Конспект урока математики в первом классе по системе Л.В. Занкова.

Тема: Понятие «Выражение».

Цель:

  1. Создание условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме.

Задачи:

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с новым понятием «выражение», используя математическую терминологию

  2. Формировать прочный вычислительный навык

  3. Определять признаки натурального ряда

Развивающие:

  1. Развивать речь, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, память

  2. Развивать умение работать в парах, в группах, самостоятельно делать выводы

  3. Развивать словарный запас учащихся, расширять кругозор

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к познанию, дисциплинированность

  2. Воспитывать взаимовыручку; умение слушать товарища, принимать точку зрения, отличную от собственной

Оборудование: шарики «успеха», карточки с примерами, разрезные карточки с понятием «выражение», у детей карточки «+» «-», Толковый словарь С.И. Ожегова, карточка с задачей.

Ход урока

1. Орг. Момент

— Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

— Поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста.

— За одну минуту можно выполнить одно интересное задание.

— А за 10 минут, сколько интересных заданий можно выполнить?

— А сколько заданий можно выполнить за урок?

Наша задача сегодня – выполнить как можно больше интересных заданий за урок.

— А для этого постарайтесь быть внимательными, активными, давать полные и чёткие ответы на вопросы, а также помогать друг другу.

У каждого из вас на парте лежит изображение воздушного шарика и коробочка с маленькими разноцветными шариками. Их приготовил для вас Символ наступившего года – Дракошка( на доске).

Это не простые шарики. Это шарики успеха. Если вы легко справитесь с заданием, приклейте к ниточке шарик зелёного цвета, если будете испытывать некоторые затруднения, приклейте шарик синего цвета, а если для вас это будет трудное задание, то – красного цвета. А в конце урока оценим вашу работу. Сейчас мысленно пожелайте друг другу удачи.

2. Устный счёт

Чтобы работать быстро и ловко

нам нужна ума тренировка.

— Откройте тетради. Проведём математический диктант.

  • Запишите число, предшествующее числу 1 (0)

  • Запишите число, последующее числу 3 (4)

  • Запишите два числа, между которыми стоит число 4 (3,5)

  • Запишите число, которое надо отнять от 2, чтобы получилось число 0 (2)

— Давайте сверим ваши ответы с ответами Дракоши. Приготовьте сигнальные карточки.

(Читаю ещё раз дети сверяют)

Оцените свою работу шариком нужного цвета.

Расставьте данные числа в порядке возрастания. Запишите. (один к доске)

-Прочитай ряд чисел, который получился. У кого также?

— Что вы можете сказать про данный ряд чисел?

Преобразуйте этот ряд чисел в натуральный и запишите в тетрадь. ( один человек к доске – на магнитах).

— Кто согласен? (сигн. карточки)

— Докажи, что ряд чисел стал натуральным.

— Оцените свою работу шариком нужного цвета.

ФИЗМИНУТКА Дракоша нам предлагает отдохнуть

Встаньте, ребята

Что за чудо – чудеса?

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая, Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья,-

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

3. Составление математических записей.

1)- Найдите среди записанных чисел натурального ряда 3 числа, которые можно связать между собой математическим действием. Обсудите в паре.

— Какие числа выбрала ваша пара?(235)

— Какую запись с этими числами можно выполнить?(пара к доске)

-Договоритесь, кто будет диктовать, а кто записывать. Ребята записывают в тетради

2+3=5 1+4=5

3+2=5 4+1=5

5-3=2 5-4=1

5-2=3 5-1=4

Какие ещё числа можно связать матем. действием?(145)

Выполните записи с этими числами самостоятельно (проверка – читает один)

— Как называются записи, которые вы составили? (равенства) Почему? Оцените свою работу.

2)- Какие ещё знаки сравнения вы знаете?

— Что можно составить с их помощью?

Продиктуйте друг другу по 2 неравенства.

3)- У вас на столах записи (соединены скрепкой).

Разделите их на две группы. Работайте в паре.

