Конспект урока
1. Тема: «Число и цифра 3»
2. Предмет: математика
3. Класс: 1
4. Автор разработки: Спиридонова Н.П., учитель начальных классов
5. Образовательное учреждение: МАОУСОШ №1
6. Город/муниципальный район: г. Окуловка Новгородской области.
7. Цель: Формирование умения писать цифру 3, соотносить количество предметов с цифрой .
8. Задачи:
Задачи:
1.Формировать понятие числа 3 как количественной характеристики эталонного множества тройки лошадей (трёх голов Змея Горыныча), распознавать множество из трёх предметов без анализа аддитивного состава числа;
2. формировать умение записи числа 3;
3. Развивать математическую речь.
9. Формирование УУД:
Познавательные:
— производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи;
— работать с учебной книгой;
— пользоваться математической терминологией;
Регулятивные:
— адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников по результатам своей работы на уроке;
— осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения,
— адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
— в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
— совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Коммуникативные:
— уметь слушать и вступать в диалог;
— участвовать в коллективном обсуждении;
— отвечать на вопросы учителя,
— выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
— быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент) | Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. — проверка к готовности к уроку; 2. Настройка на работу на уроке: — пожелание друг другу удачи хлопками в ладони друг друга с соседом по парте; — Я предлагаю девиз урока (записан на доске): «С малой удачи начинается большой успех» Как вы понимаете это высказывание? — Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?
| Читают хором
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Внимание старательность, желание узнать новое, … .
| — участвовать в коллективном обсуждении; — отвечать на вопросы учителя, — выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Мотивация | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке. Соответствие чисел и цифр 1 и 2. Отгадывание загадки и показ картинки: 1 загадка. Стоит Антошка на одной ножке, Его ищут, а он не откликается. — Какое число вы бы подобрали к отгадке? -Почему? -Какой цифрой обозначаем число1? -Как правильно пишем цифру 1? — Запишите цифру 1. 2 загадка. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. — Какие числа встретились в загадке? — -Какой цифрой обозначаем число2? -Как правильно пишем цифру 2? — пропустите две клетки и запишите цифру 2. Запись на доске: 1 2 … — Сравните числа: 0…1 1…1 2…1 2…2
4.Физкультминутка. Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
| Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат.
Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.
— Гриб.
— Один.
— Одна ножка, одна шляпка.
— Запись на доске цифры 1.
— Ножницы.
— Два.
Запись на доске цифры 2.
Дети сравнивают числа устно, затем один ученик выполняет задание на доске, а дети в тетрадях. — Самопроверка.
— Ученики делают наклони вперед и назад.
Ученики выполняют рывки руками перед грудью.
Ученики вращают головой.
Ученики садятся за парты.
| — уметь слушать и вступать в диалог; — участвовать в коллективном обсуждении; — отвечать на вопросы учителя,
|
3. Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). Выявление учащимися места и причины затруднения.
| Мы повторили числа и соответствующие им цифры 1и 2, что обозначает это многоточие? Какое число при счёте идёт за числом 2? Послушайте ещё одну загадку. У него глаза цветные – Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. Да и как его не знать? Мы отлично понимаем, Всё, хочет нам сказать. — Какого цвета «глаза» у светофора? – Что показывает красный сигнал светофора? — Что показывает жёлтый сигнал светофора? — Что показывает зелёный сигнал светофора? — Какой цвет горит на светофоре для машин, когда можно переходить дорогу пешеходу? — Как вы думаете почему загадка про светофор? — Какая цель нашего урока?
|
— 3
— Светофор.
— Красный, жёлтыё, зелёный.
— Проезда нет.
— Приготовиться.
— Можно ехать.
— Красный.
— Потому что три «глаза». — Познакомиться с числом три и научимся писать цифру три.
| — в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
|
4. Открытие нового знания. | Постановка цели урока, согласование темы урока, Формирование умения писать цифру 7, соотносить количество предметов с цифрой 7.
| Организует деятельность по наблюдению за внешним видом числа 3 через рисунок, стихи, , образец написания цифры. — Где мы в жизни встречаемся с числом 3? Работа по учебнику на странице 40 №1. Рассмотрите рисунок. — Сколько лошадей запряжено в повозку? Это тройка. — Сколько детей сидит в повозке? — Вспомните сколько голов у Змея Горыныча? Число три обозначается математическим знаком – цифрой три. №2. Рассмотрите цифру 3. — Из каких элементов состоит цифра 3? — Чем они различаются? — Найдите среди знаков цифру 3 и отметьте их фишками. Сколько раз вам встретилась цифра три? Самопроверка. № 3. На что похожа цифра 3? — Поставьте фишки на те предметы или их части, которые похожи на цифру 3? Взаимопроверка. — На что ещё похожа цифра 3? Физкультминутка Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём. Работа в рабочей тетради на печатной основе. — Пропишите цифру 3 в тетради по образцу, данному на странице 37 в задании 1. — Поставьте точку под той цифрой которая больше всего похожа на образец.
|
— Номер дома, квартиры, место в театре, поезде, в сказках.
— Три.
— Три.
— Три.
— Двух полуовалов. — Нижний больше верхнего.
— Два.
— Работают в тетради. | — производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи; — работать с учебной книгой; — пользоваться математической терминологией;
|
5. Первичное закрепление. | Проговаривание нового знания, запись цифры 3. | №2 с. 37 в рабочей тетради. Соответствие числа и цифры, анализ рисунка. — Сколько ягод на первом рисунке? Напишите в окошечке цифру 3. — Сколько ягод на втором рисунке? Напишите в окошечке цифру 2. — Сколько ягод на третьем рисунке? Напишите в окошечке цифру1.
|
— Три.
