1001 идея интересного занятия с детьми
ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ «ЕСТЬ ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ».
Слесарева Елена Михайловна, МКОУ – Савкинская СОШ, учитель русского языка и литературы, Новосибирская область
Предмет (направленность): литература.
Возраст детей: 9 -11 классы.
Место проведения: вне класса.
Цель мероприятия: углубить и расширить представления учащихся о теме любви – вечной теме искусства в произведениях мировой художественной культуры.
Задачи мероприятия:
— формирование ценностного отношения к искусству, к окружающему миру; создание атмосферы взаимного доверия и понимания;
— развитие творческого воображения, эстетического вкуса, мыслительно-речевой деятельности учащихся в процессе диалога;
— воспитание высокого чувства любви, глубокого его осознания на примере классических произведений искусства;
Оборудование мероприятия:
— компьютер;
— презентация «Путешествие по страницам мировой лирики».
— эстетично оформленный зал.
Ход проведения внеклассного мероприятия:
I. Орг. момент.
— Добрый вечер, дорогие друзья!
— Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашем литературном кафе.
II. Слово учителя.
— Сегодняшний разговор хотелось бы начать с притчи о любви.
Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
– На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
Когда мимо проплывал корабль Грусти она попросилась к ней, но та ей ответила:
– Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.
Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви.
Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади:
– Пойдем Любовь, я возьму тебя с собой.
Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
– Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
– Это было Время.
– Время? – переспросила Любовь. – Но почему оно спасло меня?
Познание еще раз взглянуло на Любовь потом вдаль, куда уплыл старец:
– Потому что только Время знает как важна в жизни Любовь.
Музыка.
Любовь – это тема, которая волновала, волнует и будет волновать человечество во все времена. Полюбив, человек внутренне становится сильней, вырастает духовно.
Любовь каждый понимает по-своему. Любовь делает человека достойным всего прекрасного, что есть в жизни, природе.
Не одно поколение писателей, музыкантов пыталось понять и выразить в слове, музыке загадочное чувство «любовь», дарованное нам Богом.
О любви написано много. Много, потому что перед нами сотни, десятки тысяч строк, продиктованных душевным волнением и глубокими раздумьями.
О любви написано мало. Мало, потому что это чувство неисчерпаемо. Оно и есть сама жизнь. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, ее драматизм, многообразие, ее прелесть, ее обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.
И сегодня мы постараемся оживить этот прекрасный мир, прикоснувшись к страницам книг, услышав волнующие сердце мелодии. Мы приглашаем вас отправиться с нами в путешествие по страницам мировой лирики.
III. Выступления школьников.
Девушка ожидает молодого человека. Выход молодого человека.
– Прости, я задержался немного.
– Немного! Я уже жду целых полчаса!
– Прости! У меня есть алиби. Я пытался сочинить стихи и посвятить их тебе.
– И что из этого получилось?
– Да ничего! В общем, не поэт я.
– Да уж! (разочарованно).
– Я не хотел тебя огорчить! Я даже сюрприз приготовил для тебя.
– Какой? Что это за сюрприз?
– Я купил билеты на корабль под названием «Лирика», и мы отправляемся в кругосветное путешествие по страницам мировой лирики. А знаешь, стихи для тебя я всё равно напишу!
Слайд 1. Путешествие по страницам мировой лирики.
Музыка 2 Средневековья.
Слайд 2. Прованс, Франция.
– Боже! Какая красота!
– Так это же Прованс! В переводе с латыни и затем с французского название этой области буквально означает «провинция». В Средние века в Провансе, на юге Франции, светская лирическая поэзия достигает своего расцвета. В поэзии трубадуров всеми признанной владычицей становится Любовь, а её верной спутницей – Прекрасная Дама. Лирика трубадуров служила объединению всех «несчастных влюбленных» в некий общий круг посвященных — «подданных Любви». Любовь поэтов-рыцарей была «любовью издалека». Увидел свою Прекрасную Даму однажды, потом много лет любил ее, воспевая в стихах ее красоту и благородство; или видел очень редко, а, расставаясь надолго, не забывал, не переставал любить никогда.
