Урок: Математика

Класс: 1класс

Учитель: Исаева Анжелика Владимировна

Дата: 15.03.2013г.

Тема: Литр

УМК: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Планируемые результаты:

— учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;

— закрепят понятие «килограмм»;

— отработают вычислительный навык в пределах 10.

Технология: проблемно-диалоговая

Форма урока: урок — практикум

Цели деятельности учителя: познакомить с новой величиной — ёмкостью и её измерением с помощью литра; обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы; учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной; актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение; развивать логико — математическую речь; воспитывать умение работать в коллективе; развивать внимание.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом — литровой банкой.

Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.

Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;

Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровая и литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой, практические задания, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: активизация учащихся

Настраивает детей на работу.

— Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

— Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

— Тихо сели. Настраиваемся на урок.

— Вспомним с вами правила поведения на уроке.

— Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Коммуникативные УУД

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

Регулятивные УУД:

самоопределение,

саморегуляция.

Актуализация знаний

Цель: закрепить единицу измерения массы — килограмм.

— Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать.

— Вспомните и ответьте на вопросы:

-Как определить массу предметов?

— Каким прибором измеряют массу предметов?

— С какой единицей измерения массы, мы познакомились на прошлом уроке?

— Подумайте и ответьте: что легче килограмм вишни или килограмм картофеля?

Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке

взвесить

весами

килограмм

масса одинаковая

Познавательные УУД

-обобщение

Постановка учебной проблемы

Цель: организовать постановку цели урока

Создаёт условия для формирования цели урока.

Подводит к вопросу: какой единицей измеряют жидкость?

Проводит практическую работу с использованием наглядности.

Помогает учащимся сформулировать тему и цель урока.

Перед детьми на столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель налил 3 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости.

— Ребята, посмотрите внимательно на стол.

— Что вы видите?

— Какие задания можно придумать с этими сосудами?

Как сравнить количество воды в этих сосудах?

-Чего мы ещё не знаем?

-Так какая же цель у нашего урока? Что нового мы должны узнать?

-Вот это мы сейчас и исследуем.

Дают всевозможные ответы.

Активно участвуют в практической работе, поддерживая диалог с учителем.

Под руководством учителя формулируют тему и цель урока.

Разные сосуды с водой.

— Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.

— Сколько всего воды во всех сосудах.

— А можно выяснить, где воды больше, а где меньше?

Нужна мерка.

Как измерить жидкость? Узнать её количество?

Личностные УУД

— проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные УУД

-уметь высказывать своё предположение;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

-умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД

— анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.

Поиск решения проблемы

Цель: ознакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра

Учитель берёт в руки стакан с водой.

— Что у меня в стакане?

— Какая она?

Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает, что произошло с водой?

— Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась?

— Приведите примеры ёмкостей.

— Посмотрите на столе у меня пакет из-под молока, пачка сока и банка. У этих емкостей есть одинаковый признак, по которому эти сосуды совпадают. Отгадайте этот признак.

— Этот признак называется емкостью или объемом и измеряется он в литрах. Слово «литр» сокращённо пишут так: л, 3л, 7л. (на доске)

— Запишем в нашей тетради.

— Сформулируем тему нашего урока.

— Где вы встречали эту единицу измерения?

— Измерим ёмкости, выливая из них воду литровыми банками.

— Какой можно сделать вывод?

А теперь эти же ёмкости наполним водой по-другому: кастрюлю банкой, а банку стаканами.

Почему так произошло?

— Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов?

вода

жидкая

Она растеклась, потому что жидкая.

Ёмкости.

стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.

предположения детей

(помещается одинаковое количество жидкости)

Литр

В магазине, на автозаправке. (СЛАЙД)

— Кажется, что емкости по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды.

Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь — разное.

— Измерять одинаковой меркой, а не разной.

Коммуникативные:

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование проблемы.

Динамическая пауза

— Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину — вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете.

Будьте внимательны! (СЛАЙД)

4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л.

Воспроизведение нового знания

Цель: включение нового знания в систему знаний.

1. Устный счет.

СЛАЙД

9л -…= 3л …л +2л = 8л

..л — 4л = 4л 4л + 3л — 5л =…л 7л — 6л =…л 6л — 5л + 8л =…л

— Решите задачу:

Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, а Петя — 5 вёдер. Сколько вёдер воды они принесли вместе?

— Какая единица измерения встретилась в этой задаче?

2. Решение задачи из учебника с.38, №3

3. Организует работу в группах.

1. Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи.

Ч С С Ч

2. Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б. (по рисунку)

3. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 2 л? Как отмерить 4 л?

Проверка работы. (2 группа на СЛАЙДЕ)

Работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к единому мнению. Представители групп озвучивают свой вариант решения.

Оформление схемы и решения задачи в тетради.

Самостоятельно решают задачи и делают необходимые записи.

Познавательные УУД

-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.

Регулятивные УУД

— саморегуляция

Коммуникативные УУД

— умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

самооценивание.

Рефлексия деятельности.

Цель:

— зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

— оценить собственную деятельность;

— зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Что сегодня на уроке мы нового узнали?

— Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина?

— Что такое ёмкость?

— А в природе существуют «ёмкости» для воды?

— А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? Почему?

— Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это как?

Домашнее задание:

Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле.

Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. И выполнить задания на с.16 в тетради на печатной основе.

А теперь, возьмите модель бумажного кораблика, который лежит у вас на парте, приклейте к нему флажок: красный – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием, зелёный — если было немного трудно и не всё понятно, синий – было очень трудно и всё непонятно.

— Приклеили? Пустим кораблики на воду, в наши ёмкости с водой, пусть поплавают, а мы полюбуемся.

как измерить количество жидкости

сосуд, куда наливают жидкость

водоёмы

Познавательные УУД

-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here