Урок математики. 1 класс.
Тема урока: Части фигур. Соотношение между целой фигурой и её частями.
Цель:
Задачи:
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Выявить взаимосвязи между целой фигурой и её частями.
-
Распознавать и устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями.
-
Моделировать операции сложения и вычитания , схематичных рисунков, буквенной символики.
Метапредметные:
-
Умение осуществлять логическое действие «анализ».
-
Создать в классе доброжелательную атмосферу, отметить успех у тех, кто сделал в чём-то шаг вперёд относительно себя.
-
Создать условия для возникновения у учащихся позитивного эмоционального восприятия себя как части коллектива класса.
-
Умение сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебного задания.
-
Формировать навыки счёта в пределах 9.
Личностные:
-
Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами (правила поведения на уроке).
-
Оценивать результаты своей работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей. (Дети поворачиваются к присутствующим и приветствуют их кивком головы и улыбкой). А теперь улыбнёмся друг другу и тихо сядем за парты.
2. Мотивация к учебной деятельности.
На экране — заставка
— На прошлом уроке вашим творческим заданием было раскрасить мозаичную картинку, соблюдая закономерность. Кроме того, вам нужно было угадать, кто или что изображено на ней. (Слайд 1) Откройте рабочие тетради на странице 29-й. У кого что получилось?
(Ответ детей. Птица летит над горами.)
Учитель открывает Слайд 2.
— По каким признакам можно разбить эту мозаику?
(По цвету: жёлтый и голубой цвета, по форме: на треугольники и четырёхугольники.)
— Из каких фигур состоит птица? ( Из треугольников)
— Сегодня мы продолжим открывать новые знания о частях в целом.
А для этого нам необходимо вспомнить, что мы об этом знаем.
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
— Откройте рабочую тетрадь на стр.30 -й задание 1 (Слайд 3,анимация).
— Сядьте правильно. Положите тетради с наклоном.
— Посмотрите на этот отрезок. На сколько частей он разбит? ( На 3 части.)
Назовите их? (красная, синяя, зелёная)
— Как найти целый отрезок а? (Чтобы найти а, надо все части сложить),
— Заполним окошечки 1-ой строки. …., диктуй! а=к+с+з и записываем в тетради.
— Каким правилом воспользовались? (Чтобы найти целое, надо все части сложить.)
-Можно ли в выражении поменять местами части отрезка? (Да.)
-На каком основании? Какое правило мы знаем? ( От перестановки частей целое не меняется )
-Правильно! Это переместительное свойство сложения.
-Как найти красную часть? (Нужно из всего отрезка вычесть части с и з). Заполним окошечки 2-ой строки. …..,диктуй! к=а-с-з. Верно. Запишем.
-Каким правилом воспользовались? (Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другие части.)
-Как найти синюю и зелёную части? (Нужно из целого а вычесть часть к)
Заполним окошечки 3-ей строки . Диктует ….. с+з=а-к . Запишем.
-Усложним задание. Из чего надо вычесть часть с, чтобы получить сумму каких-то частей? (Из целого а вычесть часть с и это равно сумме частей к и з)
— Молодец!
-Продиктуй нам 4-ую строчку ! а-с=к+з. Запишем.
— Существует ли взаимосвязь между частями отрезка и его целым? (Да)
Это было задание для повторения и вы успешно с ним справились.
-Что же вы повторили? (отрезок и его части, составление равенств по отрезку, взаимосвязь между целым отрезком и его частями)
— Внимание на экран.
Учитель открывает на доске задание 2 (Слайд 4.)
-Какие фигуры вы видите? (Круг, треугольник, прямоугольник)
-Что общего у всех этих фигур? ( Все они разделены на части.) Правильно.
А теперь я предлагаю вам такое задание.
— Попробуйте составить по этому рисунку все возможные равенства. Вы готовы попробовать?
(Да) Дети пробуют, но у них не получается.
— В чём затруднение?
( Мы не составляли равенства по рисунку с фигурами.)
-В чём проблема?
(Мы не знаем правила составления равенства по рисунку фигуры.)
— Какую цель мы должны перед собой поставить?
(Открыть правило составления равенства по частям фигуры).
Это и есть затруднение.
