ФИО автора Касминина Нина Ивановна

Место работы ГБОУ «Тверская школа-интернат №1» г. Тверь

Должность автора учитель начальных классов, высшей квалификационной категории

Конспект математики

(4 класс VII вида)

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Касминина Н.И.

Тема: «Деление на двузначное и трёхзначное число».

Цель урока: совершенствовать навык деления на двухзначное и трехзначное число.

Образовательные задачи:

  • актуализировать учебное содержание – общие случаи деления на двузначное и трёхзначное число и зафиксировать его с помощью алгоритма;

  • формировать навык устного счёта;

  • закреплять умение решать задачи на движение.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция и развитие логического мышления, внимания через коррекционно-развивающие упражнения «Расшифруй слово», «Установи закономерность», «Найди ошибки».

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операция анализа и синтеза) путём решения задач на движение и посредством выполнения упражнения «Один лишний»;

  • коррекция и развитие произвольной памяти, внимания, ориентации в пространстве, в ходе физкультминутки «Найди слово», и в ходе выполнения упражнения «Вагончики»;

  • коррекция навыка самоконтроля и самооценки в ходе самопроверки с экрана правильности выполнения упражнения «Вагончики» и решения задачи на движение.

Воспитательные задачи:

  • прививать интерес к предмету, чувства дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: карточки-помощницы при решении задач, карточки с алгоритмом деления, карточки с индивидуальным заданием, треугольники 3 цветов: красного, жёлтого, зелёного.

Здоровьесберегающие методики и технологии: элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного: смена динамических поз – работа за конторкой; развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве посредством сюжетных картинок по углам класса; разноуровневые задания.

Ход урока

  1. Организационный момент (Слайд №1)

Давайте, ребята, учиться считать:

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

(Психологический настрой)

— Тему нашего урока вы узнаете, выполнив задание:

«Расшифруй слово» (Слайд №2 )

(Направлено на развитие и коррекцию логического мышления. Введение в тему урока с одновременным интенсивным включением каждого ученика в аналитико-синтетическую деятельность.)

II. Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы продолжаем работу над темой «Деление на двузначное и трехзначное число».

— Как вы справляетесь с данной темой? (Возникают трудности)

— Были ли у вас трудности с выполнением домашнего задания?

— А хотите исправить свои ошибки и понять где были допущены ошибки и почему? (Да ошибки были, помог педагог)

— А для чего надо знать, остались ли у вас трудности в решении примеров на деление. (Это надо знать для преодоления трудностей в решении.)

— Подумайте и определите цель нашей работы сегодня на уроке. (Проверить наши знания , выяснить остались ли проблемы по данной теме).

— Да, нам надо постараться выяснить, в чем заключаются трудности по данной теме. Я уверена, у нас все получиться.

III. Актуализация знаний и фиксаций затруднений в практической деятельности.

— Так как без точного счета ни одна работа не сдвинется с места, продолжаем учиться считать.

(Слайд №3)

— Выполните действия и запишите только ответы.

(один ученик записывает ответы на доске, остальные в тетрадях)

3.1.

  1. 1:1+0:428+428:1

  2. 2098 х 0+ 1х 208 + 421:1

  3. 930 – 4х(25 – 0) – 732:732

429 629 829

  • Что интересного заметили в ответах?

3.2. «Установи закономерность» (Развитие логического мышления и внимания)

Установите закономерность и продолжите ряд на 2 числа.

429 629 829 1029 1229

3.3. «Один лишний» (Коррекция анализа и синтеза)

Найдите и подчеркните число, где сумма цифр равна 12.

429 629 829 1029 1229

3.4. Упражнение на мышечно-телесную и зрительную координацию (по методике В.Ф.Базарного).

— Все встали. Руки на пояс. Я называю цифру. Вы смотрите на картинку, под которой находится данная цифра, и запоминаете, какой цветок соответствует.

1,2,3,4

4,3,2,1

1,3,

2,3

— Закройте глаза. Какой цветок под цифрой 1, 3, 4, 2

(Коррекция произвольной памяти и внимания)

3.5. (Слайд 4)

Проверьте, верно ли выполнено деление?

1029

49

98

201

49

49

0

(-Нет. Количество цифр в частном 2, 0- лишний)

— Решите пример правильно.

3.6. (Слайд 5)

— Какие ошибки возможны при делении на двузначное и трехзначное число? Выберите правильный ответ.

А. Неверно подобрана цифра (остаток больше или равен делителю)

Б. Вычислительная ошибка

В. Не определено количество цифр в частном.

Г. Пропущена цифра 0.

Д. Не выделено первое неполное делимое.

-Назовите, какие варианты вы выделили.

-Мы сейчас с вами выделили все трудности, проблемы, возникающие при работе по данной теме.

3.7. «Найди ошибки» (Коррекция внимания, логики, мышления) Слайд 6.

-Найдите ошибки в данном примере и укажите их причины.

280140

35

245

71004

35

35

140

140

0

  1. Не выделено первое неполное делимое.

  2. Не определено количество в частном.

  3. Неправильно подобрано цифра частного (остаток больше делителя)

— Ошибки вы нашли, надо их исправить. Запишите правильное решение в тетради. (ученик на доске решает пример с объяснением).