Может быть, сейчас, на расстоянии веков, эти истории кажутся надуманными. Уходя в поход, рыцарь расставался с дамой на неопределенный ряд месяцев, лет или десятилетий и мог пользоваться только своим сердцем и поэтическим даром, мог любить и петь об этом.
– Я знаю, что здесь есть клуб поклонников рыцарской поэзии.
– Давай же их послушаем.
Слайд 3.
Чтец. Бернарт де Вентадорн:
Любовь преграды все сметет,
Коль у двоих — одна душа.
Взаимностью любовь живет,
Не может тут служить заменой
Подарок самый драгоценный!
Ведь глупо же искать услад
У той, кому они претят!
Слайд 4.
Чтец. Эдмон Ростан
Любовь — это сон упоительный,
Свет жизни, источник живительный.
В ней муки, восторг, в ней весна;
Блаженства и горя полна,
И слезы
И грезы
Так дивно дарит нам она.
Чтец.
Бывает, что любовь пройдёт сама,
Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава.
Нет у любви бесследно сгинуть права.
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек.
– Ну как, тебе понравилось?
– Очень, но мы ведь плывём дальше?
— Да, в Италию.
Музыка 3 Бетховен – Лунная соната
Слайд 5. Италия.
— А вот и Италия! Родина знаменитых поэтов Данте и Петрарки.
Слайд 6. Данте Алигьери.
Слайд 7. Беатриче.
– Ушла в прошлое эпоха Средневековья, передав следующим поколениям свой опыт сердца – поклонения, восхищения, верности. Новая эпоха – Возрождение – начинается строкой о любви. Однажды на празднике девятилетний мальчик Данте увидел девочку Биче Портинари. Ему было 9 лет, Биче – 8 лет. Так началась история любви Данте Алигьери (1265-1321) знаменитого итальянского поэта, автора «Божественной комедии». Он поведал о ней в стихах и прозе в своем юношеском произведении «Новая Жизнь», написанном вскоре после смерти Беатриче. Эта детская любовь уже не угасала в сердце поэта, предопределив его призвание и высшие озарения. «С той самой минуты, как я ее увидел, любовь овладела моим сердцем до такой степени, что я не имел силы противиться ей и, дрожа от волнения, услышал тайный голос: Вот божество, которое сильнее тебя и будет владеть тобою».
Беатриче Данте любил, прославил, оплакивал и возвеличил в идеал высшего нравственного и физического совершенства. Всю жизнь он писал стихи о своей рано умершей возлюбленной. «Все думы – о любви, о ней одной».
Кто знает, стал бы он великим поэтом, если бы не было в его жизни встречи с Беатричи?
— Давай послушаем поклонников поэзии Данте и Петрарки.
Чтец 4.
Сердечных дум не разорвать кольца.
И вздохи, очи в жертву предназнача,
Виной тому, что, вздох упорно пряча,
Не поднимаю ни к кому лица.
Глаза готовы плакать без конца,
Как будто только в этом их задача,
И возле них Амур приметы плача
Рисует – два страдальческих венца.
Все эти думы, эти воздыханья
Изводят сердце до того, что ими
Амур сражён – столь мука тяжела:
Ведь в них – Мадонны сладостное имя
И скорбными словами начертаны
О том, как смерть её подстерегла.
Слайд 8. Франческо Петрарка и Лаура.
Чтец.
— В большой степени имя Франческо Петрарки, жившего в XIV веке, известно благодаря его 317 сонетам, посвященным любимой женщине Лауре. Вот уже более шестисот лет человечество чтит великого итальянца.
6 апреля 1327 года в его жизни появляется та Вечная Возлюбленная, кого мир знает под именем Лауры. Знакомство происходит в Авиньоне в церкви Святой Клары. Лауре, жене знатного авиньонского дворянина, было 20, ему – 23. Встреча эта положила начало двум книгам сонетов: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Его сонеты – письма к ней.
Когда читаешь сонеты Петрарки, в глаза бросается одна черта – потребность в любви, желание любить и быть любимым.
Любовь к Лауре заставила Петрарку жестоко страдать, переживать, он бежал от неё. Иногда называл своё чувство болезнью, но всегда приклонялся перед своею избранницей.
