1001 идея интересного занятия с детьми

Первоцветы в творчестве поэта

Пискунова Любовь Павловна, МБОУ СОШ № 28 г. Балаково, учитель начальных классов, Саратовская область

Предмет (направленность): литературное чтение

Возраст детей: 2-4 классы.

Место проведения: вне класса.

Ход мероприятия:

1ученик:  Уж верба вся пушистая раскинулась кругом, 1 слайд

        Опять весна душистая повеяла крылом.

        Станицей тучки носятся, теплом озарены,

        И в душу снова просятся пленительные сны.

2 ученик: Везде разнообразною картиной занят взгляд,

        Шумит толпою праздною народ, чему-то рад,

        Какой-то тайной жаждою мечта распалена

     И над душою каждого проносится весна!

3 ученик: К нам весна шагает быстрыми шагами

         И сугробы тают под её ногами.

         Чёрные проталины на полях видны

        Верно, очень тёплые ноги у весны.   2 слайд

 

Учитель: Да, наступила весна. Разбудила всё живое. Весна! В самом слове чувствуется радость,  оживление, молодость и желание читать и писать стихи. Так давайте же позовём Весну, чтобы она сегодня нам помогла.

Хором зовём весну: Приходи к нам, Весна,

                                    С радостью!

                                    С великой к нам милостью!

                                    С цветами лазоревыми,

                                    С травушкой – муравушкой!

Появляется весна: Я Весна – красна

                                   Бужу землю ото сна,

                                  Наполняю соком почки,

                                   На полях ращу цветочки.

                                  Всюду: в поле и в лесу –

                                  Людям радость я несу.

4 ученица:  Здравствуй, милая весна,

                     Как же я тебя ждала!

                     Я все очи проглядела

                     Ожидая у окна.

                     Наконец ты прилетела

                     И теплом всех обогрела,

                     Подарила нам подснежник –

                     Это дар такой большой,

                     Когда видишь из-под снега

                     Ты цветочек не простой.       3 слайд

 

Учитель:    Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного поэта, писателя, переводчика С. Я Маршака. Всю жизнь Маршак был верным другом детей. Он научил радоваться красоте поэтического слова, показал, что стихами можно рисовать цветные картинки природы. Давайте вспомним произведения, в которых описаны первые цветы и вместе с С. Я. Маршаком посмотрим в добрые, доверчивые, прекрасные глаза цветов. Полюбуемся ими и станем чуточку добрее, мудрее, красивее.      4 – 21   слайды с музыкальным сопровождением

Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, появляются дети в костюмах цветов: подснежник, ландыш, сирень. Они танцуют вместе с Весною.

 

Учитель: Нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Подарить цветы – значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.

5 ученик: Цветы, как люди на добро щедры,     22 слайд

         И, щедро нежность людям отдавая,

        Они цветут, сердца отогревая,

        Как маленькие, тёплые костры

Учитель: Цветы всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Человек, любящий  цветы, общающийся с ними – поэт душой.

         А сейчас отгадайте загадку:  23 слайд

Из — под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник)

6 ученик: Выглянул подснежник

        В полумгле лесной-

        Маленький разведчик,

        Посланный весной!     24 слайд

 

7 ученик: Апрель, апрель!

         На дворе звенит капель.

         По полям бегут ручьи.

         На дорогах лужи,

         Скоро выйдут муравьи

        После зимней стужи.

         Пробирается медведь

         Сквозь лесной валежник.

         Стали птицы песни петь

          И расцвёл подснежник.

 Учитель: Почему этот цветок так назван? В каком произведении С. Я. Маршака упоминает этот цветок? (12 месяцев). Апрель – время подснежников              

 

Появляется подснежник: 

Цветок весны, идущий к вам по снегу.   25 слайд

        Простой цветок, поскольку я несу

     Добра и радости, и счастье человеку.

Я благодарю С. Я. Маршака за то, что он так нежно писал обо мне. И думаю, что все вы понимаете: подснежник красив только в весеннем лесу. Меня нужно охранять. И ещё хочу поведать две легенды

2 подснежник: Одна из них рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая её утешить, превратились в цветы. Увидав их Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.

3 подснежник: А русская легенда утверждает, что однажды старуха-зима со своими спутниками – Морозом и Ветром решили не пускать на Землю Весну. Ноя, подснежник, смело выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило меня, согрело Землю и открыло дорогу Весне

Учитель: Ребята тоже любят этот цветок. Подснежник и Весна! Посмотрите, какие рисунки дарят вам ребята.

У народов Англии 19 апреля отмечают День подснежника.

Первоцветы рвут на букеты или для продажи. Рвут просто так тысячи людей, вырывают с клубнями и луковицами. С каждой весной первоцветов становится всё меньше и меньше. Цветки их мельчают, в ряде мест они могут исчезнуть вовсе. В красную книгу занесены 4 первоцвета: дикорастущие тюльпаны, пионы, шафран, подснежники.

