Урок внеклассного чтения в 6 классе
Тема:
О совести и долге ( по рассказу К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»)
Составила: Даянова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ №43» г. Нижневартовска
Цели:
Образовательные: 1) Ознакомление с рассказом-притчей К.Д.Ушинского
2) Овладение навыками анализа художественного текста.
Развивающие: Развитие речи, логического, критического мышления, памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков у учащихся.
Воспитательные: Воспитание у детей доброты, душевной чуткости, чувства долга и ответственности за свои поступки
Оборудование: видеопроектор, карточки с текстом произведения.
Цели этапа | Приёмы и методы | Цели приёмов и методов | |
Вызов | Активизация каждого ученика; Актуализация знаний; Развитие связной речи; Развитие логического мышления. | Анализ заголовка по особым вопросам; Подобрать определение заголовку; Рассказ-предположение. | Активизация каждого ученика; Расширение словарного запаса, умения давать характеристику; Развитие мышления, устной и письменной речи |
Осмысление | Организация активного восприятия текста; Направление усилий на степень понимания текста | Чтение с остановками; Постановка вопросов разного типа; Открытый финал | Организация активного чтения; Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления. |
Рефлексия | Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта;
| Написание синквейна; Написание сочинения-размышления. | Развитие умения выделять главное; Обобщение на уровне личностных впечатлений. |
ХОД УРОКА:
— Ребята, сегодня на уроке литературы мы познакомимся с рассказом Константина Ушинского « Слепая лошадь». Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению ?
Стадия вызова
-Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по ключевым словам:
Давным-давно, славянский город Винета, купец, лошадь Догони-Ветер, темный лес, верный конь, болезнь, негодная лошадь, вечевой колокол, черный поступок.
Зачитываются версии учащихся, сравниваются.
Стадия осмысления
Раздаётся текст, разделённый на остановки.
Самостоятельное чтение текста до первой остановки.
Давным-давно стоял на высоком морском берегу богатый торговый славянский город Винета. В этом городе жил купец Уседом, который был очень богат. В конюшне Уседома было много прекрасных лошадей, но не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра. Хозяин никогда не ездил ни на какой другой лошади. Случилось купцу во время одной из поездок по торговым делам проезжать через большой и темный лес. Вдруг из-за кустов выскочило шесть плечистых молодцов. Не видать бы богатому Уседому своей родной Винеты, если бы под ним был другой конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, опрокинул на землю двух злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего и помчался, как вихрь. Через полчаса Уседом уже въезжал в свою родимую Винету на коне, с которого пена клочьями валилась на землю. Слезая с коня, купец торжественно обещал никому не отдавать своего верного коня, не прогонять его, как бы он не состарился, и ежедневно до самой смерти отпускать ему по три меры лучшего овса.
Задаются вопросы к тексту:
— Какими вы представляете себе героев рассказа?
— Опишите Догони-Ветра?
Читается текст до второй остановки.
Но он не присмотрел сам за лошадью, а работник не дал измученному коню как следует остыть и напоил его раньше времени. С тех пор Догони-Ветер начал хворать, слабеть и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и полгода соблюдал свое обещание. А затем ему показалось нерасчетливым кормить слепую, негодную лошадь, и он велел выгнать ее за ворота.
— Какого развития событий вы ожидаете дальше?
Чтение текста до третьей остановки.
В этом городе не было князя, а жители управлялись сами собой. Когда нужно было решать какие-нибудь важные дела, они собирались на площади. Такое собрание народа называлось вечем. На этой площади висел большой колокол, по звону которого собирался народ. Бродя по площади, слепая и голодная лошадь набрела на столбы, на которых висел колокол. Думая, может быть, вытащить пучок соломы, она схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать.
— Найди в тексте значение слова «вече» и запиши в тетрадь.
— Закончите историю о слепой лошади.
Самостоятельная работа учащихся: пишут концовку рассказа.
Обсуждение вариантов ответов. Чтение окончания произведения.
Открытый финал
Колокол зазвонил так сильно, что народ, недоумевая, толпами стал сбегаться на площадь. Все знали Догони-Ветра, знали, что он спас Жизнь хозяину, знали обещание купца и удивились, увидя на площади бедного коня, слепого, голодного, дрожащего от стужи. Народ единогласно решил, что Догонт-Ветер имел право звонить в вечевой колокол. Потребовали на площадь неблагодарного купца и приказали ему содержать лошадь и кормить ее до самой смерти. Особый человек приставлен был следить за исполнением приговора. Говорят, впрочем, что не нужно было предупреждать Уседома: купец почувствовал всю черноту своего поступка, кормил и холил слепую лошадь до самой ее смерти.
Стадия рефлексии
— Прочтите ещё раз тему урока. Можно ли сказать, что это рассказ о долге и чести? О каком долге идёт речь?
— Сформулируйте идею произведения.
— О чём заставил задуматься рассказ Константина Ушинского « Слепая лошадь»?
— Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа.
Возможные варианты:
Купец
Неблагодарный, жестокий
Нарушает, предаёт, выгоняет
Выгоняет беззащитную лошадь
Предатель
Лошадь
Смелая, верная
Трудится, спасает, страдает
Спасает хозяина от смерти
Героиня
Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление, выразив в нём своё отношение к проблемам, затронутым в данном рассказе.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
-Мне хотелось бы закончить урок такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Спасибо всем! Всего доброго!