МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

ИМ. А. И.ХУАДЕ» АУЛА ГАТЛУКАЙ Г. АДЫГЕЙСКА

385271 аул Гатлукай, ул. А. И. Хуаде 76

Тел. 9-81- 39

Городской заочный конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», посвящённый «Году Учителя» в России

УРОК русской литературы в 11 классе

«Не стоит село без праведника»: героиня рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор»

Учитель русского языка и литературы

Панеш Марзет Руслановна

  1. год

Тема: «Не стоит село без праведника»: героиня рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор».

Цель: выявить эстетические принципы писателя; попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека»; показать трагичность судьбы человека в тоталитарном государстве; разобраться в философском смысле рассказа.

Оборудование: портрет А.И.Солженицына; текст рассказа; интерактивная доска, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён таким качеством, что мы беседуем с ней как с Анной Карениной».

Ход урока

1.Слово учителя.

Рассказ «Матрёнин двор» был написан в 1959 году, а опубликован в 1964-м. «Матрёнин двор» — произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать. «… я мог наняться разве что таскать носилки. Даже электриком на порядочное строительство меня бы не взяли. А меня тянуло – учительствовать». После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой (там он закончил первую редакцию «В круге первом»). Рассказ «Матрёнин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем сегодня разобраться в народном характере, который показал Солженицын в своём небольшом произведении. (Обращается внимание учащихся на интерактивную доску — слайды № 4, 5,6,7)

II. Беседа по рассказу «Матрёнин двор».

Учитель: Какова главная тема рассказа?

Ученик: Тема традиционная для русской литературы – судьба простой русской женщины-крестьянки.

Учитель: Да, здесь раскрывается судьба «простого человека», «праведника», без которого «не стоит село» даже и в условиях тоталитарного государства. Прежде чем приступить к анализу хочу проверить ваше знание текста. Разгадаем кроссворд. Слова вписываются по горизонтали.

(Кроссворд проецируется на интерактивной доске – слайды № 8,9)

1

2

1.Имя главной героини рассказа «Матрёнин двор».2.Подруга Матрёны. 3.Квартирант Матрёны.4.«Яблоко раздора» и причина гибели Матрёны. 5.Каким словом Матрёна называла метель?6.Деревня Матрены.7.Фамилия Матрены. 8.Русский писатель, чьё имя упоминается в рассказе.9.Бывший жених Матрёны, «волею судьбы» ставший её деверем. 10.Отчество Матрёны. 11.Чем топили печи в деревне Тальново? 12.Воспитанница Матрёны. (Ответы: Матрёна, Маша, Игнатич, горница, дуель, Тальново, Григорьева, Тургенев, Фаддей, Васильевна, торф, Кира.)

Учитель: Как раскрывается характер героини в сюжете рассказа? Приведите примеры.

1-й ученик: Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрёна раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Она свою молодость вспоминает так: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свёкор кричал: «Матрёна! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец брёвна на передок подсадить».

2-й ученик: В рассказе мы видим пожилую Матрёну Васильевну. Она когда-то была молодой, сильной. «Раз конь с испугу сани понёс на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила». И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде и погибла.

Учитель: Чей образ ассоциируется у вас с образом Матрены?

Ученик: Мне вспомнились поэмы Некрасова «Мороз, Красный Нос» и «Кому на Руси жить хорошо» и образы Дарьи и Матрёны Тимофеевны Корчагиной. Они все труженицы, простые русские женщины-крестьянки. В Матрёне Васильевне присутствует и героическое начало, что и в некрасовских героинях:

В беде не сробеет – спасёт,

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт.

На ней держится дом, хотя труда и горя на её долю выпадает не меньше, чем на долю мужчины.

Учитель: Да, она пережила очень многое. А что именно?

(Рассказ ученика о жизни Матрены: жених Фаддей, его уход на германскую войну, замужество Матрёны, возвращение Фаддея, смерть шестерых детей, несправедливость по отношению к Матрёне: пенсию не давали, работала за трудодни, урезали огород, торф не продавали.)

