Мастерская «Поиск смыслов в художественном мире О. Э. Мандельштама»
«Мандельштам — …промежуточное звено, предвестие, формула перехода от нашей современности к тому, чего «еще нет», но что «должно быть»
Ю. И. Левин.
Задача мастерской: приобщить обучающихся к миру идей, представлений, образов поэзии Мандельштама, создать собственный текст.
Способ деятельности: разные формы индивидуальной и разноуровневой совместной деятельности ( по 3 человека в группе).
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, таблица, раздаточный материал со стихотворениями..
Ход мастерской.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Сулицкая Наталья Михайловна, работаю в средней школе № 16 учителем русского языка и литературы. Очень люблю вести уроки в старших классах, потому что у вас есть минимальный жизненный опыт, с вами интересно беседовать, как правило, на все происходящее имеете собственную точку зрения. Сегодня урок литературы буду вести у вас я. И думаю, что у нас с вами получиться продуктивная работа.
1.Тема сегодняшнего урока: «Поиск смыслов в художественном мире О. Э. Мандельштама». (запишем в тетради). ( портрет О. Мандельштама на экране)
— Как и каждый мир, художественный мир О. Э. Мандельштама живет по своим сложным законам и представлениям. Задача нашей мастерской скромна: приобщиться к миру идей, представлений, образов поэзии Мандельштама. Накануне вы прочитали его стихи, у каждого сложилось какое-то представление о них, а сегодня – следующий шаг на пути к поэту.
Ваше воображение свободно, возможности неограниченны. Вы имеете право на любое решение, суждение, в том числе и ошибочное. Работать будем индивидуально и в маленьких группах, роль каждого в группе велика, а потому ответственна.
— Итак представьте себе, что вы- издатель. Вы готовитесь к выпуску сборников стихов поэта серебряного века О. Э. Мандельштама. Как будет выглядеть суперобложка вашей книги? Ваш вариант и мотив вашего выбора.
2. Представить свой вариант вы можете в виде эскиза (на столе лежат фломастеры, чистые листы бумаги), либо в виде словесного варианта 9на моей обложке будет изображено…), либо как угодно еще. (время выполнения задания – 3 мин.)
3. Представление вариантов и мотивов выбора учащихся ( 5 мин.)
Рисунки крепятся на классной доске.
Отложим лист, на котором вы работали: он нам пригодится в конце нашей мастерской.
4. Представим раннюю осень. (на экране появляется картина ранней осени) Вы в лесу средней полосы России. Что можно услышать в лесу? Соберем звуки леса ( ребята с места называют звуки: треск ветки, писк комара и т. д.).
— А вот что услышал 17-летний Мандельштам, ваш ровесник (учитель читает четверостишие поэта):
Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной.
-Что в первую очередь услышал поэт ? (звук падающего зрелого плода).
— Редкий звук, не столь обычный, как другие. Что это за плод? Как вы думаете? (яблоко, т. к. дикая яблоня — наиболее распространенное плодовое лесное дерево).
5. Упало яблоко на землю, и рождаются ассоциации. Что вы представляете, когда произносите слово «яблоко»? Какие образы рождаются в вашем воображении? Запишите в течение 1 минуты.
6. Учащиеся проговаривают свои ассоциации. Понравившиеся ассоциации одноклассников ребята дописывают.
Примерные ассоциации:
-
Круглое и теплое. Круглое и холодное.
-
Августовские дары природы.
-
Адам и Ева, вкусившие дары природы.
-
Яблоко раздора.
-
Яблоко. упавшее на голову Ньютона.
-
Закон всемирного тяготения.
-
Яблоко познания Библии.
7.Одно слово, а сколько родило обилие ассоциаций! Выразите графически, словесно или как угодно это явление. ( это может быть рисунок в виде брызг фонтана и т. д. ). Учитель предлагает одному учащемуся из каждой группы на бумаге нарисовать одну из ассоциаций). А вот как об этом сказал Мандельштам:
«Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны».
Учитель на экране показывает эту ассоциацию.
-
Запишем два предложения:
Символ Нью-Йорка с каждым днем набирался желтизны.
На столе отливал густой краснотой неосуществленный замысел Сезанна.
Кому понятен смысл данных предложений? ( Если кто-то из участников догадался, то вместе с учителем участвует в ходе дальнейших рассуждений).
Вот так иногда непонятны какие-то строчки Мандельштама. Свою непонятность Мандельштам объяснял так: «Я мыслю опущенными звеньями». Что это значит?
Вернемся к предложениям. В каждом из них я тоже опустила звено. Что нужно выяснить, чтоб в предложениях все встало на свои места? ( что является символом Нью-Йорка? Каков неосуществленный замысел Сезанна?).
