Конспект урока математики в первом классе по системе Л.В. Занкова.
Тема: Понятие «Выражение».
Цель:
-
Создание условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме.
Задачи:
Образовательные
-
Познакомить учащихся с новым понятием «выражение», используя математическую терминологию
-
Формировать прочный вычислительный навык
-
Определять признаки натурального ряда
Развивающие:
-
Развивать речь, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, память
-
Развивать умение работать в парах, в группах, самостоятельно делать выводы
-
Развивать словарный запас учащихся, расширять кругозор
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к познанию, дисциплинированность
-
Воспитывать взаимовыручку; умение слушать товарища, принимать точку зрения, отличную от собственной
Оборудование: шарики «успеха», карточки с примерами, разрезные карточки с понятием «выражение», у детей карточки «+» «-», Толковый словарь С.И. Ожегова, карточка с задачей.
Ход урока
1. Орг. Момент
— Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.
— Поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста.
— За одну минуту можно выполнить одно интересное задание.
— А за 10 минут, сколько интересных заданий можно выполнить?
— А сколько заданий можно выполнить за урок?
Наша задача сегодня – выполнить как можно больше интересных заданий за урок.
— А для этого постарайтесь быть внимательными, активными, давать полные и чёткие ответы на вопросы, а также помогать друг другу.
У каждого из вас на парте лежит изображение воздушного шарика и коробочка с маленькими разноцветными шариками. Их приготовил для вас Символ наступившего года – Дракошка — ( на доске).
Это не простые шарики. Это шарики успеха. Если вы легко справитесь с заданием, приклейте к ниточке шарик зелёного цвета, если будете испытывать некоторые затруднения, приклейте шарик синего цвета, а если для вас это будет трудное задание, то – красного цвета. А в конце урока оценим вашу работу. Сейчас мысленно пожелайте друг другу удачи.
2. Устный счёт
Чтобы работать быстро и ловко
нам нужна ума тренировка.
— Откройте тетради. Проведём математический диктант.
-
Запишите число, предшествующее числу 1 (0)
-
Запишите число, последующее числу 3 (4)
-
Запишите два числа, между которыми стоит число 4 (3,5)
-
Запишите число, которое надо отнять от 2, чтобы получилось число 0 (2)
— Давайте сверим ваши ответы с ответами Дракоши. Приготовьте сигнальные карточки.
(Читаю ещё раз дети сверяют)
— Оцените свою работу шариком нужного цвета.
— Расставьте данные числа в порядке возрастания. Запишите. (один к доске)
-Прочитай ряд чисел, который получился. У кого также?
— Что вы можете сказать про данный ряд чисел?
— Преобразуйте этот ряд чисел в натуральный и запишите в тетрадь. ( один человек к доске – на магнитах).
— Кто согласен? (сигн. карточки)
— Докажи, что ряд чисел стал натуральным.
— Оцените свою работу шариком нужного цвета.
ФИЗМИНУТКА Дракоша нам предлагает отдохнуть
Встаньте, ребята
Что за чудо – чудеса?
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья,-
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
3. Составление математических записей.
1)- Найдите среди записанных чисел натурального ряда 3 числа, которые можно связать между собой математическим действием. Обсудите в паре.
— Какие числа выбрала ваша пара?(235)
— Какую запись с этими числами можно выполнить?(пара к доске)
-Договоритесь, кто будет диктовать, а кто записывать. Ребята записывают в тетради
2+3=5 1+4=5
3+2=5 4+1=5
5-3=2 5-4=1
5-2=3 5-1=4
Какие ещё числа можно связать матем. действием?(145)
Выполните записи с этими числами самостоятельно (проверка – читает один)
— Как называются записи, которые вы составили? (равенства) Почему? Оцените свою работу.
2)- Какие ещё знаки сравнения вы знаете?
— Что можно составить с их помощью?
— Продиктуйте друг другу по 2 неравенства.
3)- У вас на столах записи (соединены скрепкой).
— Разделите их на две группы. Работайте в паре.
4<6 8>3 6<9 7>1 0<3 6+3=9 7-2=5 1+4=5 8-3=5 4=4
— На какие две группы вы разделили записи?
— Прочитайте равенства. – Кто согласен? (сигн. карточки)
— Прочитайте неравенства.- Кто согласен? (сигн. карточки)
— Молодцы! Отложите записи. Оцените свою работу.
4. Введение нового материала
— А Дракоша сделал такую запись. (на доске)
5+4 7-2 9-6 3+6
— Можно эти записи назвать равенствами? Почему?
— Тогда это неравенства? Почему?
— А как мы их можем назвать? (суммы, разности)
— Ребята, у записей, в которых числа соединены знаками действий и нет знаков сравнения, есть своё название.
— Может быть, кто то знает, какое?
— Давайте попробуем его составить.
— Будем работать в группах. Соберите название понятия.
— Как называются записи чисел, не имеющие знаков сравнения?
— Прочитай (1 ученик).
— Кто согласен с мнением группы?
На доску — ВЫРАЖЕНИЕ
— Давайте хором прочитаем.
5. Составление понятия.
— попробуем составить в парах определение понятия, выражение.
— Откройте конверт и составьте определение, что же такое выражение.
— Прочитайте.
6. Работа с учебником.
Давайте узнаем как понятие «ВЫРАЖЕНИЕ» определено в учебнике и сверим ваши предположения. Откройте учебник на стр. 20. Прочитайте определение про себя.
— Один ученик вслух.
— Расскажите определение друг другу по телефону.
— А кто хочет позвонить Дракоше и поделиться с ним новым понятием?
— Закройте учебники.
— Сегодня на уроке мы будем учиться находить выражения среди других записей.
ФИЗМИНУТКА
-Встаньте, немного отдохнём.
— Посмотрите налево, направо, вниз, наверх.
—Найдите в нашем классе и прикрепите на доску записи выражений, которые спрятал Дракоша. (расклеены по классу)
— А почему оставшиеся записи нельзя назвать выражением?
— Спишите выражения и найдите их значения.
— Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
— Выносим правильное решение на доску. (выходят по цепочке)
— Молодцы.
— Оцените свою работу.
7. Игра «Да – нет»
— А сейчас я предлагаю вам игру «Да – нет»
— Вы задаёте мне вопрос, является ли ваше высказывание выражением?
— Я отвечаю да или нет
Итог урока
— С каким новым математическим понятием мы познакомились?
— Кто запомнил, что такое выражение?
8. Работа со словом «выражение»
— Где вы в жизни слышали слово «выражение»?
— Оказывается, это слово имеет несколько значений.
В Толковом словаре С.И. Ожегова приведены такие значения слова «выражение»
Оля, прочитай, пожалуйста.
-
Внешний вид лица, отражающий внутреннее состояние
-
Фраза, часто употребляющаяся в речи
-
Формула, выражающая математические отношения
— С математическими выражениями мы познакомились
— А теперь повернитесь друг к другу и продемонстрируйте в паре выражение лица:
— удивления
— грусти
— задумчивости
— радости
— Я желаю вам, чтобы на ваших лицах чаще присутствовало выражение радости.
9. РАССКАЗ ДРАКОШИ
— А вот Дракоша что — то загрустил. Что с ним произошло, мы узнаем из его рассказа.
— Давайте прочитаем (на листочке – читает ребёнок)
На Новый год мне подарили 5 разноцветных шаров. Три шарика лопнули и я загрустил. Сколько шаров у меня осталось?
3+5, 5-3 5+3 5-2 2+3 (на доске)
— Выберите выражение, которое подходит к этому рассказу. Докажите.
— Сколько шаров осталось у Дракоши?
10. Рефлексия.
— Поднимите свои шарики успеха.
— Каким нарядным стал наш класс! Сколько интересных заданий вы выполнили! Молодцы!
— Как же мы можем поднять настроение Дракошке?
— А давайте подарим наши шарики успеха Дракоше, чтобы поднять ему настроение. (по рядам)
— Вы умные и добрые дети. Спасибо вам за урок.