Прошли десятилетия, века. Мы не знаем, какой была Лаура, но в нашем представлении она – идеал, воплощение всех добродетелей, которыми мог наделить поэт свою влюблённую.
Вздыхаю, словно шелестит листвой
Печальный ветер, слезы льются градом,
Когда смотрю на вас печальным взглядом,
Из-за которой в мире я чужой.
Улыбки вашей видя свет благой,
Я не тоскую по иным усладам,
И жизнь уже не кажется мне адом,
Когда любуюсь вашей красотой.
Но стынет кровь, как только вы уйдете,
Когда, покинут вашими лучами,
Улыбки роковой не вижу я.
И, грудь открыв любовными ключами,
Душа освобождается от плоти,
Чтоб следовать за вами, жизнь моя.
В творчестве Петрарки достигла совершенства форма сонета. Его сонеты стали образцом для всех поэтов мира, писавших о любви: Шекспира, Гете, Байрона, Бёрнса…
Музыка 4. Романс М.Таривердиева «Люблю» на стихи Шекспира.
— Мы говорим «До свидания» поклонникам поэзии эпохи Возрождения и отправляемся в Англию.
Слайд 9. Англия.
— Англия! Я сразу вспоминаю Джорджа Гордона Байрона — великого английского поэта -романтика.
Слайд 10. Джордж Гордон Байрон.
Байрон всегда был очень тонким, чувствующим человеком, недаром любовная лирика Байрона считается одной из наиболее ярких и проникновенных во всей английской литературе.
Первой любовью поэта была Мэри Дафф. Тогда еще он не отдавал себе отчета в том, что это любовь, но воспоминания об этом чувстве проникали в его поэзию и любовная лирика Байрона то и дело обращалась к этим детским чувствам и образам. Узнав, что его «первая любовь» вышла замуж, поэт почувствовал глубокий душевный удар и предался меланхолии. Маргарита Маркер – кузина Байрона, вторая любовь его детства, умерла через два года после того, как поэт влюбился в нее. Маргарита, по словам Байрона, дала толчок его поэзии.
«Первый прыжок в литературу» он совершил в 1800 году под влиянием чувства к кузине. Высказав свои признания в стихах, Байрон позже почтил память Маргариты элегией. Именно из нежного, тонкого и бесконечного чувства к Маргарите и началась великолепная любовная лирика Байрона.
Любовная лирика Байрона обогатила английскую и мировую литературу, привнеся в них необыкновенную мощь и силу, тесно переплетенную с нежностью и трепетностью величайшего Чувства – Любви, а байроновские поэтические традиции были продолжены и развиты лириками последующих поколений.
— Давай послушаем стихотворение Байрона.
Чтец.
– Слеза струится за слезой
Из синих-синих глаз.
Фиалка, полная росой,
Роняет свой алмаз.
Ты улыбнулась, – пред тобой
Сапфира блеск погас.
Его затмил огонь живой –
Сиянье синих глаз.
– А этот взгляд, и цвет ланит,
И лёгкий смех, как всплеск морской, –
Всё в ней о мире говорит.
Она в душе хранит покой
И если счастье подарит,
То самой щедрою рукой!
– Любовь, как роза красная,
Цветёт в моём саду.
Любовь моя – как песенка,
С которой в путь иду.
Сильнее красоты твоей
Моя любовь одна.
Она с тобой, пока моря
Не высохнут до дна.
– Не высохнут моря, мой друг,
Не рушится гранит.
Не остановится песок,
А он, как жизнь, бежит…
Будь счастлива, моя любовь,
Прощай и не грусти.
Вернусь к тебе, хоть целый свет
Пришлось бы мне пройти.
Музыка 5
Слайд 11. Поэты.
— Как хорошо! Но нам нужно спешить в Россию.
— Россия – родина многих замечательных поэтов. Поплывём же к поклонникам русской поэзии. Немало шедевров подарила миру русская поэзия 19 века. Это изумительные строки о первой встрече и о первой любви, проникнутые нежностью и благородством, строки счастливые и грустные. Их авторы – Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Александр Блок, Константин Симонов, Александр Кочетков, В.Маяковский и другие.
