Аттестуемый педагог Шепаева Любовь Николаевна.
Предмет математика
Возраст обучающихся 3 класс
Тема урока: «Масса. Килограмм. Грамм»
Дидактическая цель: содействовать знакомству учащихся с единицами измерения массы: килограмм, грамм.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Задачи по содержанию:
-
Создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах массы.
-
Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать.
-
Воспитывать аккуратность, взаимоуважение, умение работать в паре, группе.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, самостоятельной работы.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Самоопределение к деятельности.
| Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, — Начнём скорей урок!
— Ребята, скажите, какое значение имеет математика в развитии человека? — Прочитайте изречение о науке математике. — Как вы понимаете это изречение? — А хотите быть умными, много знать? — Что для этого надо делать?
— На уроке мы будем изучать новую тему. Я думаю, тот, кто будет стараться и будет внимательным, у того получится все. |
— Занятия математикой развивают память, внимание, мышление, терпение. — «Математика ум в порядок приводит» — Математика – это гимнастика ума. — Хотим. — Надо постараться быть внимательными, активно работать на уроке.
| Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
| — Какие величины вы знаете? — А какие единицы измерения этих величин вы знаете? — Что мы можем делать с этими единицами измерения? — Сравните (запись на доске) 34м…43м 30см … 3дм 6м … 6мм 27г … 17г — Выполните действия (запись на доске) 508км + 20км = 642см – 6м = 1ч. — 5мин = 46ч + 4ч = 1кг – 200г = — Переведите в меньшие единицы измерения 3км=…. 3м=… 3дм=… 3кг=…. | — Длина, время, периметр, площадь, цена и т.д. — мм, дм, м, км, мин., час, кв. мм, кв. см, рубль, копейка и т.д. — Сравнивать, преобразовывать, выполнять действия. (Учащиеся выполняют самостоятельно, 3 человека у доски)
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД) |
III. Постановка учебной задачи.
| — Что вы заметили? — В каком месте возникло затруднение? — Почему оно возникло? — Значит, какую цель мы перед собой поставим на уроке? — А какая тема урока? | (Учащиеся предлагают различные варианты) — С единицами измерения массы — Не знаем нового обозначения. — Узнать новую единицу измерения массы. — Единицы массы. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения
| — Что же нам делать дальше? — Где будем искать?
— Итак, что нам нужно сделать?
— Что нам поможет? — Посмотрите на рисунки (на первой картинке изображены весы, на одной чаше кочан капусты, на другой – гиря 1кг, кочан капусты перевешивает гирю; на второй картинке – весы на одной чаше кочан капусты и две гири по 1 кг, которые перевешивают) — Узнайте массу кочана капусты.
— Можем ли мы точно определить массу кочана? — Почему?
— А кто нибудь из вас знает такую единицу массы и как она называется? — Правильно. Массу тяжёлых предметов обычно измеряют кг, а массу лёгких в г. — Понаблюдайте, как записано слово килограмм, что вы заметили? — А вот оставшаяся частичка кило означает тысяча. — Поэтому в 1кг, как вы думаете, сколько г? — Прочитайте в учебнике на стр.46, как сокращённо записывают грамм.
— В практике массу предметов измеряют с помощью различных весов.
— Посмотрите в толковом словаре, что такое весы? — Какие бывают весы?
При взвешивании на механических или чашечных весах, чтобы определить массу предмета используют гири. — Гири бывают разные. Бывают килограммовые: 1кг, 2кг, 3кг. А есть гири с помощью которых можно измерить более лёгкие предметы: 100г, 10г, 1г, 200г, 20г, 2г, 500г, 50г, 5г. | — Найти: что это за обозначения. — В учебнике или вы нам скажете об этом. — Узнать: что обозначают символ г, устранить затруднение, поупражняться в новом действии.
— Свой опыт, учебник, учитель.
— На первом рисунке масса кочана капусты больше 1кг, т.к. чаша с кочаном капусты перевешивает чашу с гирей 1кг. — На втором рисунке масса кочана капусты меньше, чем 2 кг, т.к. чаша с двумя гирями по 1кг перевешивает чашу с кочаном капусты.
— Нет. — Чтобы узнать точнее массу предметов надо использовать не только кг, но и более мелкую единицу массы.
— Грамм.
— В слове килограмм спряталось слово грамм.
— В 1кг- 1000г
— Записывают г
— Весы – устройство или прибор для определения массы тела.
(Отвечает и показывает свою презентацию хорошо подготовленный ученик, который выполнял индивидуальную домашнюю работу) — Механические и цифровые. У механических весов это шкала со стрелкой или чаши с гирями. А у цифровых (электронных) – табло. Ещё бывают багажные, торговые, медицинские, почтовые, железнодорожные, бытовые: кулинарные, напольные, детские. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. (регулятивные УУД)
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (познавательные УУД)
|
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| — Обсудите в группах и запишите в рабочую тетрадь, какие гири надо взять, чтобы получить: 7г = 80г = 300г = 600г = — Поработайте парой, выразите данные величины в указанных единицах массы и запишите в тетрадь: 3кг = … г 2000г = …кг 5700г = … кг… г — Рассмотрим № 4 на стр. 47 в учебнике (устно). Прочтите задание, ответьте на вопрос. № 5 на стр.47 (устно). |
(Дети обсуждают и предлагают свои варианты)
— В пузырьке 8 г йода.
— Масса гусеницы 12 г. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (коммуникативные УУД) Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им. (коммуникативные УУД) |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
| -Выполните самостоятельную работу, выбрав тот вариант, с которым вы считаете, что справитесь. Вариант 1. 1) Вставьте пропущенные единицы измерения массы. Рабочая тетрадь №1. стр. 20 № 64 2) Сравни величины. Рабочая тетрадь №1. стр.21 №66 (1столбик) 3) Выполни действия. Рабочая тетрадь №1. стр21 № 67 (1,3,5) Вариант 2. 1) Вставьте пропущенные единицы измерения. Масса автомобиля 1000…Масса слона 5000… Масса человека 60…Масса батона 500… Масса мухи 3… 2) Сравни величины. Рабочая тетрадь №1.стр.21 №66 (2 столбик) 3) Выполни действия. Рабочая тетрадь №1. стр. 21 №66 (2,4,6). -Выполните самопроверку по эталону -У кого все правильно? -У кого есть ошибки? -В каком месте ошибки? -В чем причина? -Исправьте ошибки. -Поставьте себе оценки. | Выполняют самостоятельную работу
Проверяют. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)
Вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. (регулятивные УУД)
Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |
VII. Включение в систему знаний повторение
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Выполняем № 12 на стр.49 в учебнике ( под руководством учителя)
-Какую цель мы ставили? -Достигли мы цели урока? -Какая тема была? Оцените свою работу на уроке, используя кружочки Ошибок нет Ошибки были Не выполнил | Выполняют
Оценивают | Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. (коммуникативные УУД) Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |