем дня во мраке горячи,
Луга полынные нагорий тускло-серы…
И низко над холмом дрожащий серп Венеры,
Как пламя воздухом колеблемой свечи.
Группа «Литературоведы»
(на фоне музыки А. Петрова из кинофильма «Человек-амфибия» звучит стихотворение М. Волошина «Полдень»
Звонки стебли травы, и движенья зноя пахучи.
Горы, как рыжие львы, стали на страже пустынь.
В черно-синем огне расцветают медные тучи.
Горечью дышит полынь.
В ярых горнах долин, упоенных духом лаванды,
Темным золотом смол медленно плавится зной.
Нимбы света, венцы и сияний тяжких гирлянды
Мерно плывут над землей.
«Травы древних могил, мы взросли из камней и праха,
К зною из ночи и тьмы, к солнцу на зов возросли.
К полдням вынесли мы, трепеща от сладкого страха.
Мертвые тайны Земли.
В зное полдней сухих мы пьянеем, горькие травы.
Млея по красным холмам, с иссиня- серых камней,
Душный шлем фимиам- благовонья сладкой отравы-
В море расплавленных дней.»
Мы выбрали это стихотворение, потому что оно, на наш взгляд, отражает основные особенности лирики М.А. Волошина. Стихотворение прежде всего пейзажное, красочно передающее впечатления от любимого поэтом края- овеянной историей Киммерии, Крыма, где в Коктебеле жил Волошин. Эта картина природы в полдень, когда раскаленное солнце как будто остановило всякую жизнь, кроме естественной жизни величественных сил природы. Все застыло, кажется, движется только зной. Соответствует этому и ритм стихотворения. Длинные строки четырехстопного анапеста требуют паузы (вздоха) в середине и перебиваются (еще одна пауза-вздох) в конце. Но последняя строка в каждой строфе гораздо короче и написана трехстопным дактилем. Нам эти строфы напоминают медленный подъем в гору. Все выше и выше поднимается тон от строки к строке, но вот какая-то высота преодолена, можно остановиться, перевести дыхание, вглядеться в то, что тебя окружает.
И снова медленный, размеренный подъем, чтобы с высоты увидеть все шире открывающийся мир.
В этом стихотворении М.А. Волошин раскрывается и как поэт, и как художник. Он использует не только яркие краски, но и оттенки красок: «черно-синий огонь», «темное золото смол», «иссиня-серые камни». А как живописно сравнение: «Горы, как рыжие львы, стали на страже пустынь». Волошин был своеобразным художником, и среди его пейзажей есть такие, которые близки этому стихотворению. А в качестве графического символа к нему мы бы предложили сухой стебель полыни и яркое раскаленное солнце над ним.
Картину полуденного Крыма поэт рисует не только в красках, но и звуках («звонки стебли травы») и особенно в запахах («движенья зноя пахучи»).
Но вчитавшись в это стихотворение, понимаешь, что оно не только пейзажное. Во второй части поэт использует интересный прием- как будто он слышит голос трав, голос земли, истории:
«Травы древних могил, мы взросли из камней и праха,
К зною из ночи и тьмы, к солнцу на зов возросли.
К полдням вынесли мы, трепеща от сладкого страха.
Мертвые тайны Земли…»
Крым- земля, через которую прошло немало народов, несколько цивилизаций. Древние могилы скрывают множество тайн: исторических, мифологических, археологических. Раздумья над ними, а в конечном смысле над ходом и смыслом жизни тоже вызывает это стихотворение, которое становится таким образом не только пейзажным, но и философским.
Стихи Волошина иногда называют мастерски написанными, но холодными, недостаточно лиричными. Может быть, это так. Но мы, читая это стихотворение, прямо ощущаем и зной, и горечь полыни, и красоту Киммерии, и загадку ее истории. А если это так, значит, нам поэзия М. Волошина близка и нужна.
-
Представление продуктов деятельности.
-
Групповое творческое задание.
-Итак, краткое знакомство с творчеством яркого, удивительного поэта и художника закончено. Теперь я предлагаю вам выполнить групповое творческое задание, о котором мы говорили еще в начале урока: создать портрет Художника из камней, трав, музыки и красок.
(на выполнение работы отводится 10-15 минут, после чего группы представляют свою работу).
-
Подведение итогов. Оценка итоговых и промежуточных результатов. Самоанализ работы в группах.
Список использованной литературы
-
Куприянов И.Т. Судьба поэта. Киев, 1978.
-
Купченко В. П. Остров Коктебель.-М., 1981
-
Карсалова Е.В., Леденев А.В. «Серебряный век» русской поэзии. -Новая школа, 1996.
-
Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: в 2 ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой.- М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000
-
Нарушевич А.Г. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/ А.Г. Нарушевич/ Под редакцией Н.А. Сениной. -Ростов н/Д: Легион,2013
-
Цветаева М. Живое о живом.- М, Просвещение, 2007.