Филиал МБ ОУ Никитинской СОШ – Шагаевская ОШ

Урок математики в 1 классе.

Тема:Сколько ног у осьминога? Число 8.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Урок разработала:

Шипилова Любовь Николаевна,

учитель начальных классов

Тема:

Сколько ног у осьминога? Число 8

Цель. Рассмотреть состав числа 8.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

— формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

— учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

-строить логическое рассуждение;

— наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог;

— развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

4. Личностные УУД:

— формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование:

Компьютер, диск по математике № 3 «Кирилл и Мефодий», задание, разработанное в программе СМАРТ, Отрывок из фильма про осьминожек, веерчисел от 1 до 10, картинки к заданиям, учебник математики УМК «Планета знаний» М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова 1 класс, тетрадь по математике М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова.

Этапы урока

Ход урока

УУД

1. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

-Ну что ж, ребята, начнём наш урок!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

-В это доброе утро мы проведём урок математики.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация опорных знаний.

Повторение пройденного.

Устно. Интерактивное задание ЭОР (Приложение 1)

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.

Познавательные.

Выполняют сложение и вычитание в пределах 10.

3. Формулирова-ние темы, цели урока

Работа над новым материалом.

— Сегодня на уроке сопровождать вас будет вот такой забавный … Кто это? (Картинка Осьминог.) (Приложение 2)

— Осьминог это моллюск. Их много разновидностей. Размер от 1 см до 4 м, масса до 50 кг, живут в среднем 2-3 года, обитают в тропических и субтропических морях и океанах. Но в 2007 году учёные обнаружили «антарктического осьминога».

— Сколько ног у осьминога? (8)

-Учёные щупальца осьминога называют руками.

— Как вы думаете, какое число мы будем изучать сегодня? Правильно, сегодня мы узнаем состав числа 8.

Работа по учебнику с 88.

Учитель читает стихи.

Жил осьминог

Со своей осьминожкой.

И было у них

Осьминожек немножко…

— Рассмотрите рисунок в верхнем левом углу. Сколько осьминогов на рисунке?

(Следить, чтобы дети отвечали полным ответом).

— Рассмотрите равенства в учебнике. Посмотрите на рисунок и подумайте, что могут обозначать эти равенства.

1+7=8 (1 — число осьминог с газетой; 7 – число осьминог без газеты)

2+6=8 (2 – число взрослых осьминогов; 6 – число осьминогов-детей)

3+5=8(3 – число осьминогов, которые сидят на скамейке; 5 – число осьминогов, которые играют)

4+4=8 (4 – число красных осьминогов, 4 – число синих осьминогов)

Обращается внимание, что все примеры на состав числа 8.

Регулятивные.

Целеполагание,

планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Участвуют в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Познавательные.

Классифицируют предметы в группе по разным признакам (форма, цвет, размер)

Коммуникативные.

Учатся полно и точно выражать свои мысли

4. Первичное закрепление.

Выполнение задание 2 в учебнике стр. 88.

— Каждая картинка изображает число 8.

— Подумайте, как составлено число и запишите в тетрадь равенства.

Проверка. На доске записаны равенства. Дети сверяют со своими записями.

Личностные.

Приобретают мотивацию учения, стремятся к приобретению новых знаний и умений

Регулятивные.

Составляют числовые равенства, иллюстрирующие состав однозначных чисел.

Восстанавливают равенства: подбирают пропущенные числа, выбирать знак + или – в соответствии со смыслом равенства.

5.Самостоятель-ная работа.

— Нарисуйте «доминошки», на которых сумма очков равна 8. стр.88 в учебнике.

Взаимопроверка.

Коммуникативные.

Контроль оценки и действий партнёра;

умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Сотрудничают с товарищами

6.

Работа в тетради на печатной основе.

с. 51.

— Вставьте в примеры знаки + или -.

— Увеличилось или уменьшилось число? Какой выберем знак?

Индивидуальная проверка задания в тетради. Если затрудняются, помочь.

Личностные.

Приобретают мотивацию учения, стремятся к приобретению новых знаний и умений

Регулятивные.

Прогнозируют результат. Сотрудничают с учителем.

6Физминутка.

Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, — (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало — (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок — (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок — (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше — (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик — (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Личностные.

Воспитание внимания.

7.Исследова-тельская

деятельность. Развитие наблюдательности.

— Подробное объяснение выполнения задания № 4 в учебнике и в тетради.

— Как разделить фигуру из 8 клеток на равные части?

