Урок математики 1 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: НИКОНОВА Т.А.
Тема: «Сложение числа 9 с однозначными числами»
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Цель: организовать условия эмоционального и психологического комфорта для восприятия нового материала.
Задачи:
— развивать познавательную активность, критическое мышление, коммуникативные умения, мыслительные операции анализа и сравнения, формировать навыки самоконтроля и самооценки;
— воспитывать чувство сотрудничества, взаимопомощи, культуру общения;
— формировать умение прибавлять однозначные числа к числу 9, совершенствовать вычислительные навыки, знания свойств и законов сложения.
Планируемые результаты
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные — уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать и контролировать ход решения учебной задачи, уметь работать по коллективно составленному плану
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные — уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
— понимать смысл сложения с переходом через разряд, разрядные единицы
— уметь прибавлять однозначные числа с переходом через разряд.
Основные понятия: свойство прибавления суммы к числу, свойство прибавления суммы к сумме, состав чисел.
Ресурсы:
основные — учебник «Математика» 2 часть (автор А.Л. Чекин), тетрадь для самостоятельных работ.
дополнительные – презентация ( Smart Notebook), электронные физкультминутки, карточки для парной работы, карточки для индивидуальной работы.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технологии: системно- деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающие, игровая , личностно-ориентированный подход
Методы, приемы: подводящий диалог, наблюдение, сравнение,самоконтроль, самооценка, комментирование, демонстрация, игровые ситуации, упражнения, работа с учебником, использование слайдов, самостоятельная работа,
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методический комментарий | |
I. |
Мотивация к учебной деятельности. Задачи: -актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности; — создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; — установить тематические рамки; — уточнить тип урока
|
— Добрый день! Начинаем урок математики. Ребята, улыбнитесь, подарите хорошее настроение друг другу и гостям!
Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Если знаешь, не кричи, Руку сразу подними.
— Для чего нам нужно выполнять эти правила? — Сегодня я предлагаю работать под девизом: «Знаешь — говори, не знаешь – слушай!». (Слайд 1) — А это значит, что наш урок будет посвящен новым знаниям.
|
Приветствуют друг друга и гостей.
Объясняют, для чего нужно выполнять правила поведения на уроке.
|
Слайд 1 |
II. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Задачи: — организовать выполнение обучающимися пробного учебного действия; — организовать фиксирование обучающимися индивидуального затруднения; — уточнить следующий шаг учебной деятельности |
— Ребята, предлагаю начать работу с решения примеров – Незнайка просит о помощи. Он как всегда, не может сам справиться. 1) « Помогите Незнайке» (Слайд 2) 3 +3 = 8 – 0 = 4 + 2 = 2 + 5 = 4 + 1 = 5 + 5 = 9 – 2 = 10 – 2 = 9 + 9 =
— Какое выражение вызвало затруднение?
|
Выполняют задание. Пытаются найти значение выражения 9 + 9
( 9 + 9 )
|
Слайд 2 |
III. | Выявление места и причины затруднения. Задачи: — выявить место(шаг, операция) затруднения; — зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ты да я, да мы с тобой» |
— Рассмотрите рисунки, подумайте, какие математические записи им соответствуют? (Слайд 3)
— Как называются полученные записи?
— Как называются числа при сложении?
— Сравните данные суммы. Чем они похожи? — Сможем найти значения этих сумм? — Почему?
— Попытайтесь сформулировать тему урока. (Слайд 4) — Давайте отдохнем.
|
( 9+9)
( 9+8)
(Суммы)
(Слагаемое, слагаемое, значение суммы)
(?)
Формулируют тему урока. |
Слайд 3
Слайд 4 Музыкальная физкультминутка 1 |
IV. | Построение проекта выхода из затруднения. Задачи: — организовать постановку цели урока; — организовать составление совместного плана действия; — определить средства; — уточнить следующий шаг учебной деятельности. | — Каждый для себя поставьте цель… — Продолжите предложения: — Я хочу узнать… — научиться… — найти способ …
— Ребята, что вы уже знаете и что необходимо вспомнить для работы?
— Чего не знаете?
— Что каждому из вас поможет достичь цели?
— Определите порядок работы: («Лесенка» на доске) 1) Повторение, разминка. 2.)Работа с учебником. 3.)Работа с тетрадью (работа в парах) 4.) Самостоятельная работа.
| Определяют и формулируют цель. (Найти способ сложения числа 9 с однозначными числами)
Ориентируются в системе знаний: известное — новое (Состав чисел, ранее изученные приемы)
(Учебник, тетради, учитель, сосед по парте)
Проговаривают последовательность действий
| Учитель помогает наводящими фразами при постановке цели обучающимися |
V. | Реализация построенного проекта Задачи: — реализовать построенный проект в соответствии с планом; — зафиксировать новое знание в речи и знаках; — организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения, — уточнить тему урока. | Итак, первый этап работы – разминка. Я предлагаю вам поработать в парах. Выполнить задание «Засели дома» (проверка с доски, 1 ученик работает у доски) — Для чего выполнили это задание?
— Второй этап работы – работа по учебнику — знакомство с новым приемом. — Откройте учебники на с. 51. — Пользуясь учебником, рассмотрите запись и объясните, как можно найти значение суммы 9 + 9 = 9 + (1 + 8) = (9 + 1) + 8 = 10 + 8 = 18
— Какое слагаемое представили в виде суммы двух слагаемых? — Почему выбрали этот способ записи числа 9, как 1 + 8?
— Какими правилами пользовались?
— Как можно вычислить значение суммы 9+9 другим способом?
9 + 9 = (5 +4) + ( 5+ 4) = (5 +5) + (4+4) = (10 + 8) = 18 — Как представили слагаемые?
— Какие правила помогли в работе?
— Какой способ удобнее для вас?
|
Работают в парах.
Проверяют выполнение действий.
Работают по учебнику
(Необходимо первое слагаемое дополнить до 1 десятка)
(Правило прибавления по частям и правило сложения разрядных слагаемых)
(Слагаемые представили в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 5)
(Правило прибавления суммы к сумме и правило нахождения значения суммы разрядных слагаемых)
|
|
VI. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Задачи: — организовать усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Физкультминутка для глаз. |
— Следующий этап нашей работы – работа в тетради. Откройте тетради на с. 87. — Какое задание поможет лучше усвоить новые приёмы сложения? — Верно, это задание 3. — Выполните действия сложения различными способами. Работайте в паре. Объясняйте друг другу, какие выполняли действия. — Давайте проверим. (Фронтальная проверка.) — Чётко проговаривайте, как решали.
— Ребята, а сейчас пусть отдохнут ваши глазки.
|
Работают в парах. |
Физкультми-нутка для глаз 2 |
VII. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задачи: — организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание — организовать самопроверку по эталону; | — Следующий этап работы – самостоятельная работа по карточкам. — Нужно найти значение сумм, используя новые приемы сложения: 1 вариант : 9 + 7 = 2 вариант: 9 + 6 =
— Ребята, проверьте свою работу, сверив её с образцом. — У кого всё правильно? — У кого есть ошибки? — В чем причина ваших ошибок? — Исправьте ошибки.
| Индивидуальная работа по карточкам.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину. Исправляют ошибки. |
|
VIII. | Рефлексия учебной деятельности на уроке Задачи: — зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку. | — Ребята, чему учились на уроке? — Какие свойства и законы математических действий использовали? — Ребята, где можно применить новые знания, в каких ситуациях? — Покажите, в какой степени вы достигли своей цели, используя один из кружков: зеленый, жёлтый или красный.
Урок окончен.
|
|
|