Автор: Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МОУ «Гимназия № 140», г. Омск
Предмет – математика
Класс –3
УМК — «Начальная школа XXI века»
Тема: «Решение задач на движение»
Цель:
1. Формировать умение решать задачи на движение.
2. Вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки.
3. Развивать внимание и оперативную память.
Оборудование – интерактивная доска (или мультимедиа проектор), компьютер, конверты с заданиями, чистые карточки для записи слов, фломастеры, цветовые жетоны для распределения по группам.
Ход урока:
1.Устный счет
Группа получает конверт с заданием для устного счета. (Считаем устно, по полученному результату вносим букву в таблицу). Полученное название птицы записываем на карточке.
1 группа. Птица, которая редко садится на землю или провода.
Она кормится и даже спит в воздухе.
72:8 56:7 63:9 54:6 81:9
+51 *5 +33 *7 +41
:15 -13 :8 +17 :5
*9 :9 *13 :10 *7
+14 +17 -25 -8 -12
т р ж с и
50 | 20 | 58 | 40 | |
|
|
|
|
|
2 группа.
На ровную землю она садится неохотно и только затем, чтобы поднять материал для постройки гнезда. Ходит по земле очень плохо и вовсе не похожа на ту ловкую птичку, какой она кажется во время неутомимого полета.
20*7 100-77 200:4 23+47 620+190 4*40
-50 *3 +70 :7 :90 +260
:5 +51 *5 *16 *20 :6
+33 :12 -240 -90 -180 -45
Ч А О К Т А
100-10 54:6
*90 +34
+1900 *2
:100 -56
Л С
10 | 360 | 70 | 0 | 25 | 100 | 30 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 ГРУППА.
Эта птица веселая, живая, ловкая и умная, способная оживить ту местность, в которой водится. Без труда выучивается выговаривать человеческие слова или подражать другим звукам.
80-24 80:40 90*7 115+135 620-140
:7 *9 +370 :5 :60
*8 +13 :40 *8 *2
+36 -30 -12 -395 +150
К А А Г Л
1 | 13 | 5 | 166 | |
|
|
|
|
|
4 ГРУППА.
Эта птица может подниматься в небо по спирали, то резко взмывать вверх, то устремляться вперед, падать, тормозить, висеть в воздухе, лететь боком, на спине.
470+160 330-180 240:30 3*70 420:60
:90 *2 *70 +190 *20
*20 +240 -180 :5 +15
-45 :60 +130 -55 -60
И Р О Б И
8*50 170+280
-120 :50
:4 *30
+35 -25
К Л
9 | 510 | 25 | 95 | 105 | 245 | |
|
|
|
|
|
|
|
5 группа.
Эта птица ходит в перевалку, высоко подняв голову.
80:40 530+170 7200:80 8*4 54:6
*9 :10 -30 +48 +34
+13 *8 *40 :2 *2
-30 -280 +2600 *6 -56
е ц р к в
15+65 360-80
*3 :4
:12 +230
-20 *8
о с
280 | 5000 | 240 | 30 | 0 | 2400 | |
|
|
|
|
|
|
|
При ответе групп на экране появляется информация о птице, которая у них записана на карточке (Слайды со 2 по 6). Сами карточки с названиями вывешиваются на доске.
2. Мотивация (слайд № 7)
Расположи птиц в возрастающей последовательности: сначала птицу,
обладающую самой маленькой скоростью, а затем – с возрастающей скоростью. Учащимся в парах предлагается взять конверты с заготовленными табличками и выстроить свою последовательность.
(слайд №8) Учащиеся пробуют выстроить заданную последовательность, возникает несколько вариантов выполнения задания. Которые следует предложить вывесить на доске для обсуждения.
Учитель (слайд № 9): Как разрешить спор? Как узнать, какая последовательность верная (Необходимо точно знать скорость каждой птицы)
Формируется цель исследования (слайд № 10): Определить скорость полета колибри, скворца, ласточки, галки, стрижа.
3. Работа в группах
(Слайд № 11– «Тайны знаний» и «Бери и пользуйся! – слайд №12, 13, 14» — помогают вспомнить необходимый материал для работы – формулы работают по гиперссылкам!!!)
Слайд № 15
Исследование в малых группах.
Помогает учащимся, по цветовым жетонам, выданным в начале урока учителем найти свою рабочую группу.
Каждой группе предлагаются конверты с текстами задач, решая которые, дети узнают необходимые для решения проблемы сведения.
С этого слайда по гиперссылке (на слайд № 16) учитель напоминает учащимся, как будет проходить обмен информацией. По гиперссылке из каждой группы имеется выход на проверку задания. После проверки задания группы учитель возвращается обратно к проверке следующей группы. Каждая группа представляет результаты вычисления скоростей. Учитель на листе бумаги с названиями птиц фиксирует их скорость. Теперь, используя данные своих вычислений, учащиеся выстраивают правильную последовательность. Пропедевтика – при выстраивании цепочки видят, что скорость у одной и той же птицы может быть разной. Делают вывод, что величина – число не постоянное, оно может меняться как в меньшую, так и в большую сторону.
В конце отчета всех групп, по гиперссылке находящейся внизу экрана, с права, переходим на (слайд № 22) , где выстраивается последовательность, о которой говорилось в начале урока.
Теперь, зная характеристики птиц, расположите их скорости в порядке возрастания.
Задачи, которые предлагает учитель для работы в группах.
1 группа.
Галка пролетела 240 км за 4 часа, а чиж пролетел 150 км за 3 часа. У кого из них скорость больше и насколько?
2 группа.
Маленькие перелетные птицы, такие как колибри, преодолевают без остановки до 2000км в течение 25 часов. С какой скоростью летят колибри?
3 группа.
Ласточка может пролететь 240 км за 3 часа. Сколько километров пролетит за это время скворец, если его скорость на 20 кмч меньше?
-
Скорость полета голубя около 96 кмч. Это на 8 кмч больше чем у колибри, но на 204 кмч меньше, чем у стрижей. Какова скорость у колибри и стрижей?
4 группа.
Ласточки зимуют в Южной Африке, но уже в марте огромные стаи этих птиц летят на север, в Европу преодолевая путь 9500км за 50 часов. Определите скорость полета ласточек.
5 группа.
Ворона летела 3 ч со скоростью 50кмчас. Скворец такое же расстояние пролетит за 2 часа. С какой скоростью летит скворец?
Подведение итогов (слайд № 22)
Формируется заключение о необходимости точных вычислений основанных на количественных данных.
5. Рефлексия (Слайд №23)
Учащимся предлагается закончить высказывания
Я узнал …
Я научился…
Порадовался тому, что…
Постигаешь (улавливаешь) смысл…
Выражу свое мнение, свою позицию…
6. Домашнее задание (Слайд № 24)
“Птичий полёт – это великий символ,
это символ творчества”
Мудрецы древности
Проявите творчество!
Составьте задачи на движение о птицах.