Учитель: Скажите, есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких деталях сосредоточено внимание автора? Какова роль этих деталей?

1-й ученик: Развёрнутого портрета Матрёны Васильевны в рассказе нет. Автор говорит о простоте и неприметности внешности героини и исходящем от неё внутреннем свете. Да, Матрёна была простой и неприметной. Много обид было в жизни этой женщины, но она никогда ни на кого не обижалась. От неё исходил тот внутренний свет, который согревал всех: и соседей, и родственников. Она готова помочь каждому. Матрёна в колхозе уже не числилась, даже ей урезали огород. Но когда её звали на работу, всегда приходила к назначенному сроку. Попросит у неё соседка «картошку докапывать», Матрёна составляла все свои дела и шла к ней. «Когда рук не хватало, когда отнекивались бабы уж очень упорно, жена председателя приходила к Матрёне. Она была тоже женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы военная.

— Та-ак, — раздельно говорила жена председателя. – Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить!

… -Кому часу приходить-то?

…поутру она уходила со своими вилами.

Ученик: Внимание автора сосредоточено на глазах, улыбке и лице Матрёны. Как и сама она, глаза, улыбка и лицо были доброжелательные. «Лицо Матрёны складывалось в извиняющуюся полуулыбку – как будто ей было совестно за жену председателя, что та не могла ей заплатить за работу.»

Вот она накормила своего квартиранта:

« -Спасибо,- вполне искренне говорил я.

-На чём? На своём на добром? – обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала: — Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»

«…в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

«От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

Извиняющаяся полуулыбка говорит о её стыдливости, скромности; лучезарная улыбка, добрая улыбка – о её доброте, широте души, о том, что она, Матрёна Васильевна озаряет всех , согревает всех, как луч солнца. А лицо у неё было хорошее, потому что совесть у неё чиста. Ни разу в своей жизни не пошла против своей совести, не перешагнула через неё. Этими деталями – доброй лучезарной улыбкой, лучистыми глазами – Солженицын подчёркивает не внешнюю красоту, а её внутренний свет.

Ученик: Пережить то, что пришлось пережить Матрёне Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» — какие же душевные силы нужны для этого. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрёна оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.

Учитель: Итак, развёрнутого портрета в рассказе нет.

Восстановите тексты, рассказывающие о Матрёне (слайд №10):

«… жила теперь одинокая женщина лет …… (шестидесяти)».

«Я заметил: у неё было ….(верное) средство вернуть себе … (доброе) расположение духа — … (работа)». (Тексты – на интерактивной доске.)

Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связаны с духовным миром героини? (На интерактивной доске – обстановка комнаты Матрёны – слайд № 5)

1-й ученик: Быт Матрёны неустроенный. Бедность Матрёны смотрела из всех углов. Ничего ценного не было в её избе. Табуретки и лавки, заставленные горшками с фикусами, тусклое зеркало, два ярких рублёвых плаката о книжной торговле и урожае и кровать. Вот вся обстановка избы Матрёны Васильевны. Неоткуда было взяться достатку в крестьянской избе. Автор пишет: «…год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные её помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика». Бессребренничество и склонность к самоограничению сразу чувствуется, с самой первой минуты посещения избы.

2-й ученик: Но все-таки в Матрёниной избе мир особый. Живёт она в ладу с природой. Человек и природа тесно взаимосвязаны. Эту связь поддерживает добрая, милая Матрёна. Главное её богатство – колченогая кошка, криворогая коза и толпа фикусов и кактусов.

3-й ученик: Матрёна подобрала кошку из жалости. Здесь мы видим её глубокую внутреннюю доброту, её неозлобленность несмотря на тяжёлую жизнь. Фикусы заполнили её одиночество «безмолвной, но живой толпой». Она не падала духом и с одиночеством умела бороться. Я считаю, что Матрёна Васильевна не только добрая, но и сильная. Эти качества помогали ей выживать. У неё особый мир, мир, наполненный светом и притом ярким, лучистым.

