Маркова Туяна Дабаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алханайская средняя общеобразовательная школа»

Забайкальский край, Дульдургинский район, село Алханай

Учитель русского языка и литературы

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов по творчеству А.С. Пушкина «А.С. Пушкин в зеркале двух столетий».

Аннотация

Данное внеклассное мероприятие

предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию групповой работы.

Цель: развитие познавательной активности учащихся, интереса к творчеству А.С.Пушкина через командную игру «Своя игра».

Основные задачи мероприятия

  1. Расширить и углубить знания о времени, в котором жил и творил А.С. Пушкин;

  2. Способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.

  3. Развивать речь, мыслительные операции и память.

  4. Воспитывать умение прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: Мультимедийная презентация; аудио-видеозаписи;

Портрет А.С. Пушкина, рисунки детей на тему «Мой любимый Пушкин», выставка книг с произведениями Пушкина.

Участники: ведущий, две команды школьников, жюри.

Краткое описание игры: участвуют 2 команды по шесть человек (учащиеся 7-8 классов).

Команды по очереди выбирают вопрос одного из направлений: «Биография А.С.Пушкина», «Лицейские годы», «Термины», «Цитаты», «По страницам любимых произведений», «Пушкин и искусство». Вопросы дифференцированные. «Стоимость» каждого вопроса зависит от уровня сложности. Команда сама выбирает вопрос и направление. Игра проходит в три тура. Во втором туре учащиеся инсценируют отрывки произведений (тема дается заранее). Что позволяет учащимся отдохнуть, проявить свои творческие способности, артистизм.

Право первого хода разыгрывается при помощи вопроса, участник которой первым поднимет руку и ответит на вопрос. Команда выбирает тему вопроса и его стоимость. Отвечает та команда, которая выбрала направление и вопрос. При верном ответе на счет команды поступает выигранное количество баллов. Если команда неверно ответила, то на этот вопрос отвечает другая команда. Верно ответившая команда имеет право выбрать следующий вопрос.

В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель, в каждой команде члены жюри выбирают самого активного.

В игре имеется следующий сектор:

— «Кот в мешке» — вопрос должен быть переадресован любой другой команде, либо команда отвечает на этот вопрос. Если одна из команд идет «ва-банк», т.е. ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается 0 баллов, а при правильном – сумма баллов удваивается.

Выигрывает команда, набравшая в ходе игры большее количество баллов.

Время на обдумывание вопроса не более 5-10 секунд

Ход мероприятия:

С чьим творчеством можно связать данные словосочетания

«Медный всадник», Петр Гринев, Царскосельский лицей, В.А. Жуковский, с. Болдино, Анна Петровна Керн.

Пушкин – наше все …

Аполлон Григорьев

Как вы понимаете слова Аполлона Григорьева?

В ходе игры вы выясните

  1. Видеоролик о Пушкине. Жизнь и творчество – 2 минуты

Учитель — А. С. Пушкина признают великим или даже величайшим русским поэтом, его сочинения рассматривают как эталонный образец русского литературного языка, подобно текстам Данте в Италии или Гёте в Германии. Ещё при жизни поэта стали именовать гением, со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом».

Сегодня мы с вами окунемся совсем недалеко – всего на два столетия назад, в первые десятилетия 19 века.

— В нашей игре примут участие две команды, давайте придумаем командам названия.

Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи – жюри (представляет членов жюри).

1. 4 учащихся 7 класса – их задача подсчитывать баллы, набранные участниками команд, также выявление самых активных участников с каждой команды.

Первый вопрос отборочного тура

1 тур Биография

направления

баллы

Биография А.С.Пушкина

1

2

3

4

5

Лицейские годы

1

2

3

4

5

Термины

1

2

3

4

5

Биография А.С.Пушкина

1. Кто из родственников поэта является героем повести А.С.Пушкина «Арап Петра Великого»? (Абрам Ганнибал)

2. Какое прозвище было у А.С.Пушкина — участника петербургского литературного общества «Арзамас»? (Сверчок)

3. В связи с каким событием В.А.Жуковский подарил А.С.Пушкину свой портрет с надписью? Каково содержание надписи? (В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила»; «Победителю-ученику от побежденного учителя»)

4. . «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему…» — завещал Пушкин своему секунданту Данзасу. Кого прощал поэт? (Дантеса)

5. Какой русский царь отправил А.С.Пушкина в ссылку, а какой — освободил?

(Александр І, Николай І)

Лицейские годы

  1. Какие прозвища были у Пушкина? (Обезьяна с тигром, Француз).