8 ученик: Дерево, цветок, трава и птица

         Не всегда умеют защититься.

       Если будут уничтожены они,

         На планете мы останемся одни.

 

Весна:  А можно я загадаю загадку? Что это за цветок?  26 Слайд

     Белые горошки на зелёной ножке? (ландыш)

     А когда распускаются ландыши? В каком месяце?

    Распустился ландыш в мае. В самый праздник-первый день

Появляется ландыш: Я рад, что вы вместе с поэтом вспомнили обо мне. Моё очарование таково, что никого не оставляет равнодушным. Я действительно распускаюсь в мае. Во Франции накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей.

2 ландыш: Ландыш является символом любви. По древнерусской легенде морская царевна полюбила юношу Садего. А он отдал своё сердце девушке Любаве. Опечалилась морская царевна, вышла на берег и стала плакать. А там, где упали слезинки, выросли ландыши – символ любви.

Учитель: У С. Я. Маршака есть стихотворение «Ландыш»   27 слайд

9 ученик: Чернеет лес, теплом разбуженный,

          Весенней сыростью объят.

       А уж на ниточках жемчужины

          От ветра каждого дрожат.

          Бутонов круглые бубенчики

          Ещё закрыты и плотны,

          Но солнце раскрывает венчики

          У колокольчиков весны.

          Природой бережно спеленатый,

          Завёрнутый в широкий лист.

           Растёт цветок в глуши нетронутой,

           Прохладен, хлипок и душист.

           Томится лес весною раннею,

           И всё своё благоухание

           Он отдал горькому цветку.

Учитель: С чем сравнивает поэт цветки ландыши? А почему? Когда ландыш отцветает, на месте белых цветков завязываются красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной.

10 ученик: У окна на столике, в стакане      28 слайд

             С чистою холодною водой

             Тихо ландыш серебристый вянет,

             Наполняя комнату весной.

11 ученик:  Крошечные капельки развесил,

                  Словно бусы он на стебельке.

                   И должно быть, думает о лесе,

                  Солнечной лужайке и реке

Учитель: К сожалению ландыши исчезают. Их рвут безжалостно, собирают в букеты. Охрана природы – наше общее дело. В России с 15 апреля по 5 июня – Дни защиты от экологической опасности.

12 ученик: Давайте пройдёмся медленно по лугу,

            «Здравствуй», скажем каждому цветку.

             Я должен над цветами наклониться

             Не для того, чтоб срезать и срывать.

             А чтоб, увидеть добрые их лица

             И доброе лицо им показать.

Учитель: Весна. Месяц май – пора цветения кустарников. А какой из них самый первый зацветает нежными соцветиями?    29 слайд

Появляется сирень: Появилась я однажды весной, когда богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы услышать пение птиц, полюбоваться зеленью трав, разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустились на Землю и  Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать две краски: белая и лиловая, и этим остатками она решила украсить кусты. Получилось удивительно красиво!    

  

Учитель: У С.Я. Маршака есть стихотворение «Счастье»  30 Слайд

                  Как празднично сад расцветила сирень

                 Лилового, белого цвета.

                 Сегодня особый – сиреневый день,

                 Начало цветущего лета.

                 За несколько дней разоделись кусты,

                 Недавно раскрывшие листья,

                 В большие и пышные гроздья цветы,

                В густые и влажные кисти.

               И мы вспоминаем, с какой простатой,

              С какою надеждой и страстью

              Искали меж звёздочек в грозди густой

              Пятилепестковое «счастье».

              С тех пор столько раз перед нами цвели

              Кусты этой щедрой сирени.

              И если мы счастье ещё не нашли,

              То, может быть, только от лени.

Весна предлагает поиграть в игру «Собери букет»

Учитель: Нашу встречу я хочу закончить словами стихотворения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова    31 слайд

  С целым миром спорить я готов,     

  Я готов поклясться головою,

 В том, что есть глаза у всех цветов,

  И они глядят на нас с тобою.

  В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

  Кто не верит, всех зову я в сад-

 Видите, моргая еле-еле,

  На людей доверчиво глядят.

  Все цветы. Как дети в колыбели.

Звучит музыка Ю. Антонова «Не рвите цветы»   (32  Слайд с музыкальным сопровождением)

ЛИТЕРАТУРА

1. С. А. Болотская «Внеклассные мероприятия в начальной шко ле». Издательство «Учитель» 2007 год

2. Н. И. Панфилова « Сценарии школьных праздников». Издательство «Новая школа», 2001 год

3. И. А. Владимирова «Цветы любимому поэту», Издательство «Учитель», 2008 год

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here