-Значит, какая тема урока? (Части фигур)
— Учитель открывает тему урока на доске.
-Тема нашего урока «Части фигур»
4. Моделирование. Самоопределение к деятельности.
-Возьмите фигуру, которая лежит у вас на столе. (Одновременно учитель демонстрирует это на доске.) Как она называется? ( Ромб.)
Повторение правил техники безопасности с ножницами.
Разрежьте его по линии. – Что у вас получилось?
(2 части..)
Какие?
(2 треугольника)
-Правильно. – Как получить снова целую фигуру?
(Нужно части сложить.)
Дети и учитель складывают.
Если из фигуры отнять жёлтую часть, то получится….(Синяя часть.)
Если из фигуры отнять синюю часть, то получится… . ( Жёлтая часть)
— Можно ли ромб разделить на большее количество частей? На сколько?
Да, любую фигуру можно разделить на несколько частей.
-Итак, что мы изучали?
(Фигуру ромб.)
— С какой целью?
(Мы изучали ромб, чтобы выявить взаимосвязь между частями и целым.)
— С какой точки зрения мы рассматривали объект? Что мы хотели увидеть?
(Мы хотели увидеть, что ромб делится на части)
-Да, мы рассматривали объект с точки зрения его делимости на части.
— Какие части целого мы выделили?
(Треугольники, синие и жёлтые треугольники)
— Какое новое открытие мы сделали для себя сегодня?
(Фигура, как и любое целое, делится на части, существует взаимосвязь между частями и целой фигурой)
5.Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
Попробуем применить данное правило к другой фигуре. Для этого выполните задание № 2. Задание прочитает ……. Поднимите руку, кому задание понятно. На выполнение этого задания я вам даю 2 минуты. Выполняем самостоятельно.
-Проверим по образцу (Слайд 5 ). 1 строчку читает …. Сверим со своей записью. Поднимите руку, у кого равенство составлено так. Хорошо.
Ребята, если кто-то допустил ошибки, исправьте их зелёным карандашом. Дети читают другие строчки так же. Поднимите руки, кто сделал работу без ошибок.
-Вот это и есть эталон, то есть правило.
-Смогли вы преодолеть затруднение? (Да)
-Что теперь вы можете делать? (Составлять равенства по частям фигуры)
-Молодцы!
-Как вы думаете, почему ребята допустили ошибки? (Они не умеют применять это правило)
Да, им нужно повторить это правило ещё раз и потренироваться в его применении.
Какое правило мы сегодня открыли? «Между фигурой и её частями существует взаимосвязь.»
7.Творческая работа. Задание 4.
Работа в парах. Читаем задание. Каждый в своих тетрадях рисует любую фигуру С, разбивает её на 2 части п и р. Ученики меняются тетрадями с соседом и составляют 4 равенства по рисунку.
8.Включение в систему знаний и повторение.
Давайте, поиграем в игру «Аквариум» на с.29, №7 в учебнике.
-Почему я выбрала это задание?
(Все жители аквариума состоят из фигур, частей.)
-Какое задание нужно выполнить?
(Нужно посчитать и записать, сколько зелёных и сколько жёлтых составляют целую рыбку.)
-Составьте выражения, где 1 слагаемое- треугольник жёлтого цвета, 2 слагаемое- зелёного цвета.
Учитель даёт задание на 1,2,3 рыбку. Ученики считают количество треугольников и составляют выражения.
-Кто был самым внимательным и заметил, что общего в этих выражениях? (значение =9)
-Что вы здесь повторили? (Состав чисел 9,части фигур)
9. Рефлексия учебной деятельности.
—Кто может сказать, что в течение всего урока был настоящим учеником?
—Кто может доказать? (Я понял, что я не знаю, сам нашёл способ)
—Какова цель урока? (Соотношения между частями и целым)
—Какие трудности остались у вас?
А теперь оцените свою работу. У вас на столах 2 магнита-смайлика (весёлый и грустный). Если вы считаете, что остались затруднения в изучении этой темы, прикрепите на нижнюю часть доски грустного смайлика. Если у вас не было ошибок — прикрепите весёлого смайлика на верхнюю часть доски.
Учитель подводит рефлексию оценивания учащихся.
11.Организованное окончание урока.