Учитель: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Вот слова о любви из книги Ивана Бунина «Тёмные аллеи». (Слайд № 11) Любовь… Когда-то это чувство коснулось жизни Матрёны коснулось это чувство. Любовь, не принёсшая ей никаких радостей, но тем не менее это было счастье, потому что она вошла в её жизнь. Какое значение в раскрытии характера героини имеет её рассказ о любви?

Ученик: Матрёна в рассказе о своей любви раскрывается совсем с другой стороны: «В то лето…ходили мы с ним в рощу сидеть, — прошептала она.- тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошёл он на войну – пропал… Три года затаилась я. Ждала. И ни весточки, и ни косточки…»

Рассказчик пишет: «В первый раз совсем по-новому увидел Матрёну… Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Эти лирические светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрёны. Она необыкновенный, незаурядный человек. Есть в ней все качества, которые отличают её от других персонажей.

Учитель: Раз уж речь зашла о других персонажах, поговорим и о них, и о Матрёне в системе этих персонажей. (Здесь вставка – схема.) Какими красками нарисованы Фаддей Миронович и родня Матрёны?

Задание всему классу: восстановить текст. Текст – на интерактивной доске (слайд №12.)Также карточки с повреждённым текстом на партах (В тексте пропущено слово чёрный.)

«Высокий … старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрёна выставила ему на серединку комнаты, к печке-«голландке». Всё лицо его облегали густые … волосы, почти не тронутые сединой: с… окладистой бородой сливались усы густые, …, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены …, едва выказывая уши, поднимались к … космам, свисавшим с темени; и ещё широкие … брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку».

Назовите этого героя. (Это Фаддей Мирононович.) Что вы можете сказать о нём?

1-й ученик: Эпитет «чёрный» постоянно повторяется в портретной характеристике Фаддея. Сам он чёрный, чёрствый человек. Он проявляет себя ещё тогда, когда он вернулся домой с войны и пригрозил Матрёне убить за то, что та не стала его женой. Потом тогда, когда приходил требовать горницу для Киры. Ведь Матрёна завещала отдать её только после своей смерти. От этих частых требований неспокойно было на душе Матрены, спала она плохо. «Не спала Матрёна две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать брёвна дома. А для Матрёны было это – конец её жизни всей».

2-й ученик: Сначала Игнатич подмечает в нём немощность, когда тот приходит просить за своего сына Антошку, но в момент разборки горницы он оживляется. «И Фаддей с сыновьями и зятьями пришли как-то февральским утром и застучали в пять топоров, завизжали и заскрипели отрываемыми досками. Глаза самого Фаддея деловито поблескивали. Несмотря что спина его не распрямлялась вся, он ловко лазил и под стропила и живо суетился внизу, покрикивая на помощников». Им в этот момент движет алчность, жадность, скаредность. Это является причиной гибели Матрёны.

3-й ученик: Вся родня под стать и Фаддею. «Все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения, Кричали друг на друга, спорили».

В день похорон Матрены они ведут себя бесчеловечно. Ушёл из жизни прекрасный человек, а они безразличны к этому горю. Даже её родные сёстры, и лучшая подруга Маша, у которой вошло в привычку пользоваться бескорыстной помощью Матрёны, она же была равнодушна к её нуждам.

4-й ученик. Среди своих односельчан Матрёна остаётся «непонятой», «чужой». Даже отзывы о ней золовки, к которой переехал рассказчик презрительно сожалеющие. Только в авторском восприятии выявляется значение этой «смешной, по глупому работающей на других бесплатно», не гнавшейся «за обзаводом», не скопившей «имущества женщины.

Учитель: Как проявляется нравственная позиция персонажей в эпизодах, связанных со смертью главной героини?