Это достаточно легко выяснить, т. к. на эти вопросы существует однозначный общеизвестный ответ: яблоко – символ Нью-Йорка ( еще одна ассоциация к слову «яблоко»), яблоко –замысел Сезанна: он мечтал написать яблоко, которое покорит Париж (другая ассоциация к слову «яблоко»). Вместо слова «яблоко» я употребила общеизвестные ассоциации. А у поэта свои- собственные, мандельштамовские ассоциации. «Я мыслю опущенными звеньями». Чтобы смысл стал понятен, что нужно сделать? (Восстановить опущенные звенья).
-
Попробуем разгадать одну загадку поэта:
Там лежит Ватерлоо-
Поле новое,
Там от битвы народов светло:
Свет опаловый наполеоновый
Треугольным летит журавлем.
Глубоко в черномраморной
Устрице
Аустерлица забыт огонек,
Смертоносная ласточка
Шустрится.
Вязнет чумный Египта песок.
«стихи о неизвестном солдате».
Черномраморная устрица . Что это такое?
Примерные ответы:
Цвет — черный;
Форма – удлиненная, значение оболочки, раковины, нечто содержащей.
Выясняем, что черномраморная устрица – гробница Наполеона. ( на экране появляется гробница Наполеона).
Назвав гробницу устрицей, Мандельштам тем самым создал какой троп?
(Метафору) (вывесить на доске определение метафоры)
Какое при этом опустил звено? (гробница)
«Я мыслю опущенными звеньями». А во что превращаются, материализуются опущенные звенья? ( в метафоры)
-
Слово «камень» ( на экране появляется изображение камня). Что ассоциируется у вас с этим словом?
-
Подумайте и допишите предложение, начинающееся словами: «Камень – это символ…» (Работа в группах).
-
выступление групп.
-
возьмите лист, на котором три текста. Прочитаем их.
-
С горы скатившись, камень
лег в долину.
Как он упал? Никто не знает
ныне —
Сорвался ль он с вершины
сам собой
Иль был низринут волею чужой?
Столетье за столетьем
пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса.
-
Паденье – неизменный спутник страха,
И самый страх есть чувство пустоты.
Кто камни нам бросает с высоты,
И камень отрицает иго праха?
-
Камень – импрессионистский дневник погоды, накопленный миллионами лихолетий; но он не только прошлое, он и будущее: в нем есть периодичность. Он алладиновая лампа, проницающая геологический сумрак будущих времен.
Если у вас появились новые впечатления, мысли, ассоциации, введите их в свой текст, откорректируйте свою фразу, отшлифуйте ее (3 минуты на выполнение задания).
-
Поделитесь результатами своей работы. Выступление групп.
Учитель: Из трех текстов, которыми вы воспользовались, первый принадлежит Тютчеву, два других – Мандельштаму. Поэт говорил, что он поднял тютчевский камень и положил «в основу своего здания».
Не случайно три первых своих сборника стихов Мандельштам выпустил под одним и тем же названием – «камень» ( на экране появляется камень) и собирался так же назвать четвертый. А раз так, что вы по сути дела, сформулировали в своих фразах? ( Основные темы поэзии Мандельштама)
-
Учащимся предложены следующие пары стихотворений ( каждой группе по 2 стихотворения)
1. группа.
1. «Я вздрагиваю от холода» (1912).
Я вздрагиваю от холода —
Мне хочется онеметь!
А в небе танцует золото —
Приказывает мне петь.
Томись, музыкант встревоженный,
Люби, вспоминай и плачь
И, с тусклой планеты брошенный,
Подхватывай легкий мяч!
Так вот она — настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая,
Какая беда стряслась!
Что, если вздрогнув неправильно,
Мерцающая всегда,
Своей булавкой заржавленной
Достанет меня звезда?
1912
2. «Я буду метаться по табору улицы темной» (1925).
* * *
Я буду метаться по табору улицы темной
За веткой черемухи в черной рессорной карете,
За капором снега, за вечным, за мельничным шумом…
Я только запомнил каштановых прядей осечки,
Придымленных горечью, нет — с муравьиной кислинкой,
От них на губах остается янтарная сухость.
В такие минуты и воздух мне кажется карим,
И кольца зрачков одеваются выпушкой светлой,
И то, что я знаю о яблочной, розовой коже…
Но все же скрипели извозчичьих санок полозья,
B плетенку рогожи глядели колючие звезды,
И били вразрядку копыта по клавишам мерзлым.
И только и свету, что в звездной колючей неправде,
А жизнь проплывет театрального капора пеной;
И некому молвить: «Из табора улицы темной…»
Весна 1925
2 группа:
1. «Отравлен хлеб и воздух выпит» (1913).
* * *
Отравлен хлеб, и воздух выпит:
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать.
