Пыленок Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №27 им. Героя Сов. Союза
И. Е. Кустова» г. Брянска
Урок математики в 1 классе
Тема: Дециметр
Цели: познакомить с единицей измерения длины – дециметром; учить измерять длины отрезков; повторить нумерацию; развивать умение решать примеры и задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научаться переводить одни единицы длины в другие; выполнять вычисления вида 15+1, 16-1 с опорой на знание нумерации; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок!
Дети: Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу успешным стать!
Буду я стараться – будет получаться!
Это слышать мне приятно!
Отдохнуть вы все успели,
А теперь тихонько сели!
Итак, математика нас ждет — начинаем устный счет!
II. Актуализация знаний
1.Повторение состава чисел в пределах десяти:
Заполните таблицу (слайд 3)
— Что сейчас повторяли?
2. Логическая разминка (слайд 4, 5)
3. Повторение нумерации в пределах 20 (слайд 5,6,7)
Арифметический диктант. Взаимопроверка. Оценивание с помощью «Светофора успеха».
III. Самоопределение к деятельности
— Дополните предложения словами (слайд 8)
— Как назвать все эти записи? (единицы измерения)
— Существуют ли другие единицы измерения?
— Расположите числа в порядке возрастания, и узнаете, с какой новой единицей измерения длины мы познакомимся сегодня на уроке (слайд 9).
— Откройте учебники на с. 51. Прочитайте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
-
Практическая работа
(учащиеся получают листочки, на которых начерчены отрезки: красный-3см и желтый – 14 см, и модели сантиметра и дециметра)
— Измерьте длину красного отрезка с помощью модели сантиметра.
(на доске – отрезок длиной 60 см)
— Измерьте мой отрезок с помощью модели сантиметра.
(учащиеся приходят к выводу, что не удобно измерять большие отрезки сантиметром)
— Есть еще одна единица измерения длины – дециметр. Ею легко измерить длину большого отрезка.
— Сравните мерки см и дм. Сколько раз модель см поместилась в модели дм? (слайд10, вывод)
— Измерьте с помощью модели дм и см длину желтого отрезка.
— Сколько раз уложился дм?
— Можно ли уложить модель дм еще раз?
— Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка?
— Сколько раз уложился см?
— Длина этого отрезка записывается так: 1дм 4см или 14см, так как в 1дм содержится 10 см.
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите верхний рисунок на с.51.
— Определите по нему длину голубой полоски.
— Работаем в парах: на столе лежит веревка, измерьте ее длину и запишите на листочке(20см = 2дм).
с.51 №2 – самостоятельное выполнение, один ученик выполняет на откидной доске. Проверка. Оценивание «Светофор успеха».
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
с.51 №3 – самостоятельное выполнение по вариантам; два ученика решают на откидной доске. Самопроверка. «Светофор успеха».
с.51 №4 – устно, фронтально (что значит уменьшить на 1, увеличить на 1?)
с.51 №5 – самостоятельное выполнение. Вариант1 – первая строка, вариант 2 – вторая строка. Взаимопроверка (эталон – на слайде). «Светофор успеха».
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1 – 4 на стр.25
VII. Рефлексия
— Пора проверить себя, как мы поняли новую тему(слайд).
— Выполните задание.
— Сверьтесь с эталоном на экране.
— Кто хорошо понял новую тему?
— Кому нужна помощь?
— Кто доволен своей работой?
VIII. Подведение итогов урока
С какой новой единицей измерения длины мы сегодня познакомились?
Кому интересно было выполнять практическую работу?
Длину каких предметов удобнее измерять новой меркой?
О каком задании вы расскажите дома родителям?
Вы – молодцы!
Спасибо за урок!