4<6 8>3 6<9 7>1 0<3 6+3=9 7-2=5 1+4=5 8-3=5 4=4

— На какие две группы вы разделили записи?

— Прочитайте равенства. – Кто согласен? (сигн. карточки)

— Прочитайте неравенства.- Кто согласен? (сигн. карточки)

— Молодцы! Отложите записи. Оцените свою работу.

4. Введение нового материала

А Дракоша сделал такую запись. (на доске)

5+4 7-2 9-6 3+6

— Можно эти записи назвать равенствами? Почему?

— Тогда это неравенства? Почему?

— А как мы их можем назвать? (суммы, разности)

— Ребята, у записей, в которых числа соединены знаками действий и нет знаков сравнения, есть своё название.

— Может быть, кто то знает, какое?

— Давайте попробуем его составить.

— Будем работать в группах. Соберите название понятия.

— Как называются записи чисел, не имеющие знаков сравнения?

— Прочитай (1 ученик).

— Кто согласен с мнением группы?

На доску — ВЫРАЖЕНИЕ

— Давайте хором прочитаем.

5. Составление понятия.

— попробуем составить в парах определение понятия, выражение.

— Откройте конверт и составьте определение, что же такое выражение.

— Прочитайте.

6. Работа с учебником.

Давайте узнаем как понятие «ВЫРАЖЕНИЕ» определено в учебнике и сверим ваши предположения. Откройте учебник на стр. 20. Прочитайте определение про себя.

— Один ученик вслух.

— Расскажите определение друг другу по телефону.

— А кто хочет позвонить Дракоше и поделиться с ним новым понятием?

— Закройте учебники.

— Сегодня на уроке мы будем учиться находить выражения среди других записей.

ФИЗМИНУТКА

-Встаньте, немного отдохнём.

— Посмотрите налево, направо, вниз, наверх.

Найдите в нашем классе и прикрепите на доску записи выражений, которые спрятал Дракоша. (расклеены по классу)

— А почему оставшиеся записи нельзя назвать выражением?

Спишите выражения и найдите их значения.

Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Выносим правильное решение на доску. (выходят по цепочке)

— Молодцы.

Оцените свою работу.

7. Игра «Да – нет»

— А сейчас я предлагаю вам игру «Да – нет»

Вы задаёте мне вопрос, является ли ваше высказывание выражением?

— Я отвечаю да или нет

Итог урока

— С каким новым математическим понятием мы познакомились?

— Кто запомнил, что такое выражение?

8. Работа со словом «выражение»

— Где вы в жизни слышали слово «выражение»?

— Оказывается, это слово имеет несколько значений.

В Толковом словаре С.И. Ожегова приведены такие значения слова «выражение»

Оля, прочитай, пожалуйста.

  1. Внешний вид лица, отражающий внутреннее состояние

  2. Фраза, часто употребляющаяся в речи

  3. Формула, выражающая математические отношения

— С математическими выражениями мы познакомились

— А теперь повернитесь друг к другу и продемонстрируйте в паре выражение лица:

— удивления

— грусти

— задумчивости

— радости

— Я желаю вам, чтобы на ваших лицах чаще присутствовало выражение радости.

9. РАССКАЗ ДРАКОШИ

— А вот Дракоша что — то загрустил. Что с ним произошло, мы узнаем из его рассказа.

— Давайте прочитаем (на листочке – читает ребёнок)

На Новый год мне подарили 5 разноцветных шаров. Три шарика лопнули и я загрустил. Сколько шаров у меня осталось?

3+5, 5-3 5+3 5-2 2+3 (на доске)

— Выберите выражение, которое подходит к этому рассказу. Докажите.

— Сколько шаров осталось у Дракоши?

10. Рефлексия.

— Поднимите свои шарики успеха.

— Каким нарядным стал наш класс! Сколько интересных заданий вы выполнили! Молодцы!

— Как же мы можем поднять настроение Дракошке?

— А давайте подарим наши шарики успеха Дракоше, чтобы поднять ему настроение. (по рядам)

— Вы умные и добрые дети. Спасибо вам за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here