Под звездным небом бедуины,
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины
О смутно пережитом дне.
Немного нужно для наитий:
Кто потерял в песке колчан,
Кто выменял коня,- событий
Рассеивается туман.
И, если подлинно поется
И полной грудью, наконец,
Все исчезает — остается
Пространство, звезды и певец!
1913
2. «Кому зима – арак и путь голубоглазый» (1922)
Кому зима — арак и пунш голубоглазый,
Кому — душистое с корицею вино,
Кому — жестоких звезд соленые приказы
В избушку дымную перенести дано.
Немного теплого куриного помета
И бестолкового овечьего тепла;
Я все отдам за жизнь — мне так нужна забота, —
И спичка серная меня б согреть могла.
Bзгляни: в моей руке лишь глиняная крынка,
И верещанье звезд щекочет слабый слух,
Но желтизну травы и теплоту суглинка
Нельзя не полюбить сквозь этот жалкий пух.
Тихонько гладить шерсть и ворошить солому;
Как яблоня зимой, в рогоже голодать,
Тянуться с нежностью бессмысленно к чужому
И шарить в пустоте, и терпеливо ждать.
Пусть люди темные торопятся по снегу
Отарою овец и хрупкий наст скрипит,
Кому зима — полынь и горький дым к ночлегу,
Кому — крутая соль торжественных обид.
О, если бы поднять фонарь на длинной палке,
С собакой впереди идти под солью звезд,
И с петухом в горшке прийти на двор к гадалке.
А белый, белый снег до боли очи ест.
Зима 1922
3 группа:
-
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.» (1915).
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, —
На головах царей божественная пена, —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Tроя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море Черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915
2. «За гремучую доблесть грядущих веков…» (1931)
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
17-28 марта 1931, конец 1935
4 группа :
1. «Умывался ночью на дворе…» (1921)
Умывался ночью на дворе,-
Твердь сияла грубыми звездами.
Звездный луч — как соль на топоре,
Стынет бочка с полными краями.
На замок закрыты ворота,
И земля по совести сурова,-
Чище правды свежего холста
Вряд ли где отыщется основа.
Тает в бочке, словно соль, звезда,
И вода студеная чернее,
Чище смерть, соленее беда,
И земля правдивей и страшнее.
1921
2. «Возьми на радость из моих ладоней» (1920)
Bозьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.
Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.
Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,
Их родина — дремучий лес Тайгета,
Их пища — время, медуница, мята.
Возьми ж на радость дикий мой подарок —
Невзрачное сухое ожерелье
Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.
Ноябрь 1920
5 группа:
1. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (1931)
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
2. «Пешеход.» (1912).
Пешеход
М. Л. Лозинскому
Я чувствую непобедимый страх
В присутствии таинственных высот.
Я ласточкой доволен в небесах,
И колокольни я люблю полет!
И, кажется, старинный пешеход,
Над пропастью, на гнущихся мостках
Я слушаю, как снежный ком растет
И вечность бьет на каменных часах.
Когда бы так! Но я не путник тот,
Мелькающий на выцветших листах,
И подлинно во мне печаль поет;
Действительно, лавина есть в горах!
И вся моя душа — в колоколах,
Но музыка от бездны не спасет!
1912
6 группа.
«Я ненавижу свет…» (1912).
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой древний бред, —
Башни стрельчатой рост!
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
Будет и мой черед —
Чую размах крыла.
Так — но куда уйдет
Мысли живой стрела?
Или, свой путь и срок,
Я, исчерпав, вернусь:
Там — я любить не мог,
Здесь — я любить боюсь…
1912
-
«Только детские книги читаю» (1908)
Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.
Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.
Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.
1908
Из данных стихотворений выпишите слова-образы:
1) враждебные лирическому герою;
2) близкие лирическому герою;
3) обозначающие цвет;
4) обозначающие состояние героя;
5) географические наименования, имена собственные.
Слова –образы напишите на чистых листах бумаги (не более трех) фломастером:
-
враждебные – черным,
-
близкие – зеленым,
-
Обозначающие цвет (соответственно цвету, белый – белая полоска бумаги),
-
Обозначающие состояние (комфортное – зеленым, дискомфортное – черным),
-
Географические наименования, имена собственные – красным.
Враждебные и близкие слова- образы запишите с эпитетами, если они есть ( на выполнение задания – 10 минут, раздать инструкции по выполнению)
-
выступление групп по очереди ( сначала враждебные слова- образы, потом близкие и т. д.)
План выступления группы:
-
чтение стихотворений;
-
выступает кто-то один, потом желающие из групп дополняют.
После выступления каждая группа выносит слова-образы на доску. В итоге составляют таблицу 1.