Ученик: С гибелью Матрёны из её дома уходят тепло, свет и сама жизнь. Для родни и соседей гибель Матрёны – повод позлословить о ней да возможность поживиться её нехитрым добром.

Учитель: Какие чувства испытывает рассказчик после смерти Матрёны?

Ученик: Для рассказчика – это гибель «родного человека» и разрушение целого мира, мира народной правды, без которого не стоит русская земля. «Нет Матрёны. Убит родной человек. И в день последний я укорил её за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Оказалось, что чужому человеку Матрёна стала «родным» человеком, а для своих родных она осталась непонятой, чужой.

(Работа по схеме: Выбор цвета к каждому прямоугольнику, объяснить свой выбор. На партах таблица и карточки разных цветов: красных, зелёных, чёрных. У каждого ученика карточки трёх цветов.)

(Схема на интерактивной доске – слайд №13.)

(Соответствие цветов и героев:

Игнатич – красный цвет, соседи, остальные односельчане и родня Матрёны – чёрный цвет. Матрёну Васильевну обозначить цветами радуги.)

Учитель: Судьба Матрены Васильевны была трудная. Она потеряла мужа, шестерых детей. Была она многими не понятой, смешной. В жизни много обид у неё было, и всё это она терпела, несла свой крест достойно. События её частной жизни соотносятся с историческим временем. Рассказ о судьбе Матрёны перекликается со словами А.Т.Твардовского:

С её терпеньем безнадёжным,

С её избою без сеней,

И с трудоднем пустопорожним,

И с трудоночью – не полней…

Со всей бедой –

Войной вчерашней

И тяжкой нынешней бедой.

Эти строки и рассказ Солженицына писались примерно в одно и то же время.

«Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила, какая безмерная тяжесть на женские плечи легла…»

А всё-таки, попытаемся…

Ученик: Судьба Матрёны – частица судьбы всего народа. Солженицын поведал нам о несправедливости власти к простому человеку. Существовавшая тогда социальная система не давала героине жить спокойно: её оставили без пенсии, ей не продают торф, новый председатель урезал инвалидам огороды, в том числе и Матрене, даже билеты на поезд и те не продают.

Матрёна ощущала эту несправедливость на себе. «Притесняют меня, Игнатич,- жаловалась она… — Иззаботилась я». Но она не держит зла на судьбу и людей. Спасение она находила в работе. В рассказе есть такие строки: «Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа».

Матрёна Васильевна была бескорыстной. О личной выгоде никогда не думал. По словам автора

Учитель: Вспомните, пожалуйста, слова А.П.Чехова: «Как прекрасна была бы земля наша, если на клочке её каждый сделал бы всё, что мог». Вот как раз, чтобы земля была прекрасной, нужны такие люди, как Матрена.

Итак, обратимся снова к завершающим словам рассказа. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». Праведник… Как вы понимаете значение слова? Обратимся к словарю. Праведник – человек, в своих поступках, в своём поведении ни в чём не погрешающий против требований нравственности. (Слайд №14.)

Теперь скажите, в этом ли значении Солженицын употребил это слово. Вернёмся к первоначальному названию «Не стоит село без праведника».

Ученик: ответы учащихся

Учитель: Завершающие слова рассказа возвращают нас к первоначальному названию «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом.

-Каков символический смысл рассказа «Матрёнин двор»

Ученик: Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы-символы крёстного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название рассказа. Да и само название «Матрёнин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрёны – то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. Здесь она пережила две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по рёбрышкам», и «всё показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрёне ещё долго пришлось здесь жить».

Учитель: Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода пропала необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрёны до весны забили, словно гроб, — похоронили.

Символический характер носит и страх Матрёны перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрёну. Поезд – символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации. Это звучит не только у Солженицына. Встречали мы это ещё раньше, у Сергея Есенина. В стихотворении «Сорокоуст» есть волнующая картина:

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озёрных кроясь,

Железной ноздрёй храпя,

На лапах чугунный поезд.

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребёнок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

(Это стихотворение наизусть читает ученик.)

После Есенин писал: «Видим, за паровозом что есть силы скачет жеребёнок. Он хочет его обогнать. Но вконец устаёт, и на какой-то станции поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни». (Есенинские слова – на интерактивной доске – слайд №15.)

Вернёмся к эпиграфу урока. (Учитель читает наизусть эпиграф – слова А.Т.Твардовского о рассказе «Матрёнин двор» и ответ Солженицына на высказывание Твардовского.)

Послушайте ещё Солженицына: «Есть такие прирождённые ангелы,- писал в статье «Раскаяние и самоограничение» писатель, как бы характеризуя и Матрёну,- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами её поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись, пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обречённую глубину». (Слова А.И.Солженицына отображается на интерактивной доске – слайд № 16.)

-Какие качества Матрёны отмечают и Твардовский и Солженицын? Подведём итоги.

Ученик: Писатели говорят о праведности Матрёны, её сути.

Учитель: А в чём же суть праведности главной героини?

Ученик: В жизни не по лжи, как говорит сам автор рассказа. Праведность Матрёны состоит ещё в её способности сохранить своё человеческое и в столь недоступных для этого условиях.

III. Итоги урока.

Слово учителя.

Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, её связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение проповедовании истины, духовности, убеждён в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своём народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всём зле, совершённом у него на родине и его народом»(Слайд №17.). Солженицына интересовал народный характер и его существование в «нутряной России – если такая где-то была, то в той самой России, которую он ищет в рассказе «Матрёнин двор». Писатель находит не только не нетронутый смутой 20 века островок естественной русской жизни, но и тот народный характер, сумевший в этой смуте себя сохранить.

ПРИЛОЖЕНИЯ

«Когда прекращён поиск, творческое становится шаблоном»

Е.Ильин.

«Методика — это умение беречь время, умение умно расходовать силы ученика, умение находить в учебном материале основное и главное, искусство организовывать труд коллектива, каким является класс, это система рассчитанных воздействий на различные индивидуальности учеников».

В законодательстве Российской Федерации закреплен как один из основополагающих принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличие в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель — целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Задача учителя — обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний — результат его деятельности.

Проектный метод – один из видов новых технологий. Его цель — повышение активности учащихся на основе их целенаправленной деятельности, личной заинтересованности. И в настоящее время понятие “новые образовательные технологии” не мыслится без этого метода , под которым нужно понимать способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Он направлен на повышение эффективности урока, на развитие творческих и аналитических способностей учащихся, что является прекрасным стимулом или поддержанием интереса к изучению русского языка и литературы. Использование технологии проектного обучения ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка. В задания творческого характера включаю и проектную деятельность. Презентацию к уроку вместе с учителем готовили Хуаде Артур и Мешвез Назирет. С помощью мультимедийного проектора и интерактивной доски демонстрирую  слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.

Использование данной технологии позволило:
1.Значительно сэкономить время на уроке  .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

Работая над проблемой «Организация творческой деятельности учащихся на уроках литературы как средство повышения качества обучения», ставлю целью литературного образования не только приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, но и развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений  литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирую эстетический вкус, гражданскую идейно-нравственную позицию. В центре внимания урока – художественный текст. Анализируя текст, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле, развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание. Изучая произведение Солженицына А.И. «Матрёнин двор», одиннадцатиклассники находили портреты героев: Матрёны, Игнатича, Фаддея Мироновича и других, разгадывали кроссворд, восстанавливали пропущенные слова в тексте и по этим текстам узнавали героев.

