Прорешкина Ольга Николаевна
Сызранский филиал ГБС(К)ОУ
школы – интерната №2 г.о. Жигулёвск
учитель начальных классов
Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте.
Учебной задачей проведения игр в 1 классе в период обучения грамоте ставлю формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
-
Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок»), определение места звука («Где спрятался звук?»).
-
Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
ра ма по ра
ра на ко ра
-
Составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего (тверд, согл.), зеленого (мягк. согл.), красного (гласн.). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
-
Игра «Живые буквы».
Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).
-
Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога.
Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам [т], [о], придумывают слова с данным слогом то-пор, то-варащ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).
Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых — в начале слова, кот, пот — в конце.
Далее провожу работу со словом. Знакомлю с понятием «слово».
Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С.
Для уяснения лексического значения слова даю разные задания.
Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам — пушистая, рыжая, хитрая… (лиса).
Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (Лето, осень, неделя.)
Добавление нужного слова. (Пальто, шапка, шарф — … .)
Называние общего слова (стол, стул, шкаф — …).
Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога. Простукиваю два слога, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а а а о о о о а
рак ра ма мо ло ко о са
Составление слова из данных слогов (слоги даны врассыпную).
Исключение лишнего слова: гусь, гусёнок, гусыня, гусак, гусеница.
Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.
Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
Игра «Кто быстрее, кто больше?»
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?» Например: грамотей (герой, море, тема, нота, марш, гора, гроб, рот, маг, торг, гам).
Игра-соревнование «Кто быстрее поднимется по лесенке?»
кот ком кол
К краб крот клей крик
кошка каток
клубок клюшка
Подбор синонимов, антонимов, омонимов.
а) труд, работа;
б) день — ночь, высокий — низкий, далеко — близко, бежать — ходить;
в) лисичка — гриб, животное.
Игра «Сложи словечко».
Какие два слова спрятались в одном? самолёт (сам летает) листопад (листья падают) пылесос (пыль сосет)
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки