Урок по математике
учителя начальных классов
МАОУ СОШ №2 Великого Новгорода
Медяник Л. А.
3 класс
Тема: Решение задач на движение
Тип урока: постановка учебной задачи
Цель: выявление учащимися группы пропорциональных величин, характеризующих процессы движения.
Задачи:
-
формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-
формировать умение планировать свои действия для решения учебной задачи;
-
формирование у учащихся умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение обобщать и делать выводы;
-
формировать умение представлять текстовую задачу в табличной форме;
-
формировать коммуникативных умений: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;
-
активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы;
-
обучать рефлексии способов действий, их оценке.
1. Ситуация «успеха». Перед уроком учитель раздает учащимся карточки с задачами. Тексты задач записаны на доске. На стенде вывешены известные детям группы пропорциональных величин:
Учитель: Прочитайте задачу №1. (Один словарь стоит 76 рублей. Сколько словарей можно купить на т рублей?) Определите, какая группа величин соответствует сюжету задачи и внесите их в таблицу. После самостоятельного выполнения задания один ученик заполняет таблицу на доске, объясняет свой выбор.
Каждый ученик оценивает правильность выполнения задания в тетради зеленой ручкой. Далее учитель дает задание перенести данные в таблицу, записать способ решения.
х = m : 76 Также происходит проверка и оценка правильности выполнения работы. Учитель обращает внимание на то, что все успешно справились с заданием. | ||||||||||||||||||
2. Постановка учебной задачи. Учитель просит детей прочитать остальные задачи: 2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик? 3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов? 4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?
Учитель: Выберите одну из задач. Определите, какая группа величин ей соответствует, и заполните таблицу. Учащиеся приступают к самостоятельной работе, но у них возникают трудности при выполнении задания. В ходе анализа текста задач выясняется, что ни одна из известных детям групп величин не соответствует данным задачам. Учитель просит в группах сформулировать учебную задачу. (Выяснить, о каких величинах говорится в задачах, и определить место каждой из них в таблице.) | ||||||||||||||||||
3. Решение учебной задачи.
Учитель: Что можно сделать для решения этой учебной задачи? Учащиеся: Исследовать тексты задач, сравнить, проанализировать. Учитель дает задание: в группе прочитать тексты еще раз, сравнить, определить, есть ли в них что-то общее или они абсолютно разные.
Далее учитель организует обсуждение наблюдений, сделанных группами. Общие величины подчеркивают одинаковым цветом:
2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик? 3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов? 4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?
2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик? 3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов? 4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?
Учитель: За какое время поезд проходит n километров? Учащиеся: За 1 час. Учитель: Можно ли сказать, что это и есть весь путь поезда? Учащиеся: Нет. За все время (за b часов ) он пройдет большее расстояние. Его нужно узнать. Учитель: Получается, что в задаче №3 есть особая величина – расстояние, пройденное только за один час. А в других задачах есть похожие величины? Учащиеся: В задаче №4 улитка проползает 15 см за одну минуту. Учитель: Каким словом названа эта величина в задаче? Учащиеся: Скорость. И в задаче №2 тоже есть скорость: вопрос «С какой скоростью бежал мальчик?». Получается, что во всех задачах есть такая величина как скорость.
2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик? 3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов? 4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?
| ||||||||||||||||||
4. Моделирование. Заполнение таблиц. Учитель: Если во всех задачах одни и те же величины, то сколько разных таблиц нужно создать? Учащиеся: Для всех задач таблица будет общей, потому что везде есть «скорость», «время», «расстояние» Учитель дает задание: в группе сформулировать, какая из величин будет являться частью, количеством, целым.
После выполнения задания одна группа заполняет таблицу на доске, объясняет свое решение: скорость – это часть общего расстояния, которую проходят за час, за минуту или за секунду; время указывает на количество частей, а целое – это все расстояние, которое преодолели за все время.
| ||||||||||||||||||
5. Рефлексия.
|