Конспект урока для 1 класса
«Переместительный закон сложения»
Учитель начальных классов: Дёмина Татьяна Ивановна, МОБУ СОШ №21,
г. Белорецк, Республика Башкортостан.
Тип урока: изучение нового.
Вид урока: урок-сказка
Цель урока: познакомить с переместительным свойством сложения.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умения сравнивать числа и их упорядочивать, применять переместительное свойство сложения, учить устанавливать закономерности.
Развивающие: развивать навыки устного счёта, способствовать развитию логического мышления, математической речи обучающихся.
Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля, аккуратность, положительную мотивацию к изучаемому предмету.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока
Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
-Постараюсь все понять.
Многое хочу узнать! (Слайд 2)
А урок математики у нас сегодня не простой, мы отправимся сегодня в гости, в гости к гномам. Гномы очень трудолюбивые, многое знают и умеют, но сегодня им понадобится ваша помощь, и мы сегодня вместе с гномами постараемся вывести новое правило сложения.
Ну что ж!
Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
Жили-были гномики в уютном своем домике
На лесной опушке у маленькой речушки.
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны все.
Каждую неделю кругом,
Ходят братцы друг за другом.
— Догадались, как зовут гномов? (Слайд 3) Послушайте песню и скажите, как зовут гномов.
— Имена гномов — это названия дней недели.
— Назовите по порядку все дни недели.
Гномики предлагают вам в течении урока подумать и разгадать ребусы, а в конце урока мы к ним вернемся и проверим, кто смог разгадать. (Вывешивается на доску карточка: а+а=а к+а=к)
Устный счет
ПОНЕДЕЛЬНИК – не бездельник,
Любознательным он рос.
И для вас, ребята,
Приготовил БЛИЦ-ОПРОС! (Слайд 4)
-Назовите число, следующее за числом 6, 4, 9.
-Назовите число, предшествующее числу 5, 8, 2.
-Назовите числа, которые меньше 3.
-Назовите числа, которые больше 8.
-Какое число не является натуральным?
-Назовите натуральный ряд чисел.
-Какое число стоит между числами 5 и 7, 2 и 4, 8 и 10?
-Сравните числа 1 и 4, 7 и 5, 0 и 2, 5 и 5.
-Прочитать выражение по-разному: 5 + 1 = 6, 8 – 1 = 7 (Карточка на доске)
-Расположите числа в порядке возрастания, убывания. (Карточка на доске)
Молодцы! С заданием справились отлично.
ВТОРНИК неделю продолжает,
Всех трудиться заставляет.
Любит солнце и цветы,
Поработай с ним и ты. (Слайд 5)
ВТОРНИК очень любит выращивать цветы. И вот однажды у него вырос необычный цветок, на лепестках которого были примеры, давайте поможем
ВТОРНИКУ решить их. (Устное решение примеров.)
Чтобы у вас было хорошее зрение, ВТОРНИК приготовил для вас физпаузу для глаз. Следите глазками за цветами.
ФИМИНУТКА для глаз.(Слайды 6 – 19)
Подготовка к изучению нового.
СРЕДА — кладоискатель.
Золото из земли добывает,
А как пересчитать – не знает! (Слайд 20) (На доске 3 ученика.)
Сравните две суммы каждого столбика. Найдите значения сумм по таблице сложения.
Но мы хотим гномику сказать, что «Золото добывают из земли, а знания из книги». Кто много читает, тот многое узнает, а знания ценятся так же дорого, как и золото. И книги нам сегодня помогут вывести новое правило.
Изучение нового.
(Слайды 21 -26)
-Сколько изображено книг в синих обложках? (2 книги). Положите на парту слева столько же треугольников.
-Сколько книг в красных обложках? (3 книги). Придвиньте к треугольникам столько же квадратов.
-Сколько всего книг? (5). Сколько у вас фигур на партах? (5).
-Как получили число 5? (к 2 прибавили 3).
-Как запишем сумму? (2+3=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/
-Как называется число 2 при сложении? (первое слагаемое).
-Как называется число 3 при сложении? (второе слагаемое).
-Как называется число 5? (значение суммы).
-А теперь посмотрите на экран: что произошло? (синие и красные книги поменялись местами).
-Какие книги теперь стоят на первом месте? (Красные). Сколько их? (3).
-Какие книги на втором месте? (Синие). Сколько их? (2).
-Сколько всего книг? (5).
-Поменяйте местами свои фигурки на партах.
-Сколько теперь треугольников и сколько квадратов? (3 квадрата и 2 треугольника).
-Сколько всего фигур? (5).
-Составьте сумму (3+2=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/
-Как теперь называются числа? (3 – первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 5 – значение суммы).
-Что произошло со слагаемыми? ( Они поменялись местами)
-Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)
-Какой можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменилась)
(Слайд 27)
Прочитайте правило в учебнике на стр. 32.
Закрепление изученного.
ЧЕТВЕРГ очень любит птичек,
И голубок, и синичек.
Кормит птичек он всегда,
Помогает в холода.
А кто из вас помогает зимой птичкам? Как мы можем помочь?
Помогите гномику накормить птичек. Составьте выражение и найдите значение выражения. Примените переместительное свойство сложения.(Слайд 29) (Письмо с комментированием.)
ФИЗМИНУТКА (Слайд 28)
Гномы вышли по порядку –
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку —
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд. (Под музыку ученики выполняют физические упражнения.)
А сейчас наше тело отдохнуло, пусть поработает ум.
Решение логической задачи
ПЯТНИЦА следует за братом,
У него идей богато,
Он за все берется смело,
И работа закипела. (Слайд 30)
Однажды ПЯТНИЦА распиливал бревно, и он задумался, а сколько ему нужно сделать распилов, чтобы получить 4 части этого бревна? (Устное решение логической задачи.)
Работа в тетради . С.21, № 41 (Слайд 30) Посоветуйтесь друг с другом и найдите правильное решение. Что нужно сделать, чтобы найти самое длинное и самое короткое бревно? Практическая работа: вырезают и наклеивают.(Работа в парах.)
А сейчас снова вернемся к теме нашего урока. Какое правило мы сегодня изучили?
Самостоятельная работа.
А СУББОТА предлагает вам работу.
Делать все должны старательно,
Для Вас работа самостоятельная.
Учебник с. 32, № 69. (Слайд 31) (Самостоятельная работа) Проверка.
Работа с геометрическим материалом.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит построенье.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Давайте построим дом, куда бы мы могли пригласить гнома.
Итог урока
Так и жили гномики
В чистом своём домике
На лесной опушке
На радость всем зверюшкам!
Сегодня на уроке мы с вами были в гостях у весёлых, трудолюбивых гномов. Мы узнали переместительное свойство сложения.
Как звучит это правило?
Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. Я говорю вам всем сегодня:
Молодцы!
Спасибо за урок! На память о нашем уроке для вас наградки.
А какое у вас настроение после нашего урока вы покажете, прикрепив на нашу поляну показатель своего настроения.