Прорешкина Ольга Николаевна

Сызранский филиал ГБС(К)ОУ

школы – интерната №2 г.о. Жигулёвск

учитель начальных классов

Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте.

Учебной задачей проведения игр в 1 классе в период обучения грамоте ставлю формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

  1. Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок»), определение места звука («Где спрятался звук?»).

  2. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

ра ма по ра

ра на ко ра

  1. Составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего (тверд, согл.), зеленого (мягк. согл.), красного (гласн.). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

  2. Игра «Живые буквы».

Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).

  1. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога.

Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам [т], [о], придумывают слова с данным слогом то-пор, то-варащ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых — в начале слова, кот, пот — в конце.

Далее провожу работу со словом. Знакомлю с понятием «слово».

Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С.

Для уяснения лексического значения слова даю разные задания.

Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам — пушистая, рыжая, хитрая… (лиса).

Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (Лето, осень, неделя.)

Добавление нужного слова. (Пальто, шапка, шарф — … .)

Называние общего слова (стол, стул, шкаф — …).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога. Простукиваю два слога, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

а а а о о о о а

рак ра ма мо ло ко о са

Составление слова из данных слогов (слоги даны врассыпную).

Исключение лишнего слова: гусь, гусёнок, гусыня, гусак, гусеница.

Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.

Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра «Кто быстрее, кто больше?»

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?» Например: грамотей (герой, море, тема, нота, марш, гора, гроб, рот, маг, торг, гам).

Игра-соревнование «Кто быстрее поднимется по лесенке?»

кот ком кол

К краб крот клей крик

кошка каток

клубок клюшка

Подбор синонимов, антонимов, омонимов.

а) труд, работа;

б) деньночь, высокийнизкий, далеко — близко, бежать — ходить;

в) лисичка — гриб, животное.

Игра «Сложи словечко».

Какие два слова спрятались в одном? самолёт (сам летает) листопад (листья падают) пылесос (пыль сосет)

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here