1001 идея интересного занятия с детьми
Первоцветы в творчестве поэта
Пискунова Любовь Павловна, МБОУ СОШ № 28 г. Балаково, учитель начальных классов, Саратовская область
Предмет (направленность): литературное чтение
Возраст детей: 2-4 классы.
Место проведения: вне класса.
Ход мероприятия:
1ученик: Уж верба вся пушистая раскинулась кругом, 1 слайд
Опять весна душистая повеяла крылом.
Станицей тучки носятся, теплом озарены,
И в душу снова просятся пленительные сны.
2 ученик: Везде разнообразною картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною народ, чему-то рад,
Какой-то тайной жаждою мечта распалена
И над душою каждого проносится весна!
3 ученик: К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны
Верно, очень тёплые ноги у весны. 2 слайд
Учитель: Да, наступила весна. Разбудила всё живое. Весна! В самом слове чувствуется радость, оживление, молодость и желание читать и писать стихи. Так давайте же позовём Весну, чтобы она сегодня нам помогла.
Хором зовём весну: Приходи к нам, Весна,
С радостью!
С великой к нам милостью!
С цветами лазоревыми,
С травушкой – муравушкой!
Появляется весна: Я Весна – красна
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.
Всюду: в поле и в лесу –
Людям радость я несу.
4 ученица: Здравствуй, милая весна,
Как же я тебя ждала!
Я все очи проглядела
Ожидая у окна.
Наконец ты прилетела
И теплом всех обогрела,
Подарила нам подснежник –
Это дар такой большой,
Когда видишь из-под снега
Ты цветочек не простой. 3 слайд
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного поэта, писателя, переводчика С. Я Маршака. Всю жизнь Маршак был верным другом детей. Он научил радоваться красоте поэтического слова, показал, что стихами можно рисовать цветные картинки природы. Давайте вспомним произведения, в которых описаны первые цветы и вместе с С. Я. Маршаком посмотрим в добрые, доверчивые, прекрасные глаза цветов. Полюбуемся ими и станем чуточку добрее, мудрее, красивее. 4 – 21 слайды с музыкальным сопровождением
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, появляются дети в костюмах цветов: подснежник, ландыш, сирень. Они танцуют вместе с Весною.
Учитель: Нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Подарить цветы – значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.
5 ученик: Цветы, как люди на добро щедры, 22 слайд
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, тёплые костры
Учитель: Цветы всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Человек, любящий цветы, общающийся с ними – поэт душой.
А сейчас отгадайте загадку: 23 слайд
Из — под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
6 ученик: Выглянул подснежник
В полумгле лесной-
Маленький разведчик,
Посланный весной! 24 слайд
7 ученик: Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи.
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
Учитель: Почему этот цветок так назван? В каком произведении С. Я. Маршака упоминает этот цветок? (12 месяцев). Апрель – время подснежников
Появляется подснежник:
Цветок весны, идущий к вам по снегу. 25 слайд
Простой цветок, поскольку я несу
Добра и радости, и счастье человеку.
Я благодарю С. Я. Маршака за то, что он так нежно писал обо мне. И думаю, что все вы понимаете: подснежник красив только в весеннем лесу. Меня нужно охранять. И ещё хочу поведать две легенды
2 подснежник: Одна из них рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая её утешить, превратились в цветы. Увидав их Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.
3 подснежник: А русская легенда утверждает, что однажды старуха-зима со своими спутниками – Морозом и Ветром решили не пускать на Землю Весну. Ноя, подснежник, смело выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило меня, согрело Землю и открыло дорогу Весне
Учитель: Ребята тоже любят этот цветок. Подснежник и Весна! Посмотрите, какие рисунки дарят вам ребята.
У народов Англии 19 апреля отмечают День подснежника.
Первоцветы рвут на букеты или для продажи. Рвут просто так тысячи людей, вырывают с клубнями и луковицами. С каждой весной первоцветов становится всё меньше и меньше. Цветки их мельчают, в ряде мест они могут исчезнуть вовсе. В красную книгу занесены 4 первоцвета: дикорастущие тюльпаны, пионы, шафран, подснежники.
8 ученик: Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Весна: А можно я загадаю загадку? Что это за цветок? 26 Слайд
Белые горошки на зелёной ножке? (ландыш)
А когда распускаются ландыши? В каком месяце?
Распустился ландыш в мае. В самый праздник-первый день
Появляется ландыш: Я рад, что вы вместе с поэтом вспомнили обо мне. Моё очарование таково, что никого не оставляет равнодушным. Я действительно распускаюсь в мае. Во Франции накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей.
2 ландыш: Ландыш является символом любви. По древнерусской легенде морская царевна полюбила юношу Садего. А он отдал своё сердце девушке Любаве. Опечалилась морская царевна, вышла на берег и стала плакать. А там, где упали слезинки, выросли ландыши – символ любви.
Учитель: У С. Я. Маршака есть стихотворение «Ландыш» 27 слайд
9 ученик: Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завёрнутый в широкий лист.
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хлипок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
Учитель: С чем сравнивает поэт цветки ландыши? А почему? Когда ландыш отцветает, на месте белых цветков завязываются красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной.
10 ученик: У окна на столике, в стакане 28 слайд
С чистою холодною водой
Тихо ландыш серебристый вянет,
Наполняя комнату весной.
11 ученик: Крошечные капельки развесил,
Словно бусы он на стебельке.
И должно быть, думает о лесе,
Солнечной лужайке и реке
Учитель: К сожалению ландыши исчезают. Их рвут безжалостно, собирают в букеты. Охрана природы – наше общее дело. В России с 15 апреля по 5 июня – Дни защиты от экологической опасности.
12 ученик: Давайте пройдёмся медленно по лугу,
«Здравствуй», скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб срезать и срывать.
А чтоб, увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Учитель: Весна. Месяц май – пора цветения кустарников. А какой из них самый первый зацветает нежными соцветиями? 29 слайд
Появляется сирень: Появилась я однажды весной, когда богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы услышать пение птиц, полюбоваться зеленью трав, разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустились на Землю и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать две краски: белая и лиловая, и этим остатками она решила украсить кусты. Получилось удивительно красиво!
Учитель: У С.Я. Маршака есть стихотворение «Счастье» 30 Слайд
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья цветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простатой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звёздочек в грозди густой
Пятилепестковое «счастье».
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастье ещё не нашли,
То, может быть, только от лени.
Весна предлагает поиграть в игру «Собери букет»
Учитель: Нашу встречу я хочу закончить словами стихотворения народного поэта Дагестана Расула Гамзатова 31 слайд
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад-
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят.
Все цветы. Как дети в колыбели.
Звучит музыка Ю. Антонова «Не рвите цветы» (32 Слайд с музыкальным сопровождением)
ЛИТЕРАТУРА
1. С. А. Болотская «Внеклассные мероприятия в начальной шко ле». Издательство «Учитель» 2007 год
2. Н. И. Панфилова « Сценарии школьных праздников». Издательство «Новая школа», 2001 год
3. И. А. Владимирова «Цветы любимому поэту», Издательство «Учитель», 2008 год