  2. Прочтите ваше любимое стихотворение на тему «Дружба»

  3. По каким учебным дисциплинам Пушкин «ока­зал успехи» «превосходные»? («В латинской словесности» и «в российской и французской словесности, также и в фех­товании превосходные»).

  4. Кто из лицейских друзей вызвал Пушкина на дуэль? (На дуэль вызвал Пушкина

Кюхельбекер, обидевшийся на его строки:

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно и тошно.

  1. Кого из своих лицейских друзей вспомнил уми­рающий Пушкин? Умирая, Пушкин произнес: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Термины

1. Каким жанром написаны произведения А.С. Пушкина «К сестре», «Товарищам», «… к Юдину». (послание)

2.Определите жанр следующего произведения и дайте толкование этого жанра: «Капитанская дочка».

3. Сказка

4. Что такое поэма? Назовите не менее 3 поэм Пушкина

5. КОТ В МЕШКЕ. АУДИО Вопрос

Первый фильм о жизни Пушкина появился в 1910 году в России. Фильм длился всего 5 минут, за которые зрителю показали дом, где родился Пушкин; сцену, когда Саша слушает сказки своей няни; годы его в лицее; чтение стихов в кругу писателей, среди которых узнаем Гоголя, Жуковского, Карамзина и др. Далее мы видим Пушкина у императора Николая I, вечер у Пушкина в доме, когда завязывается роковая для него сцена с Дантесом, его дуэль с Дантесом и последовавшая из-за полученной раны смерть поэта. Кто режиссер этого фильма?

Его снял режиссер Василий Гончаров, уже известный к тому времени фильмом «Мазепа» (по мотивам «Полтавы» Пушкина).

2 ТУР. Показ домашнего задания

Конкурс как физкультминутка.

Конкурс команд в инсценировании отрывка произведения А.С. Пушкина.

Оценивается костюмирование, артистизм по 10 бальной шкале.

3 тур. Творчество

направления

баллы

По страницам любимых произведений

2

3

4

5

6

А.С. Пушкин и искусство

2

3

4

5

6

О ком эти строки?

2

3

4

5

6

По страницам любимых произведений

  1. Герои каких пушкинских произведений Мария и Владимир?

(«Метель» и «Дубровский»)

  1. Определите произведение А.С. Пушкина по иллюстрации. Роман «Дубровский»

  2. Внимательно прослушайте отрывок из произведения. Как называется это произведение? Поэма «Полтава»

  3. Что объединяет повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня крестьянка»? В какой период творчества А.С.Пушкина они были созданы? («Повести Белкина», Болдинская осень, 1830)

  4. КОТ В МЕШКЕ

О ком А.С. Пушкин сказал: «Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова моя закружилась». Затем он напишет:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна

Чистейшей прелести чистейший образец.

(Н. Н. Гончарова. Сонет «Мадонна»).

А.С.Пушкин и искусство

1. Кем был создан знаменитый памятник Пушкину, который находится в Москве на Пушкинской площади? ( Скульптор А.М.Опекушин)

2. Перед Вами портрет А.С. Пушкина, написанный О. Кипренским. Что сказал Пушкин, увидев свой портрет? (А.С.Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»? О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники).

3. Кто написал картину «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»?

(Н.Ге)

4. Какому государственному музею в Москве присвоено имя А.С.Пушкина?

(Государственный музей изобразительных искусств)

5. Какие оперы на сюжеты произведений А.С.Пушкина создал П.И.Чайковский?

(« Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»)

О ком эти строки?

1) Мой первый друг, мой друг бесценный…

(Иван Пущин).

2) Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

(Пётр Яковлевич Чаадаев).

3) Друзья мои! Прекрасен наш союз!

(Лицейские друзья).

4) Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты…

(Анна Петровна Керн).

5) Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа.

(Декабристы).

III. Возвращаемся к афоризму: Прав ли был Аполлон Григорьев?

— Какого нового Пушкина вы для себя открыли?

Составить синквейн – элемент технологии развития критического мышления.

Учитель: За всю историю человечества не было ни одного поэта, который был бы одарен таким чувством гармонии, такой многогранностью таланта и такой человеческой простотой.

37 было отпущено судьбой Пушкину. За эти 37 лет им было создано столько произведений различных жанров, что трудно определить, кто же такой Пушкин. Поэт, писатель, драматург, романист, критик, историк, сказочник.

Пленительные его стихи завораживают нас колдовскими строчками – он поэт.

Стихотворение М. Цветаевой «Пушкин»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here