Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Талачево
Проект урока обучения грамоте в 1 классе по ФГОС НОО
Тема: «Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з.»
УМК «Школа России.»
Разработала и провела: Биккулова И.В.,
учитель нач. классов
Тема: Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з.
Цели: Обучающая:
-
ознакомиться со звонкими согласными звуками [з], [з’] и с буквой З, з.
-
учиться давать характеристику звукам.
Развивающая:
-
развивать речь детей, навыки фонематического анализа слов;
-
формировать логическое мышление, умение обобщать.
Воспитательная:
-
воспитывать интерес к родному языку;
-
учиться работать в группах.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Структура урока: Этапы:
-
подготовительный;
-
усвоения новых знаний;
-
первичной проверки усвоения;
-
итог.
Формирование ключевых компетенций:
-
учебно-познавательной;
-
коммуникативной.
Оборудование: учебник «Азбука», сигнальные карточки, показатели
настроения (солнышко, облачко), толковый словарь Ожегова,
презентация, компьютер, слоговая таблица, цветные карандаши (син.,
зелён.)
-
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап. Подготовительный
(«Подготовка к активной познавательной деятельности»)
Задачи этапа:
1.Мотивация детей к активной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Формулирование темы урока.
Мотивирование к учебной деятельности
-Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Я смотрю, у вас у всех солнечное настроение.
Дети показывают солнышко- если с весёлым, облачко- если с грустным настроением
Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.
Посмотрите на нашу ленту букв.
Вопросы:
1.Сколько вы уже знаете букв гласных звуков? Назовите их.
2.Только гласные есть на ленте букв?
3.Назовите изученные согласные.
4.Все ли буквы нам известны?
5. Хотите познакомиться с новой буквой?
-Но прежде всего, давайте прочитаем слоги и найдём спрятанные в них слова
— Молодцы, ребята!
Самоопределение к деятельности.
-А сейчас, послушайте меня внимательно, и скажите, с какого звука начинаются эти слова
ЗАЯЦ Слайд 3.
ЗОНТИК Слайд 4.
ЗЕБРА Слайд 5.
-Итак, какой звук услышали 1-ым?
— Значит, с какой буквой и каким звуком мы с вами сегодня познакомимся?
Учитель показывает букву З Слайд 6
На эту букву посмотри, она совсем, как цифра 3.
— Характеристика З,з
— Так какой же звук З?
2 этап. Усвоение нового.
Задачи этапа:
-
Организация групповой работы по решению учебной задачи.
-
Обобщение новых знаний о букве З.
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательный». Я буду называть слова, а вы должны будете поднять синий квадратик, если З- твёрд., зелён. квадрат.- если З- мягк.
зубр
резина
золото
звонок
зима
звери
снег
магазин
земляника
глаза
земля
слеза— Молодцы, ребята. А почему вы не подняли карточку на слово СНЕГ?
Слйд1 (лента букв)
— Шесть. А, О, У, И, Ы, Е.
— Нет, есть и согласные.
— Н,М,Л,Р,В,З,П,К,Т,С.
— Нет.
— Да (уч-ся готовы к продолжению работы).
Слайд 2. (РАМЫЛОПАТА)
Звук [З]
Со звуком и буквой З,з
Дети закрыв. ушки и громко произнос.
З,з
Согласный
Дети работают с сигн. карточками
Нет З,з
Задание 2.
Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на две группы.
Делятся на группы.
Повторим правила работы в группах.
Правила групповой работы:
-
Внимательно выслушать задание учителя.
-
Выслушать мнение каждого.
-
Уметь принять общее решение.
-
Выбрать представителя от группы для предъявления результата работы.
Каждая группа получает задание: проанализировать 2 слова и сделать вывод, ответив на поставленные вопросы.
Вопросы 1-й группе:
Звуки [з],[з’] – гласные или согласные.
Эти звуки глухие или звонкие?
(Зина, зонтик)
По результатам практической работы учащиеся делают вывод, что эти звуки согласные, звонкие.
Вопрос 2-й группе:
Буква З обозначает твёрдый или мягкий звук?
(козлик, корзинка)
— Буква З может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный звук.
Представители от каждой группы озвучивают выводы перед классом.
Обобщим все выводы.
ФМ
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Зайцы взялись за бока, заплясали гопака.»Работа с учебником. С. 90- 92
— чтение слогов
— Работа по картинке «Зоопарк»
— Кого вы видите на картинке?
-Как вы думаете, где они находятся?
Объяснение слова «Зоопарк» (Слов. Ожегова)
Составление звуковой схемы слова Зоопарк, деление его на слоги, определение количества слогов.
Знакомство с текстом «В зоопарке»
— чтение по цепочке
— ответы на вопросы по тексту
-Объяснение слова АКВАРИУМ(Слов. Ожегова)
— А сейчас мы с вами мысленно вернёмся к началу урока и вспомним, с какой буквой и каким звуком мы познакомились.
Буква З обозначает согласный, звонкий, твёрдый или мягкий звук.
Ответы детей
3 этап. Первичная проверка.
Задача этапа: проверка умения применить новые знания при решении практических задач.
Работа по карточкам:
Прочитайте стихотворение.
Подчеркните букву З синим цветом, если она обозначает твёрдый звук, или зелёным, если мягкий звук.
В звезде найдешь ты букву З
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
Работа по карточкам проходит индивидуально.
Проверка фронтальная.
4 этап. Итоговая рефлексия.
1.Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания.
2.Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.
Вопросы учителя:
Какую учебную задачу вы решали?
Удалось ли её решить?
В какой ситуации будете применять новые знания?
Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов
Прозвенел наш друг- звонок
И закончился урок!
Фронтальные ответы детей.
Дети показывают соответствующих смайликов.
-