Музыка 6 романс «Не пробуждай…» А.Журбина на стихи Д.Давыдова
Слайд 12. Музы Пушкина
-А я очень люблю стихи А.С.Пушкина, особенно стихи о любви.
Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Любовь вдохновляла творческий гений Пушкина на создание бессмертных шедевров. Как правило, поводом для создания стихотворений такого рода служил какой-то реальный факт из жизни поэта. Поэт передал в своей лирике любви тончайшие оттенки этого чувства.
Для Пушкина любовь – это созидающее чувство, «прекрасное мгновенье», «божественный дар». Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» — лирический гимн любви, ее огромной силе, способной возродить человека, вернуть его к творческой жизни. Стихотворение посвящено А.П.Керн, с которой Пушкин впервые встретился в Петербурге, а затем, спустя шесть лет, в селе Тригорском. Поэт был очарован красотой Керн и посвятил ей свое стихотворение.
Слайд 13. А.С.Пушкин и Керн
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».
Пушкин умел глубоко, преданно, самоотверженно любить. Читая его стихи о любви, понимаешь, что безответная любовь бывает прекрасна. В стихотворении «Я вас любил» поэт желает любимой счастья с тем, кого она полюбит.
Слайд 14. А.С.Пушкин и Наталья Гончарова
Стихотворение «Я вас любил».
Слайд 15. Музы Лермонтова
— У всех поэтов есть стихи о любви. И М.Ю. Лермонтов не исключение. Любовь занимает большое место в его поэзии. В жизни Лермонтова было много женщин, к которым он испытывал сильные чувства и кому посвящал стихи. В стихах он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных. Кто же они — вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Лопухина В. А., Сушкова Е. А., Иванова Н.Ф., Щербатова М. А., Быховец Е. Г и другие.
В его стихотворениях любовь – чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное.
Любить… но кого же? На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…, — размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова.
Стихотворение «Мне грустно, потому что я тебя люблю».
Чтец.
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
Любовь у Лермонтова трагична, исполнена страдания и боли, это смятение сердца, боль потерь. Но, не смотря на это, поэт любил всем сердцем и готов был любить снова и снова.
Музыка 7 — песня М.Таривердиева «Не исчезай».
Слайд 16
Федор Иванович Тютчев
-А что расскажут нам поклонники творчества Тютчева?
Чтец
— К лучшим созданиям Федора Ивановича Тютчева принадлежат любовные стихотворения, проникнутые благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний:
Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин. В марте 1826 года 25 — летняя Элеонора Петерсон тайно обвенчалась с 22-летним Федором Тютчевым.
В 1850 году 47-летний Тютчев познакомился с 24-летней Е. А. Денисьевой, учительницей своих дочерей. Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство — любовь к Елене Александровне. 14 лет длился «блаженно-роковой» роман, закончившийся смертью Денисьевой. Ей посвящен цикл стихотворений, представляющий как бы лирическую повесть о любви поэта — от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, и общество отвергло несчастную женщину, “толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело”.
Весь “денисьевский цикл” — самоотчет, сделанный поэтом с великой строгостью, с желанием искупить вину свою перед этой женщиной. Радость, страдание, жалобы — все это в стихотворении “О, как убийственно мы любим…”:
Чтец. Стихотворение «О, как убийственно мы любим».
7 августа 1870 года в Карлсбаде (ныне Карловы-Вары) русский поэт Федор Иванович Тютчев написал свое знаменитое стихотворение «Я встретил вас…».
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Оно было посвящено К.Б. – 62-летней баронессе Крюденер, которую 67-летний поэт встретил на водах после почти полувековой разлуки. До замужества баронесса носила имя Амалия Лерхенфельд и была предметом пылкого чувства юного поэта. Амалия поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев был очарован. Однако влюбленным не суждено было связать свои жизни. В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, а Амалия стала женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера. Последняя встреча Тютчева и Амалии произошла в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась любовь его юности. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы.
В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнестине Федоровне.
Одно из самых жизненных и скорбных стихотворений этого цикла — “Весь день она лежала в забытьи…”
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Даже в печальных строках у Тютчева брезжит свет надежды, которая дарит человеку отблеск счастья. Вот уже почти двести лет мы читаем стихотворения поэта о любви и восторгаемся ими.