    Развитие творческих способностей является особенно актуальным в наше время, так как сегодняшняя молодёжь несёт в общественную жизнь нетерпимость к рутине и застою, ещё не раскрывшиеся творческие способности, неисчерпаемый запас энергии, инициативы,  а эстетическое воспитание детей с помощью художественной литературы способствует развитию творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать её. Это прямой путь к обретению осознанной способности воспринимать окружающий мир не отчуждённо, а как «свой», с его радостью, не всегда объяснимой печалью, даже болью и зарождающимся чувством личной ответственности, которое несёт с собой такое миропонимание.  Так, раскрывая образ Матрёны, учащиеся высказывали своё личное мнение, и в этой женщине увидели тот маяк, который нужен нам сегодня, который указал бы нам правильный путь. На данном уроке использованы способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизация. Широта и доброта души Матрёны была выявлена вследствие сравнения с соседкой Машей, которая пользовалась её добротой, отзывчивостью героини, с сёстрами, не понимающими весь трагизм происшедшего, а лишь думающими о том, как бы наживиться на «имуществе» Матрёны, с Фадеем Мироновичем, который всё еще думал о горнице.

Использование новых технологий даёт позитивные результаты. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера значительно повышается эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучения позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию.

Панеш М.Р.

Рецензия

на урок русской литературы в 11 классе по теме «Не стоит село без праведника»: героиня рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор», представленный на городской заочный конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», посвящённый «Году Учителя» в России

В проекте концепции нового стандарта указывается на то, что «стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов». При этом стандарт рассматривается как «средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

В этих условиях перед учителем стоит непростая задача обеспечения достижения соответствующего качества обучения и обученности. Эту задачу Марзет Руслановна решает, изменив общий подход к обучению и традиционную парадигму, в которой она не просто учит, а управляет процессом учения детей по достижению дифференцированных по уровню сложности результатов в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Урок русской литературы в 11 классе, проведённый в рамках изучения творческого наследия А.И.Солженицына, показал, что у Марзет Руслановны развита образовательная компетентность с ориентацией на новый образовательный стандарт и новые требования. Она умело выстраивает систему операционально определяемых целей, которые наиболее адекватно отражают изучаемую информацию, проектирует целостную систему наиболее оптимальных путей и способов достижения поставленных целей и задач, эффективно и качественно управляет процессом реализации плана урока.

Марзет Руслановна на уроке создала взаимосвязанные системы: мониторинг успешности учения обучающихся, информационно-аналитическая система и система коррекции, направленные на повышение эффективности и качества учения школьников; организовала образовательные ситуации, создающие устойчивую, внутренне значимую мотивацию детей на учение, его осознанное позитивное самоопределение.

На уроке созданы условия по развитию субъектного опыта 11-классников по эффективному восприятию информации, её переработке, понимания, запоминания для наиболее целостного её воспроизведения, преобразования и применения.

Реализуя всё это, Панеш М.Р. создала на уроке особую процессуально-образовательную среду учебного занятия, в которую погружает учащихся. Она задала ориентиры, помогающие ей выстроить процесс учения наиболее оптимальным способом, гарантирующий качественный перевод учащегося из актуального состояния в требуемое состояние.

Информационный материал, заготовленный на мультимедиа, использован для организации эффективного восприятия информации и сотрудничества обучающихся для осуществления индивидуальной работы по изучаемому

материалу и для индивидуальной обратной связи.

Организовано быстрое переключение обучающихся с одного вида деятельности на другой с активизацией процесса внимания. Активная деятельность учащихся превалирует над активной деятельностью учителя.

Образовательный процесс осуществляется с правильно выбранной тональностью, с достаточной для активного восприятия степенью наглядности и образности, в комфортной творческой атмосфере.

Заместитель директора по УВР Хуаде С.И.

ИНФОРМАЦИЯ

о результативности применения информационных технологий

Использование информационных технологий на уроке оказало влияние на качество образования как процесса, помогло использовать специальные приёмы работы по развитию у учащихся интереса к предмету, обеспечило эффективное развивающее обучение, повысило степень познавательной деятельности учащихся, творчества и самостоятельности, организованности и заинтересованности и тактичности учащихся.