IV. Обобщение.

— Какое задание мы выполняли? (находили ошибки в примерах и устанавливали их причины)

— Поставьте перед собой цель. Чему надо научиться?

(Находить ошибки, определять их причину)

-Зачем это надо делать?

(Видеть свои ошибки и уметь их исправлять).

V. Построение проекта выхода из затруднений.

(Актуализация знаний)

— Что необходимо знать при выполнении любого действия? (Алгоритм, т.е. правило).

— Вспомним спроектированный на предыдущих уроках алгоритм деления. (У каждого ученика карточка с алгоритмом.)

Алгоритм деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

  • Найти первое неполное делимое

  • Определить число цифр в частном

  • Определить цифру в каждом разряде частного.

  • Найти остаток, сравнить его с делителем.

VI. Физкультминутка.

(Коррекция внимания и скорости ориентации в пространстве.)

(Слайд 7.)

Математика – царица всех наук, арифметика – царица …

— Последнее слово спряталось в классе. Давайте попробуем найти это слово.

Вам необходимо спроецировать действие стрелки по классу.

1)

2)

3)

Инструкция:

  • Рассматриваем 1 минуту (ориентируемся в пространстве.)

  • Спокойно идем за карточкой, на которой записано пропущенное слово.

VII. Самостоятельная работа

(Слайд 8.)

Вы справились с заданием, закончили предложение и теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Внимание на экран! На экране видите математические выражения под разноцветными треугольниками. Каждый из вас решает пример под тем треугольником цвет которого соответствует цвету треугольника у вас на парте. Работаете вы по алгоритму.

7.1(Технология личностно – ориентированного обучения: разноуровневые задания)

35984:173 48960:68 2924:68

7.2. Проверка. (Слайд №9)

208 720 43

-Благодаря чему смогли выполнить деление без ошибок. (Работали по алгоритму)

VIII. Повторение и закрепление изученного материала. Решение задач на движение.

8.1. Упражнение «Вагончики». (Слайд10) (Коррекция произвольной памяти, внимания)

Инструкция: посмотрите внимательно на экран в течение 30 секунд и запомните расположение вагончиков в квадрате.

Через 30 секунд изображения вагончиков скрывается. Учащиеся отвечают на вопросы.

  • Сколько синих вагончиков?

  • Сколько зеленых?

  • Вагончик какого цвета встречался 1 раз?

  • Вагончик какого цвета расположен в первом квадрате и последнем?

Проверим как каждый из вас запомнил расположение вагончиков в квадрате. Работать вы будете в парах. Возьмите пустой квадрат и конверт с надписью «Вагончики». И расположите вагончики в том порядке, как они были на экране.

  • Теперь проверьте себя, правильно ли вы запомнили расположение вагончиков.

Появляется изображение на экране.

8.2Работа с учебником стр. 64 № 317. Решение задачи на движение.

(Технология личностно – ориентированного обучения: разноуровневые задания)

Знакомство с условием задачи, разбор задачи.

8.3. Чертеж к задаче

(Выполняет ученик на доске)

на ? >

8.4 Самостоятельная работа. Решение задачи.

(Для слабых учащихся карточка – помощница).

  1. Найди расстояние каждого поезда.

  2. Найди время 1-го поезда.

  3. Найди время 2-го поезда.

  4. Ответь на вопрос из учебника.

  1. : = (км.)

  1. : 80 = (ч.)

  1. : 60 = (ч.)

  1. — = (ч.)

(Для сильных учеников карточка с дополнительным заданием)

Расстояние между Акуловым и Березовкой 5 км. Митя и Дружок одновременно вышли из Акулова и направились в Березовку. Митя шел со скоростью 5 км/ч., а Дружок бежал в 4 раза быстрее. Добежав до Березовки, Дружок повернул обратно. Поравнявшись с Митей, он снова побежал к Березовке, и так бегал до тех пор, пока они не оказались в Березовку.

  1. Сколько времени шел Митя из Акулова в Березовку?

  2. Сколько времени пробегал Дружок?

  3. Сколько км пробежал Дружок?

8.5. Самопроверка с экрана. (Слайд 11) Посмотрите пожалуйста на экран и проверьте сами себя правильно ли вы решили задачу. И поставьте сами себе оценку за решение этой задачи.

(Коррекция навыка самоконтроля и самооценки)

IX.Домашнее задание.

(Разноуровневые задания. Технология личностно-ориентированного обучения)

Домашнее задание вы выбираете себе сами. Они будут разные по степени сложности. Если вы в течение урока научились преодолевать трудности при делении на двухзначное и трёхзначное число, то, вы можете выбрать себе задание повышенной трудности – красного или желтого цвета. Если вы чувствуете, что проблема при решении примеров на деление еще осталась, то выбираете стандартное домашнее задание на билете зеленого цвета.

Каждый ученик «тянет билет» с домашним заданием. Билеты разные по цвету и уровню сложности.

X. Рефлексия

(Развитие общей чувствительности.О. Фролова).

-Чему мы сегодня учились? (Учились находить ошибки и исправлять их при делении. Учились работать по алгоритму).

— Довольны ли вы своей работой? Оцените её.

— С каким настроением вы закончили урок?

— «Нарисуйте» на спине своего соседа «настроение»

XI. Итоги урока. Выставление оценок.

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here