Слайд 17
Афанасий Афанасьевич Фет
— Послушаем поклонников Фета. О чем они нам расскажут?
Любовная Лирика Фета автобиографична: вдохновением ему послужила сильнейшая любовь к Марии Лазич, дочери сербского помещика. Им не суждено было быть вместе: возлюбленная Фета знала, что брак их по многим причинам невозможен. Погибла Мария Лазич совсем молодой. На протяжении всей жизни Фет тосковал по возлюбленной, и тоска эта нашла отражение в его творчестве.
Единение Фета с любимой продолжалось в другом мире, мире поэзии. Духовная близость с Марией ощущается во многих стихотворениях: «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «В тиши и мраке таинственной ночи…», «Ты отстрадала, я еще страдаю» и т. д. Ярким в любовной лирике поэта является стихотворение «Томительно-призывно и напрасно…», в котором звучит торжественное обещание, данное Фетом любимой.
Чтец.
Томительно-призывно и напрасно
Твой чистый луч передо мной горел;
Немой восторг будил он самовластно,
Но сумрака кругом не одолел.
Пускай клянут, волнуяся и споря,
Пусть говорят: то бред души больной;
Но я иду по шаткой пене моря
Отважною, нетонущей ногой.
Я пронесу твой свет чрез жизнь земную;
Он мой — и с ним двойное бытие
Вручила ты, и я — я торжествую
Хотя на миг бессмертие твое.
Образ Марии Лазич был для него нравственным идеалом, всё его существование было стремлением к этому идеалу.
– Наступил 20 век. Век разлук и утрат. Всё громче в стихах о любви звучит трагическая нота. Вслушаемся в мир удивительных звуков, слов, чувств русской поэзии 20 века.
Музыка 8 романс И.Шварца «Любовь и разлука» на стихи Б.Окуджавы
Слайд 18.
Александр Александрович Блок
Чтец
— В творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. У поэта, как и у всякого человека, было немало сердечных увлечений. Самое необычное увлечение – это первая любовь, юношеский роман. Семнадцатилетним гимназистом Саша Блок увлекся близкой подругой своей матери – Ксенией Садовской, почтенной замужней дамой, старшей Блока на 18 лет. Спустя три года роман был прерван, Блок женился на Любови Дмитриевне Менделеевой. Память о Садовской Блок пронес через всю жизнь и посвятил ей цикл стихотворений «Через двенадцать лет», который заканчивается печальными строфами:
Жизнь давно сожжена и рассказана,
Только первая снится любовь,
Как бесценный ларец перевязана
Накрест лентою алой, как кровь.
Цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» посвятил поэт Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери знаменитого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи 1901-1902 годов, составившие ядро первой книги лирики Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюблённости.
Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них — «О доблестях, о подвигах, о славе…».
Чтец. «О доблестях, о подвигах, о славе»
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине.
Слайд 19
— Для Маяковского любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг. «Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным», — писал Маяковский.
Немалую роль в судьбе поэта сыграла Мария Денисова. Он впервые влюбился, когда ему было 20 лет. Маяковский увлекся ею мгновенно, она буквально преобразила его. Но Мария Александровна, хотя и прониклась богемной жизнью поэта, от решительного шага отказалась. Как следствие, боль поэта отразилась в стихах. Образ Марии в поэме «Облако в штанах» отталкивал и привлекал одновременно своей недоступностью.
В самые ранние годы появляются стихи, обращенные к той, что на всю жизнь станет Музой поэта, — Лиле Брик. Он любил её преданно и беззаветно до самой смерти. Сердце поэта было отдано Лиле Брик. Но любовь их, все их взаимоотношения были во многом необычными. Лилия Брик была замужем, когда сблизилась с Маяковским. Образовался роковой «треугольник». Она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде. Она давала Маяковскому сюжеты для его любовных сочинений. Именно ей посвящены поэмы «Про это», «Люблю» и многие стихотворения.