Учащиеся получили возможность выразить своё мнение, проявить индивидуальные способности, делать выводы и обобщения самостоятельно. Дети стремились больше узнать, испытывали радость от активности, интерес к изучаемому материалу, свободно рассуждали о времени, когда происходили описанные в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» события.

Мультимедийное сопровождение урока помогло проверить знание художественного текста рассказа, его героев и изобразительных средств, использованных автором в изображении характеров героев, художественных деталей, включить каждого ученика в активную деятельность по достижению образовательной цели, чередовать разные виды деятельности учащихся, осуществлять логическое мышление, умение сравнивать, сопереживать.

В деятельности учащихся проявились мотивы самосовершенствования. Они работали продуктивно, осознанно усвоили учебный материал, легко оперировали понятиями, посредством которых осуществлялось решение учебных задач. Внимание учащихся было устойчивое. Характер общения учителя и учащихся на уроке демократический.

Заместитель директора по УВР Хуаде С.И.

Рецензия

на урок русской литературы в 11 классе по теме «Не стоит село без праведника»: героиня рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор», представленный на городской заочный конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», посвящённый «Году Учителя» в России

Урок русской литературы в 11 классе был проведён 30 апреля 2009 года во время семинара учителей русского языка и литературы г.Адыгейска. Урок проведён в нетрадиционной форме, с использованием компьтера и интерактивной доски.

Марзет Руслановна конкретно, чётко и лаконично сформулировала цель урока, поставила задачи, которые необходимо решить на кроек.

Видно было, что учитель имеет глубокие и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы. Она свободно ориентируется в специальной, методической литературе.

Урок показал, что она преподаёт с увлечением, отличается поиском новых идей и технологий образовательного процесса. С учётом особенностей класса разнообразила формы и методы обучения. Учитель свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, используя их как основу в своей педагогической деятельности.

Отношения с детьми на уроке строятся на доверии, уважении личности, что способствует здоровому психологическому климату на уроке. Целеустремлённо и настойчиво формирует у 11-классников умения и навыки рациональной организованности учебного труда. Держит одновременно в поле зрения «сильных», «средних» и «слабых» учащихся по уровню знаний. Учитель дифференцирует объём заданий, формирует познавательные интересы учащихся.

Марзет Руслановна умело и уместно пользовалась на уроке мультимедийными материалами, удачно включая их в содержание урока. Она обеспечивает эффективное творческое обучение. Занимательность в центре внимания учителя.

Руководитель ШМО

гуманитарного цикла Шумен З.М.

1. Кроссворд

1

2

1.Имя главной героини рассказа «Матрёнин двор».2.Подруга Матрёны. 3.Квартирант Матрёны.4.«Яблоко раздора» и причина гибели Матрёны. 5.Каким словом Матрёна называла метель?6.Деревня Матрены.7.Фамилия Матрены. 8.Русский писатель, чьё имя упоминается в рассказе.9.Бывший жених Матрёны, «волею судьбы» ставший её деверем. 10.Отчество Матрёны. 11.Чем топили печи в деревне Тальново? 12.Воспитанница Матрёны. (Ответы: Матрёна, Маша, Игнатич, горница, дуель, Тальново, Григорьева, Тургенев, Фаддей, Васильевна, торф, Кира.)

2. Восстановите тексты, рассказывающие о Матрёне (слайд №10):

«… жила теперь одинокая женщина лет …… ».

«Я заметил: у неё было ….средство вернуть себе … расположение духа — … ». (Тексты – на интерактивной доске.)

3. Восстановить «повреждённый» текст.

«Высокий … старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрёна выставила ему на серединку комнаты, к печке-«голландке». Всё лицо его облегали густые … волосы, почти не тронутые сединой: с… окладистой бородой сливались усы густые, …, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены …, едва выказывая уши, поднимались к … космам, свисавшим с темени; и ещё широкие … брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here