враждебные | близкие | цвет | Состояние героя | Географические наименования, имена собственные | |
1 | Звезды (колючие); Булавка заржавленная; Звезда | Ветка черемухи, снег | Темный. Черный, янтарная, карий, яблочной, розовой, золото | Метаться. Горечь. Холод. Онеметь. Любовь. Плач. Тоска. Беда. Томить. |
|
2 | Отравленный хлеб; Воздух выпит; Звезды(жестокие); Полынь; Горький дым; Соль обид
| Пространство. Звезды. Певец. Овечье тепло. Спичка серная. Теплота. Солома. Шерсть. | Желтый. Белый. | Трудно. Тоска. Тоска. | Египет. Иосиф. |
3 | Век-волкодав; Трус; Хлипкая грязь; Кровавые кости | Доблесть людей. Сибирская степь. Песцы. Енисей. Сосна. Звезда. Божествен ная пена. | Голубой. Черное. | Бессонни ца. Тяжесть. | Эллада. Троя. Гомер. Енисей. Сибирская. |
4 | Звезды грубые беда | Солнце. Мед. Поцелуй. | Чернее. | Радость. страх | Греция. Персефона. |
5 | Звонок; Вырвать с мясом; Кандалы цепочек | Фонари. Номера телефонов. | Деготь. Желток. | Страх. Печаль. | Петербург. |
6 |
|
|
|
|
|
-
Проанализируем данные полученной таблицы и составим коллективную характеристику лирического героя Мандельштама.
Каждая из групп исследует свои слова-образы (объясняет).
1 группа – враждебные;
2 группа – близкие;
3 группа – цвет;
4 группа – состояние;
5 и 6 группы – географические наименования, имена собственные.
18. выступление групп.
Предполагаемые ответы:
1 группа: Герой и Вселенная; герой и история; герой и его время.
Звезды внушают лирическому герою недоверие, враждебность, страх. Они колючие, жестокие, грубые, у них острые грани. Они представители непостижимой вселенной, БЕЗДНЫ, КОТОРЯ ПУГАЕТ героя. Это человек со своими субъективными слабостями, но страх – это тот порок, за который не наказывает даже Библия. («Я ненавижу свет…» (1912), «Я ненавижу свет…» (1912), «Я ненавижу свет…» (1912))
Герой – натура впечатлительная, эмоциональная. Он ощущает себя участником давно прошедших исторических событий, проникается бедами, горечью, страхами их участников, сопереживает им (Отравлен хлеб и воздух выпит» (1913).).
Кроме субъективного страха герой испытывает и объективный: ему выпало жить в трагическое время («век- волкодав»), когда каждую минуту можно ждать гостей «дорогих», когда и в доме не спрячешься: даже дверные цепочки напоминают кандалы («За гремучую доблесть грядущих веков…» (1931, «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (1931).
2 группа: Где лирический герой ищет защиты, что спасает его?
Лирический герой ищет защиты в домашности, в земном тепле ( овечье тепло, мельничий шум, шерсть домашних животных), в дружбе ( номера телефонов, адреса), в природе ( его радует ветка черемухи, снег, Енисей, степь, солнце), в любви («все движется любовью», поцелуи), в творчестве («томись, музыкант встревоженный, люби, вспоминай и плачь», «возьми на радость из моих ладоней немного солнца и немного меда» (мед творчества); уходит все, остается «пространство, звезды и певец»).
3 группа: среди цветов преобладают черный и желтый, черный побеждает желтый, встречается светлый, белый Черный – символ конца, смерти, желтый – цвет солнца, радости, жизни; белый – цвет вечности.
4 группа: состояние героя разное : любовь, страсть…
5 группа: обилие географических названий, собственных имен свидетельствует о том, что стихия лирического героя – мировая культура. Это неприкаянный странник, чувствующий себя как дома в мировой культуре и бездомный на родине.
19. Индивидуальная работа.
Обобщим все сказанное по схеме. ( на экране высвечивается ).
Лирический герой:
-
отношение к жизни.
-
отношение жизни к герою.
-
что помогает преодолению трудностей.
20. вернемся к нашим издательским делам.
Есть ли издатели, которые передумали издавать стихи Мандельштама? ( Если есть, объясните автору в личном письме, почему вы не желаете издавать его стихи).
У вас, у издателей, есть стихи, есть суперобложка. Возможно, кто-то недоволен свои эскизом. Можно поменять. Чего не хватает книге? (Предисловия).
Ваша издательская задача – как можно быстрее продать книгу, а для этого нужно заинтересовать читателя своим предисловием. Пишем на том листе, где суперобложка, с другой стороны ( на выполнение задания – 10 минут ).
21. Учащиеся читаю свои тексты.
22 рефлексия. Самоанализ. (анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мороощущуния).