Чтец. Стихотворение «Лиличка»
В 1928 году Владимир Маяковский познакомился с Татьяной Яковлевой. Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую… Татьяна Яковлева сопровождала поэта в качестве переводчицы. Влюблённый Маяковский покорил молодую эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал за ней и посвятил ей стихотворения «Письмо о любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой».
Вероника Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем. 12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился.
Музыка 9. Романс А.Петрова «Любовь – волшебная страна».
Слайд 2. Константин Симонов
— В годы ВОВ поэзия была самым оперативным, самым популяр ным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.
— Одно из самых удачных и трогательных произведений военной поры является стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта, будущей жене поэта – актрисе Валентине Серовой.
Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…
«Жди меня» – как заклинание судьбы, в котором предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.
Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче.
Чтец. Стихотворение «Жди меня».
Музыка 10 – песня «Эхо любви» на стихи Р.Рождественского
Слайд 21. Александр Кочетков
— А может быть мы закончим наше путешествие исполнением «Баллады о прокуренном вагоне». Мало найдется людей, которым незнакомы строки из стихотворения «С любимыми не расставайтесь!», особенно после выхода фильма «Ирония судьбы, или «С легким паром». На самом деле, стихотворение называется иначе — «Баллада о прокуренном вагоне», и автором ее является Александр Кочетков. В течение творческой жизни у большинства поэтов зарождаются строки, которые становятся апофеозом, и таковыми для Александра Кочеткова стали строки из «Баллады о прокуренном вагоне».
Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева. Лето 1932 года супруги провели у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Билет был куплен до станции Кавказской, после чего нужно было пересесть на поезд Сочи – Москва. По воспоминаниям Нины Григорьевны, супруги никак не могли расстаться и, уже во время посадки, когда проводник попросил провожающих покинуть поезд, Нина Григорьевна в буквальном смысле вызволила мужа из вагона. Было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня. По истечении трех дней Кочетков уехал и, прибыв в Москву, обнаружил, что друзья уже считали его погибшим в крушении, которое произошло с поездом Сочи — Москва. Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. В первом же письме от мужа, которое получила Нина Григорьевна, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».
Все произошедшее заставило поэта задуматься о роли случайностей в жизни человека и о великой силе любви, способной уберечь человека от трагических перипетий судьбы. Несмотря на то, что стихотворение было написано в 1932 году, напечатано оно было лишь спустя 34 года.
Александр Кочетков написал много замечательных стихов, но он так и остался в памяти благодаря своей «Балладе…». Прошел не один десяток лет со дня написания «Баллады…», а строчки из этого стихотворения продолжают оставаться гимном всех влюбленных. И в любых жизненных перипетиях самое главное – это всегда следовать наказу поэта: «С любимыми не расставайтесь!», и тогда отступит даже неизбежное.
Чтение стихотворения «Баллада о прокуренном вагоне».
Юноша:
Как больно, милая, как странно!
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно
Раздраиваться под пилой!
Не зарастёт на сердце рана –
Прольётся чистыми слезами,
Не зарастёт на сердце рана –
Прольётся пламенной смолой.
Девушка:
Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы.
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоём.
Ты понесёшь с собой повсюду –
Не забывай меня, любимый!
Ты понесёшь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
Юноша:
Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой?
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
Девушка:
За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый!
За расставаньем будет встреча.
Вернёмся оба – я и ты.
Юноша:
Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного?
Но если я безвестно кану
За звёздный пояс, в млечный дым?
Девушка:
Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Юноша:
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездонным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колёса оторвал…
Девушка:
Нечеловеческая сила
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
Юноша:
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
Девушка:
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь.
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них.
Юноша:
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь.
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!
– Теперь я точно знаю, что напишу тебе стихи.
– А я буду ждать их.
IV. Итоги мероприятия
Учитель.
— Сегодня мы попытались проникнуть в таинственный мир любви. Мы надеемся, что встреча в нашем литературном кафе нашла отклик в ваших сердцах и душах и останется в памяти.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. О.Воложанина. «Я к вам пишу…». Литературные вечера для старшеклассников.
2. Е.Смолина. «Пока горит свеча». Ярославль. Академия развития, 2006.
3. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Москва-Ставрополь, 2004,№4.