Инструкция по написанию сочинения
С2 ГИА (15 ОГЭ)
Шаг 1.
-
Знакомимся с высказыванием.
-
Внимательно прочитайте высказывание о языке.
-
Задание. Осмыслите его.
Шаг 2.
-
Определяем основную мысль высказывания.
-
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
-
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
-
о средствах выражения мыслей;
-
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
-
о взаимосвязи лексики и грамматики;
-
о роли синтаксиса в человеческом общении;
-
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания;
-
о роли фразеологизмов в речи и т.д.
Шаг 3.
Оформляем вступление (2-3 предложения)
Во вступлении необходимо:
-
сформулировать позицию автора высказывания;
-
выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
Автор
-
анализирует
-
характеризует
-
рассуждает
-
отмечает
-
доказывает
-
сравнивает
-
называет
-
описывает
-
разбирает
-
останавливается на …
-
раскрывает содержание
-
отмечает важность
-
формулирует
-
касается
-
утверждает
-
считает, что …
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
-
действительно
-
на самом деле
-
не могу не согласиться с автором высказывания
-
я полностью согласен с …
-
вынужден согласиться с …
-
я разделяю точку зрения автора высказывания
-
я поддерживаю мнение автора
-
бесспорно мнение автора о том, что …
Варианты вступлений
Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А.Алексина.
Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: «В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А.Алексина.
К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Высказывание К.В.Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
Шаг 4.
Пишем основную часть
-
Основную часть можно начать следующими фразами:
-
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
-
Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
-
Докажем эту мысль на примерах из текста…
-
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
-
примеров должно быть 2;
-
примеры должны быть из указанного текста;
-
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Аргумент 1.
Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Аргумент 1.
Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?
Аргумент 2.
Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зеленую гриву.
P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5.
Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
-
Таким образом, …
-
Итак, …
-
Следовательно, …
-
В итоге можно прийти к такому выводу: …
-
В заключение можно сказать, что …
-
Мы убеждаемся в том, что …
-
Обобщая сказанное, …
-
Из этого следует, что …
Примеры заключений:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В.Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.
Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике, слова определенным образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Схема 1
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
-
Каждую часть начинаем с красной строки.
-
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
-
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
Схема 2
-
Тезис (авторское высказывание, формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
-
Рассуждение о первой части тезиса (например, о лексике).
-
Пример лексического явления в тексте, его роль.
-
Рассуждение о второй части тезиса (например, о грамматике).
-
Пример грамматического явления в тексте, его роль.
-
Вывод.
Схема 3
-
Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного.
-
Пример лексического явления в тексте, его роль.
-
Пример грамматического явления в тексте, его роль.
-
Вывод (авторское высказывание).