Урок математики во 2 классе («Школа России»)
Тема: «Однозначные и двузначные числа»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия | |
I. Мотивация учебной деятельности | Ну-ка, посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? (проверка готовности к уроку) — Ребята, хотели бы вы научиться новому?
— Мне очень приятно это слышать. Ни к чему стоять на месте, От безделья скучать, Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать. Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут. По дороге школьных знаний Всех к успеху приведут! (психологический и эмоциональный настрой) Под таким девизом и проведем наш урок.
— Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число. | Демонстрируют готовность к уроку
Отвечают на вопросы
Списывают с доски число и слова «Классная работа» | Регулятивные: умение контролировать свои действия
Личностные: формирование позитивной мотивации к учебной деятельности через психологический и эмоциональный настрой на урок
Регулятивные: умение контролировать свои действия |
II. Каллиграфическая минутка | — Послушайте 2 стихотворения и запишите те цифры, о которых в них говорится. Сколько солнышек за тучкой, Сколько стержней в авторучке, Сколько у слона носов, Сколько на руке часов? Сколько ног у мухомора, Красных глаз у светофора, Знает и собой гордится Цифра-столбик… (единица) Круглый ноль такой хорошенький. Но не стоит ничегошеньки! Если ж слева, рядом с ним Единицу примостим Он побольше станет весить. Потому что это — … (десять).
— Что можете сказать о числе 1 ? А о числе 10? — Как записать каждое из чисел? Прописывает образец на доске: 11111 /… 10 10 10 10 10 10
|
Слушают учителя.
Записывают цифры 1 и 10 в тетради, отвечают на вопросы, анализируют их.
Сверяют написанное с образцом. | Познавательные: умение выделять необходимую информацию
Коммуникативные: умение слушать и слышать, стараться точно выражать свои мысли
Регулятивные: умение контролировать свою деятельность и оценивать её. |
III. Устный счёт | А сейчас нас ждет интересная работа – устный счёт.
Игра «Найди пару» — Найдите примеры с одинаковыми ответами. 15 – 1 13 – 4 5 + 8 14 – 9 12 + 1 11 – 6 7 + 7 17 – 8
— Посмотрите на доску. Что вы увидели? Назовите верные равенства. 9 – 2 = 8 2 + 0 = 3 7 – 3 = 4 5 + 4 = 9 5 + 3 = 8 0 + 0 = 0 9 – 5 = 4 7 – 1 = 5 — Неверные равенства измените так, чтобы они стали верными. постарайтесь сделать это несколькими способами (напр.: 9 – 2 = 8 10 – 2 = 8, 9 – 1 = 8, 9 – 2 = 7)
|
Считают устно, выполняя действия сложения и вычитания, анализируют, сравнивают, логически рассуждают, овладевают математическими терминами
Изменяют неверные равенства разными способами, рассматривают все варианты |
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности своих одноклассников;. при необходимости корректировать свою деятельность и деятельность других учащихся. Познавательные: умение владеть математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, равенство, верное равенство, неверное равенство.
Коммуникативные: умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; развивать наблюдательность, мыслительные операции: анализа. сравнения, обобщения
|
IV. Самоопределение к деятельности
| — Образуйте пары 6 дес., 4 ед 65 5 десятков 6 единиц 47 7 единиц 70 1 десяток 7 единиц 6 6 десятков 5 единиц 7 4 десятка 7 единиц 64 7 десятков 17 6 единиц 56 — Что показывает первое справа число? — На каком месте стоит число, обозначающее десятки? — В записи каких чисел цифра 7 обозначает количество единиц? — В каком числе 7 десятков? — На какие группы можно разделить все числа? — Кто знает, как называются числа, в записи которых одна цифра? Две цифры? — Назовите тему урока. — Откройте учебник на с. 9. Посмотрите, верно ли мы определили тему урока? — Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? — Верно, вы будете выполнять арифметические действия с однозначными и двузначными числами. сравнивать их, находить место числа в числовом ряду. Готовы к такой деятельности? |
Выполняют задание
Вступают в диалог с учителем и со сверстниками; обосновывают свою точку зрения.
Делят числа на 2 группы и объясняют свою точку зрения.
Называют тему урока и сравнивают свои догадки с учебником.
|
Регулятивные: под руководством учителя дети учатся формулировать учебную задачу; осознавать то, что уже известно и усвоено, и то, что предстоит узнать.
Познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель; анализировать с целью выделения существенных признаков, сравнивать, группировать, обобщать.
Коммуникативные: умение доносить свои мысли до учителя и одноклассников.
|
V. Работа по теме урока. | Работа по учебнику. — Чем похожи все однозначные числа? — Чем похожи все двузначные числа? — Выполним № 1 на с. 9 — Прочитайте задание. Как вы будете его выполнять? (Числа в записи которых одна цифра, запишем в первую строку, а числа, в записи которых две цифры, — во вторую) — выполните задание самостоятельно.
— Проверьте друг у друга
Задание 2 (с. 9 учебника, ч. 1) — Какие числа пропущены в верхнем ряду? — Допишите их. Проверьте работу друг друга. — Вставьте пропущенные числа в нижней строке. — Что у вас получилось? — Каждая из записанных строк чисел является отрезком числового ряда? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (с. 9 учебника, ч. 1). — Что вы увидели (задание 3 записано на доске)? (Числа и именованные числа.) — Какую работу предстоит выполнить? — Что значит «сравнить числа»? — Чем отличаются числа последнего столбика от чисел, записанных в других столбиках? — Как сравнить именованные числа, если их единицы измерения разные? Выполните данное задание с подробным объяснением. При сравнении чисел важно, чтобы вы объясняли состав каждого из сравниваемых чисел. Например: !) 16*60. 16 — это 1 десяток и 6 единиц. 60 — это 6 десятков. 1 десяток 6 единиц меньше 6 десятков. значит, 16 < 60. 2) 7 дм* 70 см. 7 дм — это 70 см (или: 70 см — это 7 дм). значит, 7 дм = 70 см.
| отвечают на вопросы, повторяют понятия «однозначные» и «двузначные числа»
читают задание, осмысливают его, выполняют самостоятельно
проверяют правильность выполнения задания в парах
Сравнивают числа и именованные числа, объясняют выбор знака сравнения, повторяют, что 1 дм = 10 см.
| Регулятивные: умение выполнять задание с поставленной задачей, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность и деятельность сверстников. Познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель; анализировать, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до других.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; развивать навыки сотрудничества, личную ответственность.
Регулятивные: умение контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность и деятельность других детей.
Познавательные: умение строить логическую цепочку рассуждений; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные: умение достаточно полно и четко выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; знать правила речевого общения.
|
VI. Физкультминутка | Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. Покрутили головой, — И усталость вся долой! Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад. Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд. А потом мы приседаем. Это важно сами знаем. Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. А теперь на место сели, Принимаемся за дело. | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем:
| Регулятивные УУД: умение контролировать свои действия, соотнося их со стихотворным текстом, а также с действиями учителя и одноклассников
Личностные УУД: мотивация к здоровому образу жизни
|
VII. Решение задач | -Выполним задание № 5. 1) У Коли было 6 книг. В день рождения ему подарили ещё 4 книги. Сколько книг стало у Коли? 2) У Коли 10 книг. Он отнёс 2 книги в классную библиотеку. Сколько книг у него осталось?
— Прочитайте задачи из задания 5. — Как вы думаете, связаны ли задачи между собой? — Каким образом? (Ответ первой задачи во второй стал условием) — Как проверить справедливость вашего мнения? (Решить первую задачу.) — Какое действие выберете для решения первой задачи? (Сложение.) Почему? — Запишите краткую запись, выполните решение. Было — 6 книг Подарили -4 книги Стало-? — Сформулируйте ответ задачи и запишите его. (Ответ: у Коли стало 10 книг.) — Аналогично разберите и решите вторую задачу. Было — 10 книг Отдал — 2 книги Осталось — ? 10-2 = 8 (книг). Ответ: у Коли осталось 8 книг.
Задание № 4 (с. 9 учебника) Миша выиграл 6 партий в шашки, а Ваня – на 2 партии больше. поставь вопрос и реши задачу.
— Прочитайте условие задачи. — Какой вопрос можно поставить? — Выберите вопрос, на который вы хотите ответить, выполните краткую запись и решите задачу. (проверка)
— Рассмотрите рисунки в задании 7. Что вы увидели? — Как вы думаете, сколько разных пар можно составить из этих овощей? — Зарисуйте получившиеся у вас пары таким образом, чтобы в каждой паре были различные овощи. — Сколько способов у вас получилось? (б способов: 1) свекла — морковь; 2) свёкла — огурец: 3) свёкла -помидор: 4) морковь — огурец; 5) морковь — помидор; 6) огурец — помидор.) |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, сравнивают тексты задач; выделяют условие, вопрос, называют данные и искомое числа; составляют краткую запись; обосновывают выбор знака действия; самостоятельно решают задачу, дают ответ на поставленный вопрос.
Читают задание, подбирают вопрос к задаче. Составляют краткую запись, решают задачу.
Рассматривают рисунки в задании 7. Составляют различные пары из данных предметов и зарисовывают их в тетрадь.
| Регулятивные: умение планировать собственную деятельность, осуществлять контроль и оценку своей деятельности и деятельности других детей, при необходимости вносить корректировки.
Познавательные: умение создать алгоритм деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепочку рассуждений, использовать знаково-символические средства для решения задачи
Коммуникативные: умение понимать друг друга, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявлять самостоятельность, личную ответственность.
Регулятивные: умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные: умение создавать алгоритм деятельности; строить логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умение доносить свое мнение. Личностные: умение проявлять внимание, наблюдательность, навыки сотрудничества
|
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока. | — Что нового узнали на уроке? — Запишите числа от 1 до 15. — подчеркните однозначные числа одной чертой, а двузначные – двумя. — Напишите два однозначных числа. — Напишите два двузначных числа. (Фронтальная проверка) — Какую бы работу вам еще хотелось выполнить? — Какова ваша роль на уроке? — Оцените свою работу. — Какое у вас настроение? Какое эмоциональное состояние испытываете? — Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
| Отвечают на вопросы, выполняют задание, делают выводы, обобщения
| Регулятивные: осознавать важность полученных знаний, понимать причины успеха или неуспеха, способность к самооценке. Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Личностные: выражать эмоции, умение осваивать личностный смысл учения, адекватно воспринимать свои ошибки
|
Домашнее задание |
| Записывают в дневник | Регулятивные: умение контролировать свои действия. |
Список использованной литературы.
1. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х ч. Ч. 1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. , — 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
2. Математика. 2 класс: система уроков по учебнику М.И.Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой / авт.-сост. С. В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 351 с.
3. Ситникова, Т.Н., Яценко, И. Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 480 с.