— Два.
— Одна.
Взаимопроверка.
| — адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников по результатам своей работы |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоя-тельно. | Р. т. С.38 № 4. -Запишите число грибов. -Расставьте знаки между числами. |
— дети работают в тетради, один человек на доске. Самопроверка. | — осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения, — адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
|
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Закрепление имеющихся математических знаний, умений и навыков. | Р. т. С.38 № 3 — Напишите, сколько яблок на каждой тарелке. — Дорисуйте яблоки так, чтобы на каждой тарелке их было по три..
|
Выполняют задание самостоятельно . Взаимопроверка.
| — адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников по результатам своей работы |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса. | — Вспомните нашу работу на уроке, подумайте, кому было очень трудно нарисуйте в тетради красный кружок, если не очень трудно – жёлтый кружок, если легко – зелёный. — Как вы считаете , вы достигли цели урока? Как вы это поняли? -Спасибо за работу, урок окончен.
|
| — совместно с учителем и другими учениками давать оценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса на уроке.
|
Ход урока.
-
Организационный момент:
— повторение за учителем хором:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
— проверка к готовности к уроку;
2. Настройка на работу на уроке:
— пожелание друг другу удачи хлопками в ладони друг друга с соседом по парте;
— Я предлагаю девиз урока (записан на доске): «С малой удачи начинается большой успех»
Как вы понимаете это высказывание?
— Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? (Внимание старательность, желание узнать новое, …)
3. Повторение пройденного. Соответствие чисел и цифр 1 и 2.
Отгадывание загадки и показ картинки:
1 загадка.
Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
— Какое число вы бы подобрали к отгадке? (Один)
-Почему? (Одна ножка, одна шляпка)
-Какой цифрой обозначаем число1?
-Как правильно пишем цифру 1?
— Запишите цифру 1. (Запись на доске цифры 1)
2 загадка.
Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы).
— Какие числа встретились в загадке? (Два)
— -Какой цифрой обозначаем число2?
-Как правильно пишем цифру 2?
— пропустите две клетки и запишите цифру 2. (Запись на доске цифры 1)
Запись на доске: 1 2 …
— Сравните числа:
0…1 1…1
2…1 2…2
Дети сравнивают числа устно, затем один ученик выполняет задание на доске, а дети в тетрадях.
— Самопроверка.
4.Физкультминутка.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Ученики делают наклони вперед и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Ученики выполняют рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Ученики вращают головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Ученики садятся за парты.)
5.Изучение нового материала. Знакомство с числом и цифрой 3.
Мы повторили числа и соответствующие им цифры 1и 2, что обозначает это многоточие?
Какое число при счёте идёт за числом 2? (3)
Послушайте ещё одну загадку.
У него глаза цветные –
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
Да и как его не знать?
Мы отлично понимаем,
Всё, хочет нам сказать. (Светофор)
— Какого цвета «глаза» у светофора? (Красный, жёлтыё, зелёный)
— Что показывает красный сигнал светофора? (Проезда нет)
— Что показывает жёлтый сигнал светофора? (Приготовиться)
— Что показывает зелёный сигнал светофора? Можно ехать)
— Какой цвет горит на светофоре для машин, когда можно переходить дорогу пешеходу? (Красный)
— Как вы думаете почему загадка про светофор? (Потому что три «глаза)
— Какая цель нашего урока? (Познакомиться с числом три и научимся писать цифру три.)
— Где мы в жизни встречаемся с числом 3? (Номер дома, квартиры, место в театре, поезде, в сказках)
Работа по учебнику на странице 40
№1. Рассмотрите рисунок.
— Сколько лошадей запряжено в повозку? (Три) Это тройка.
— Сколько детей сидит в повозке?
— Вспомните сколько голов у Змея Горыныча? (Три)
Число три обозначается математическим знаком – цифрой три.
№2. Рассмотрите цифру 3.
— Из каких элементов состоит цифра 3?(Двух полуовалов).
— Чем они различаются? (Нижний больше верхнего)
— Найдите среди знаков цифру 3 и отметьте их фишками. Сколько раз вам встретилась цифра три? (Два).
Самопроверка.
№ 3. На что похожа цифра 3?
— Поставьте фишки на те предметы или их части, которые похожи на цифру 3?
Взаимопроверка.
— На что ещё похожа цифра 3?
Физкультминутка
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
Работа в рабочей тетради на печатной основе.
— Пропишите цифру 3 в тетради по образцу, данному на странице 37 в задании 1.
— Поставьте точку под той цифрой которая больше всего похожа на образец.
6. Первичное закрепление.
№2 с. 37 в рабочей тетради. Соответствие числа и цифры, анализ рисунка.
— Сколько ягод на первом рисунке? Напишите в окошечке цифру 3.
— Сколько ягод на втором рисунке? Напишите в окошечке цифру 2.
— Сколько ягод на третьем рисунке? Напишите в окошечке цифру1.
Взаимопроверка.
7.Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности.
— Вспомните нашу работу на уроке, подумайте, кому было очень трудно нарисуйте в тетради красный кружок, если не очень трудно – жёлтый кружок, если легко – зелёный.
— Как вы считаете , вы достигли цели урока? Как вы это поняли?
-Спасибо за работу, урок окончен.