1001 идея интересного занятия с детьми
«Он даром славы не берёт…»
Литературная игра, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова
Братчиков Алексей Вячеславович, БМКОУ СОШ № 2 , учитель русского языка и литературы, Свердловская область, г. Берёзовский
Предмет (направленность): литература (углубленный курс).
Возраст детей: 8 -10 класс.
Место проведения: класс (актовый зал).
Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
М.Лермонтов
Содержание вопросов и заданий игры имеет межпредметный или метапредметный характер. В основе игры материалы поэтических и прозаических произведений, факты биографии Михаила Юрьевича Лермонтова, события истории России первой половины XIX века и литературной жизни России I половины XIX века, замечания публицистов и критиков I половины XIX века относительно произведений автора, а также мнения литературоведов о его творчестве.
Задание 1. Какие из перечисленных литературных произведений М.Ю. Лермонтов мог бы прочитать, так как они были созданы в период до 1841 года.
«Алиса в Зазеркалье», Л.Кэролл
«Гобсек», О. Бальзак
«Дети капитана Гранта», Ж.Верн
«Ключ к хижине дяди Тома», Г.Бичер-Стоу
«Конек-горбунок», А.Ершов
«Нос», Н.В. Гоголь
«Оливер Твист», Ч.Диккенс
«Поэт и гражданин», Н.Некрасов
«Сказки, рассказанные детям» Х.К.Андерсен
«Три мушкетера», А.Дюма
«Шинель», Н. Гоголь
«Юрий Милославский, или русские в 1612 году», М. Загоскин
«Я помню чудное мгновение…», А.Пушкин
Ответы : «Гобсек», О. Бальзак (1830), «Конек-горбунок», А.Ершов (1834), «Нос», Н.В. Гоголь (1836), «Оливер Твист», Ч.Диккенс (1839), «Сказки, рассказанные детям» Х.К.Андерсен (1835), «Юрий Милославский, или русские в 1612 году», М. Загоскин (1829), «Я помню чудное мгновение…», А.Пушкин (1827)
Созданы после смерти поэта: «Алиса в Зазеркалье», Л.Кэролл (1871), «Дети капитана Гранта», Ж.Верн (1868), «Ключ к хижине дяди Тома», Г.Бичер-Стоу (1853), «Поэт и гражданин», Н.Некрасов (1856), «Три мушкетера», А.Дюма (1843), «Шинель», Н. Гоголь (1842).
Задание 2. Назовите города России, с которыми связаны страницы жизни и творчества М. Лермонтова (из указанных на карте). Можете назвать и отметить на карте самостоятельно города, с которыми связаны моменты биографии поэта.
Историческая карта прилагается
Ответ: Владикавказ, Москва, Новгород, Пенза, Пятигорск, Санкт-Петербург, Ставрополь, Тифлис, Царское село.
Дополнительно могут быть названы: Грозный, Железноводск, Кисловодск, Саратов, Тарханы
Задание 3. По предлагаемому ряду портретов составьте краткую информацию о людях, с которыми тесно связаны творческая и личная биография поэта (назовите личность, укажите известные Вам факты общения с поэтом, атрибуты общения или исторические сведения).
12
3 4
5 6
7 8
9 10
1112
1314
15
Ответы.
-
Е.А. Арсентьева.
-
Император Николай II.
-
Святослав Раевский.
-
А.М.Гедеонов.
-
А.С.Пушкин.
-
В.Г. Белинский.
-
А.Х. Бенкендорф.
-
А.И. Одоевский.
-
Д.Г. Багратион.
-
Софья Карамзина.
-
В.А. Жуковский.
-
Эрнест де Барант.
-
Д.Г.Байрон.
-
Н. Мартынов.
-
Екатерина Сушкова.