Урок: Математика
Класс: 1класс
Учитель: Исаева Анжелика Владимировна
Дата: 15.03.2013г.
Тема: Литр
УМК: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Планируемые результаты:
— учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;
— закрепят понятие «килограмм»;
— отработают вычислительный навык в пределах 10.
Технология: проблемно-диалоговая
Форма урока: урок — практикум
Цели деятельности учителя: познакомить с новой величиной — ёмкостью и её измерением с помощью литра; обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы; учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной; актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение; развивать логико — математическую речь; воспитывать умение работать в коллективе; развивать внимание.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом — литровой банкой.
Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.
Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;
Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровая и литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой, практические задания, презентация.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |
Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: активизация учащихся
| Настраивает детей на работу. — Вот звенит для нас звонок – начинается урок. — Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. — Тихо сели. Настраиваемся на урок. — Вспомним с вами правила поведения на уроке. — Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? | Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. | Коммуникативные УУД -уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им. Регулятивные УУД: самоопределение, саморегуляция. |
Актуализация знаний
Цель: закрепить единицу измерения массы — килограмм.
| — Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать. — Вспомните и ответьте на вопросы: -Как определить массу предметов? — Каким прибором измеряют массу предметов? — С какой единицей измерения массы, мы познакомились на прошлом уроке? — Подумайте и ответьте: что легче килограмм вишни или килограмм картофеля? | Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке
взвесить весами
килограмм
масса одинаковая | Познавательные УУД -обобщение |
Постановка учебной проблемы
Цель: организовать постановку цели урока
| Создаёт условия для формирования цели урока. Подводит к вопросу: какой единицей измеряют жидкость? Проводит практическую работу с использованием наглядности. Помогает учащимся сформулировать тему и цель урока.
Перед детьми на столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель налил 3 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости. — Ребята, посмотрите внимательно на стол. — Что вы видите? — Какие задания можно придумать с этими сосудами?
Как сравнить количество воды в этих сосудах? -Чего мы ещё не знаем? -Так какая же цель у нашего урока? Что нового мы должны узнать? -Вот это мы сейчас и исследуем. | Дают всевозможные ответы. Активно участвуют в практической работе, поддерживая диалог с учителем. Под руководством учителя формулируют тему и цель урока.
Разные сосуды с водой. — Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. — Сколько всего воды во всех сосудах. — А можно выяснить, где воды больше, а где меньше? Нужна мерка. Как измерить жидкость? Узнать её количество? | Личностные УУД — проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные УУД -уметь высказывать своё предположение; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД -участие в коллективном обсуждении проблемы; -умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД — анализировать, синтезировать, сравнивать информацию. |
Поиск решения проблемы
Цель: ознакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра | Учитель берёт в руки стакан с водой. — Что у меня в стакане? — Какая она? Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает, что произошло с водой? — Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? — Приведите примеры ёмкостей. — Посмотрите на столе у меня пакет из-под молока, пачка сока и банка. У этих емкостей есть одинаковый признак, по которому эти сосуды совпадают. Отгадайте этот признак.
— Этот признак называется емкостью или объемом и измеряется он в литрах. Слово «литр» сокращённо пишут так: л, 3л, 7л. (на доске) — Запишем в нашей тетради. — Сформулируем тему нашего урока. — Где вы встречали эту единицу измерения? — Измерим ёмкости, выливая из них воду литровыми банками. — Какой можно сделать вывод?
— А теперь эти же ёмкости наполним водой по-другому: кастрюлю банкой, а банку стаканами.
— Почему так произошло? — Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов? |
вода жидкая
Она растеклась, потому что жидкая.
Ёмкости. стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.
предположения детей (помещается одинаковое количество жидкости)
Литр В магазине, на автозаправке. (СЛАЙД)
— Кажется, что емкости по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды. — Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь — разное.
— Измерять одинаковой меркой, а не разной. | Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы.
|
Динамическая пауза | — Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину — вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете. Будьте внимательны! (СЛАЙД) 4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л. |
|
|
Воспроизведение нового знания
Цель: включение нового знания в систему знаний. | 1. Устный счет. СЛАЙД 9л -…= 3л …л +2л = 8л ..л — 4л = 4л 4л + 3л — 5л =…л 7л — 6л =…л 6л — 5л + 8л =…л
— Решите задачу: Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, а Петя — 5 вёдер. Сколько вёдер воды они принесли вместе? — Какая единица измерения встретилась в этой задаче?
2. Решение задачи из учебника с.38, №3
3. Организует работу в группах. 1. Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи. Ч С С Ч
2. Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б. (по рисунку)
3. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 2 л? Как отмерить 4 л? Проверка работы. (2 группа на СЛАЙДЕ) | Работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к единому мнению. Представители групп озвучивают свой вариант решения.
Оформление схемы и решения задачи в тетради.
Самостоятельно решают задачи и делают необходимые записи. | Познавательные УУД -самостоятельное создание способов решения проблемных задач. Регулятивные УУД — саморегуляция
Коммуникативные УУД — умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: самооценивание. |
Рефлексия деятельности. Цель: — зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; — оценить собственную деятельность; — зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. | Что сегодня на уроке мы нового узнали? — Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина? — Что такое ёмкость? — А в природе существуют «ёмкости» для воды? — А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? Почему? — Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это как? Домашнее задание: Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле. Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. И выполнить задания на с.16 в тетради на печатной основе. А теперь, возьмите модель бумажного кораблика, который лежит у вас на парте, приклейте к нему флажок: красный – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием, зелёный — если было немного трудно и не всё понятно, синий – было очень трудно и всё непонятно. — Приклеили? Пустим кораблики на воду, в наши ёмкости с водой, пусть поплавают, а мы полюбуемся. | как измерить количество жидкости
сосуд, куда наливают жидкость водоёмы
| Познавательные УУД -контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|