Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №87» города Саратова
Методическая разработка
урока по теме
«Действия с обыкновенными дробями»
Урок- презентация в 5-ом классе.
Автор: Танчик Светлана Владимировна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Саратов 2010
Предмет: математика.
Учебный план: 5 часов в неделю.
Класс: 5.
Урок рассчитан на 45 минут.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Цели урока:
-
дидактическая: систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Обыкновенные дроби». Применять знания при решении задач и примеров. Формировать умение выбирать наиболее рациональные способы решения.
-
развивающая: развивать логическое мышление, умение анализировать, продолжить работу по развитию математической речи;
-
воспитательная: формировать эстетические навыки при оформлении записей, развивать навыки самоконтроля, на примере старинных задач показать практическую значимость данной темы, формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.
Ход урока:
Деятельность | Вре мя | |||||||||||||||
учителя | учащихся | |||||||||||||||
Слайд 1.
Вступительное слово учителя: Ребята! Мы научились выполнять различные действия с обыкновенными дробями: находить сумму, разность, умножать и делить дроби на натуральное число. Сегодня нам понадобятся все эти знания при решении задач, примеров и уравнений.
Слайд 2. II. Актуализация знаний; а) Повторение и систематизация знаний при выполнении устных упражнений: Вопросы: Какие дроби называют правильными?
Слайд 3.
3.а) Выделите целую часть из неправильной дроби; (А); (И); (В); б) Представьте в виде неправильной дроби смешанное число: (О); (Н); (Л).
Подставьте буквы, соответствующие числам в таблицу и отгадайте слово.
Слайд 4:
4. Определите закономерность, с которой расположены числа в первом домике, и найдите недостающее число:
5. Определите закономерность, с которой расположены числа в первой таблице и найдите недостающие числа в двух следующих:
Слайд 5:
6. Выберите недостающий множитель или делитель:
III. Выполнение упражнений: Слайд 6:
Слайд 7: 2.Решите уравнения:
3. Решения данных уравнений являются катетами прямоугольного треугольника. Найдите его площадь.
Слайд 8. Задачи для устного решения К какому типу относятся эти задачи? Решите их устно.
Почтальон Печкин разнёс по адресам 6 писем, это составляет части всех писем в его сумке. Сколько писем надо доставить по адресам Печкину? 6:3•7=14(писем)
Кот Матроскин надоил от своей коровы 20 литров молока. части этого молока превратилось в сметану. Сколько сметаны получил счастливый Матроскин ? 20:5•2=8(л) сметаны
Слайд 9, 10. 4.Задача для письменного решения. Задача Пифагора Самосского
V. Подведение итогов урока. Выполняя задания по теме «Все действия с обыкновенными дробями» мы повторили ранее изученные правила. Выполняя задания на уроке, вы проявили смекалку и находчивость, показали хорошие теоретические знания и умение применять их на практике. А сегодня за урок вы получаете следующие оценки:………………… Спасибо за урок! |
Приветствие. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и цели урока.
Формулирует вопросы, следит за верностью рассуждений.
Какое изобретение индийских математиков человечество использует до сих пор?
Проверить ответ по гиперссылке. (Слайд 13)
Повторить правила: как выделить целую часть из неправильной дроби, представить смешанное число в виде дроби?
Задаёт вопросы, следит за правильностью рассуждений. Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.
Вопрос: сформулируйте правила умножения и деления обыкновенных дробей на натуральное число.
Ученик читает стихотворение, ребята предлагают фамилию автора. Учитель предлагает проверить предположение, решив пример.
После ответа на вопрос учитель предлагает ученикам прочитать известные им стихи А.Л. Барто «Я люблю свою лошадку», «Зайка», «Бычок», «Наша Таня», «Мишка»
Вопрос: какое действие можно заменить дробной чертой? В каком компоненте находится неизвестное? Следит за грамотным решением у доски и проверяет индивидуальное решение по карточкам.
Вопрос: как называют элементы прямоугольного треугольника, по какой формуле вычисляют его площадь?
Какие две основные задачи на части (дроби) вам известны? Сформулируйте правило нахождения части от целого и целого по его части.
Следит за грамотностью рассуждений. Совместно с учащимися выбирает метод решения. Проверяет решение по карточке 4. По гиперссылке можно проверить решение задачи и перейти к исторической справке (слайды 12,14)
Выставляет оценки, подводит итоги урока.
|
Записывают число и тему урока.
Отвечают на вопросы, после обсуждения на экране высвечивается правильный ответ.
1.ИНДИЯ 2.Ответ: б).
Ответ: ВАВИЛОН. Сообщение об истории возникновения обыкновенных дробей готовит один ученик: (приложение, презентация)
Верный ответ появляется после обсуждения решения. Ответ:2.
Предлагают методы решения.
Формулируют правила, решают примеры.
Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетрадях, трое учеников получают индивидуальное задание (см. приложение 1, 2, 3)
Двое учеников решают у доски, класс по вариантам записывает решение в тетрадях.
Один ученик записывает решение на доске, класс в тетрадях. Второй- индивидуальное задание по карточке (приложение 4)
Отвечают на вопросы, устно решают задачи.
Предлагают и обсуждают решение задачи. Один ученик записывает решение у доски, Остальные в тетради. Условие задачи можно записать в виде схемы. | 2-3
3
5
3
4
7
7
3
7
2-3 |
Литература
-
И.И Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 5 класс. – М.: Мнемозина, 2008;
-
И.И Зубарева Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1, 2. – М.: Мнемозина, 2007;
-
А.С. Чесноков Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Мнемозина, 2007.
-
Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;
-
В.К, Совайленко, О.В. Лебедева Сборник развивающих задач для учащихся 5-6 классов. : Ростов – на – Дону. Легион, 2006.
Приложение:
Карточки с индивидуальными заданиями.
3.Найдите значение выражения:
| |
2.Найдите значение выражения:
|
4.Найдите значение выражения:
|
3.Решение
| |
| 4.Решение
|