Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №38 ОАО «РЖД»
Игра-викторина
из серии заседания клуба знатоков «Что? Где? Когда?»
«Великая Отечественная в литературе и в музыке»
для обучающихся
9 – 11 классов
Разработка учителя русского языка
и литературы И.В. Шелковникова
г. Мичуринск
Тамбовской области
Цели мероприятия
1.Образовательная.
Вызвать у подростков неподдельный интерес к изучению литературных и музыкальных произведений, имеющих идейно-тематическую связь с историей Великой Отечественной войны.
2. Воспитательная.
Мероприятие имеет своей целью «напомнить» ребятам, что наш народ страшной ценой завоевал Великую Победу победу, что никоим образом нельзя забывать тех, кто во имя свободы Родины отдали свои жизни.
3. Развивающая.
Интеллектуальная игра способствует развитию навыков логического анализа, развивает системное мышление, учит находить искомое, руководствуясь «методом исключения».
Оборудование.
-
Игровое поле в виде диска с различными секторами. Всего должно быть 16 тематических секторов, кроме того – 1 или 2 сектора – «ловушка» или «переход хода».
-
Юла – волчок или специальный дисковый указатель.
-
Два чёрных ящика с зеркалом и кабаньим клыком.
-
Аудиозаписи песен и симфоний .
-
Компьютерная презентация.
Ход игры.
Участвуют две команды по 5 – 6 игроков.
Игра осуществляется по тем же правилам, что и знаменитая игра из серии «Что? Где? Когда?»
Жеребьёвка осуществляется таким образом: игру начинает команда, ответившая на первый вопрос.
Предусмотреть дополнительный вопрос для разрешения спорной ситуации, если количество набранных баллов будет совпадать.
К концу игры независимые судьи-счётчики объявляют результаты, а по итогам производится награждение участников и победителей.
В игре могут принять участие зрители, если представители команд не смогут ответить на вопрос.
1.Герой Великой Отечественной. Легендарный писатель, который в 16 лет командовал полком во время Гражданской войны, принимал участие в подавлении антоновского мятежа на Тамбовщине. Будучи военным корреспондентом во время Великой Отечественной, героически погиб на территории Западной Украины в 1941 году, прикрывая отход партизанского отряда… О таких говорят: жизнь прожил, как песню спел… Его литературный псевдоним в переводе с монгольского означает «добрый вестник», «друг».
Вопрос: о каком легендарном писателе идёт речь? (Аркадий Гайдар).
2. Свидетели событий. Во время войны в Голландии жила еврейская девочка, невольно оставившая след в мировой литературе – «Дневник Анны Франк» — свидетельство о зверствах нацистов.
Назовите имя и фамилию русской девочки, которая, погибая от голода, тоже оставила ужасное свидетельство об ужасах войны. (Таня Савичева).
3. Военные обряды. Поэт-фронтовик Павел Фёдорович Овчаров вспоминал в стихотворении:
Мы шли вперёд, а если был привал, —
Его тайком с себя срывали…
И втаптывали в грязь, чтоб он скрывал
В земле родной все беды и печали…
Когда же мир настал, мы стали хоронить
Товарищей, что в битвах потеряли.
И горько пожалели, что в войну,
Сорвав с себя, его мы в грязь швыряли…
О каком предмете солдатской амуниции идёт речь, если учесть, что с этим предметом связано мистическое воинское поверье? Что лежит в чёрном ящике? (Солдатский смертный медальон-капсула: считалось, пока он на тебе – убьют в бою).
4. И память славную храня… Под городом Могилёвом, в Белоруссии, на безымянном поле развеян прах известного советского писателя, потому что здесь в 1941 году окружённое немцами советское подразделение отказалось отступать и в бою остановило танковый дивизион нацистов… Военный корреспондент, свидетель тех событий, в своём романе о войне отразил этот факт, а сам пожелал после смерти стать частью этой святой для него земли…
Назовите фамилию писателя. (Константин Симонов)
5.Музыкальный вопрос. После прослушивания симфонии известного советского композитора ответьте: о каком периоде Великой Отечественной войны «повествуется» в музыке? Назовите фамилию композитора. (Дмитрий Шостакович «Нашествие.1941»).
-
Фронтовой опыт. Прослушайте отрывок из стихотворения поэта-фронтовика Семёна Гудзенко «Перед атакой»:
Мне старый мой товарищ говорил:
«Не вздумай, братка, есть перед атакой,
Чтоб не рыдать и мать в бреду не звать,
Когда окажешься в санбатовской палатке…»
Внимание, вопрос: почему опытные фронтовики перед наступлением отказывались есть и пить? Чего они боялись? (Ранение в живот вызывало мучительные боли).
7.Фронтовой фольклор. В 1943 году появилась солдатская частушка:
Сидит Гитлер на дубу,
Грызёт кошечью ногу.
Что это за гадина? –
Немецкая говядина!
В связи с каким печальным для немцев гастрономическим фактом
появилась эта частушка? (С 1943 года в Германии не стало хватать натуральных пищевых продуктов, использовали эрзац-продукты – некачественные заменители хлеба и мяса).