Записываем выражения:

1 + 7 = 8(Один зелёный квадратик и семь красных)

7 + 1 = 8(Семь красных квадратиков и один зелёный

8 – 1 = 7(Если закроем зелёный квадратик, останется 7 красных)

8 – 7 = 1(Если закроем 7 красных квадратиков, останется зелёный квадратик)

Вывод: От перестановки слагаемых сумма не меняется. Из примера на сложение можно составить два примера на вычитание.

Далее дети самостоятельно выполняют задания. Проверка задания.

Познавательные.

Используют при сложении знание переместительного закона, при вычитании взаимосвязь сложения и вычитания.

Коммуникативные

Принятие решения,

владение монологической и диалогической речью

8. Работа с интерактивной доской.

Задание с диска Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1 класс. Часть 3. Урок 23. Задание № 5. Заполнить таблицу недостающими числами»

(Приложение 3)

Дополнить выражения. Какой пример лишний. Почему?

Личностные.

Смена деятельности (выходят к доске)

Зрительное восприятие

Познавательные.

Выполняют сложение и вычитание в пределах 10.

9. Зрительная гимнастика.

На уроке мы сидим

И во все глаза глядим

А глаза нам говорят

Что они уже болят

упражнения: движение глазным яблоком вправо и влево, вверх и вниз, по кругу: по часовой стрелке, против часовой стрелки; движение бровей вверх и вниз; моргание одним или двумя глазами одновременно; Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением.

— Встали все. Под песенку из мультфильма про осьминожек сделать круговые движения туловищем и руками.(Приложение 3)

— Сколько осьминожек было в мультфильме? Из каких геометрических фигур они рисовали рисунок?

Личностные.

Воспитание внимания.

Познавательные.

Наблюдают закономерность увеличения чисел в числовом ряду.

10. Повторение.

Учитель показывает рисунок «Полевые ромашки» (Приложение 2)

— Как называются эти цветы? Ромашки. А где их можно увидеть? В поле, в саду. Цветы которые растут в поле, на лугах Называют… (Полевыми, дикорастущими) А можно из срывать ? Почему нельзя? Они являются для кого – то домом, для кого-то пищей.

А если мы хотим подарить букет цветов, где их нужно взять? В саду, специально выращивают цветы. В магазине.

Дети выбирают лепестки ромашки, получают задание и выполняют.

Задание: Поставить знаки больше, меньше или равно.

Взаимопроверка.

Личностные.

Внимательно относятся к красоте окружающего мира

Познавательные.

Читают равенства и неравенства, используют знаки >,< или = при письменной записи равенств и неравенств.

Коммуникативные.

Сотрудничают с товарищами

11. Работа с интерактивной доской.

Задание в программе СМАРТ.

  1. Рассмотреть рисунки и записать на интерактивной доске примеры на состав числа 8.(Приложение 4)

  2. Письмо цифры 8.

(Приложение 4)

Дети пишут цифру в тетради.

Проверить, как написали цифру 8.

Познавательные.

Прогнозируют, анализируют, сравнивают

Регулятивные.

Тренируются в письме цифр.

12. Обобщение пройденного.

Работа с веерами чисел от 1 до 10.

-Давайте ещё раз повторим состав числа 8. Дети берут в руки веер. Учитель показывает и называет число, а ребята показывают второе. В сумме должно получится число 8.

Познавательные.

Использование знаково-символических средств.

Коммуникативные.

Сотрудничают с учителем

13. Задача на логическое мышление.

6 учебника.

Рассмотрите рисунок. Кто находится за забором?

— Сколько ног у одного поросёнка?

— Сколько поросят за забором? Почему?

Дети рассуждают. У поросёнка 4 ноги, а здесь 8. Значит два поросёнка. Аналогично про курицу

Познавательные.

Анализ объектов с целью выделения признаков;

-сравнение;

-построение цепи рассуждения;

-доказательство;

-постановка и решение проблем.

Выполняют логические операции.

14.

Рефлексия.

Подведение итогов.

— Что нового узнали на уроке?

Познакомились с составом числа 8.

— А кто нам помогал на уроке? Осьминог.

— Это часть природы. Природу нужно любить, охранять и приумножать.

— Если вам было интересно на уроке – выбирайте весёлый смайлик, а если неинтересно — грустный. (Приложение2)

Спасибо за урок.

Коммуникативные.

Выражение своих мыслей;

-использование критериев для обоснования суждений.

Личностные.

Оценивают результаты собственной деятельности

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here