8.Герой Великой Отечественной. Имя этого солдата-земляка носит улица нашего города. Вчерашний выпускник средней школы №1 г. Мичуринска, начинающий талантливый поэт, он добровольцем ушёл на фронт, но умер не от вражеских пули или осколка, а от воспаления лёгких. Его могилу разметала авиабомба: он буквально стал родной землёй, которую так любил…
Назовите фамилию поэта-земляка, чья судьба была так трагична. (Василий Кубанёв)
9. Музыкальный вопрос. Прослушайте известную фронтовую песню «Эх, дороги…». Ответьте на вопрос: в какой период Великой Отечественной она могла появиться: в начале, в середине, в 1944 – 1945г.? Объясните свой ответ.(1944 год; Красная Армия пересекла рубежи СССР и вступила на территорию Западной и Центральной Европы, громя фашистов:
А вокруг земля дымится –
Чужая земля…)
10. Чёрный ящик. В этой коробке «уместился» древний русский город, с которым связал своё пророчество герой повести Алексея Толстого граф Калиостро, известный маг и чародей: «Под этим городом будут разбиваться все иноземные нашествия». Он оказался прав: в 1812 году две русские армии, соединившись, хорошенько «угостили» Наполеона, а в 1941 году немцы приостановили своё наступление, натолкнувшись на стойкое сопротивление Красной Армии и местного населения.
Что же это за город, роковой для врагов России? (Город-герой Смоленск).
11.Солдат Великой войны. Художественная литература воссоздавала образы героев, которые выступали носителями национального характера. В Германии – это рыцарь Зигфрид, в Чехии – солдат Йозеф Швейк…
Какой же литературный персонаж времён войны воплотил в себе обобщённые черты характера русского солдата? (Василий Тёркин – герой одноимённой поэмы А.Т. Твардовского).
12. Сражения Великой Отечественной. Стихотворение Пурышева Вадима Алексеевича «У мемориала»:
Если мы с тобою уцелели
В пекле смертоносного огня, —
Значит, эти парни не жалели
Жизни за тебя и за меня.
Высоко над прохоровским полем,
Пролетая, плачут журавли…
Нет святей и неизбывней боли
В памяти у матери-земли.
Вопрос: о каком грандиозном сражении вспоминает поэт-фронтовик? Чем оно знаменито? (Встречное танковое сражение под деревней Прохоровка Курской области – с обеих сторон участвовало 1200 танков).
13. Сатира Великой Отечественной. Артисты комедийных трупп, которые выступали перед красноармейцами, любили исполнять музыкальную карикатуру: на сцену выходил Гитлер, закутанный в шаль. Изображая томную певицу, исполнял переделанный русский романс «Потеряла я колечко…», в котором были слова: «…а в колечке 22 дивизии». Наши бойцы, как говорится, хохотали до упаду.
О каком же периоде Великой Отечественной так сокрушался карикатурный Гитлер, оплакивая потерянное «колечко»? (Сталинградская битва, завершившаяся разгромом фашистской группировки из 22 дивизий).
14. Музыкальный вопрос. Прослушайте песню в исполнении Юрия Визбора «Рассказ ветерана».
Вопрос: с какими отъявленными фашистскими головорезами сражались рассказчик и погибший Виталий Павлович? Почему красноармейцы не брали в плен этих мерзавцев? (Эсэсовцы).
15. Русское достояние. Вот как поэт К.М. Симонов «оживил» в стихотворении боевую машину:
Вот здесь он шёл: окопов три ряда,
Цепь волчьих ям, опутанных щетиной…
Вот след, где он попятился назад,
Когда ему взорвали гусеницу миной…
Вот здесь он умирал от ран,
Купив пехоте трудную победу…
Какому же знаменитому русскому танку водрузил стихотворный «памятник» советский поэт? (Танк Т- 34 ).
16. Русский писатель. Этот известный русский писатель родился в тот же год, что и Владимир Ульянов, умер в том же году, что и Иосиф Джугашвили… В 1919 году он побывал в Козлове перед тем, как покинул Россию навсегда. Во время войны, проживая в оккупированной фашистами Франции, отказался от сотрудничества с немцами, гордо заявив, что «русский солдат сломает хребет третьему рейху»… Долгое время после этого скрывался от гестапо.
Назовите фамилию русского писателя. (Иван Алексеевич Бунин).
17. Военные обряды. Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения К.М. Симонова:
Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Вопрос: везти на лафете – что за печальный обряд у военных? (Так хоронили павших героев).
18. Солдат – победитель. Знаменитый шолоховский рассказ завершён раздумьями автора: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который… сумеет всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». Эти святые слова надежды обращены к нам, потомкам солдат – победителей.
Укажите название рассказа М.А.Шолохова. («Судьба человека»).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВРУЧЕНИЕ ПАМЯТНЫХ ПОДАРКОВ ИГРОКАМ И АКТИВНЫМ ЗРИТЕЛЯМ.