Урок по математике

учителя начальных классов

МАОУ СОШ №2 Великого Новгорода

Медяник Л. А.

3 класс

Тема: Решение задач на движение

Тип урока: постановка учебной задачи

Цель: выявление учащимися группы пропорциональных величин, характеризующих процессы движения.

Задачи:

  • формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • формировать умение планировать свои действия для решения учебной задачи;

  • формирование у учащихся умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение обобщать и делать выводы;

  • формировать умение представлять текстовую задачу в табличной форме;

  • формировать коммуникативных умений: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;

  • активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы;

  • обучать рефлексии способов действий, их оценке.

Ход урока.

1. Ситуация «успеха». Перед уроком учитель раздает учащимся карточки с задачами. Тексты задач записаны на доске. На стенде вывешены известные детям группы пропорциональных величин:

цена

количество

стоимость

масса 1 предмета

количество

общая масса

расход на 1 изделие

количество изделий

общий расход

Учитель: Прочитайте задачу №1. (Один словарь стоит 76 рублей. Сколько словарей можно купить на т рублей?) Определите, какая группа величин соответствует сюжету задачи и внесите их в таблицу.

После самостоятельного выполнения задания один ученик заполняет таблицу на доске, объясняет свой выбор.

цена

количество

стоимость

Каждый ученик оценивает правильность выполнения задания в тетради зеленой ручкой.

Далее учитель дает задание перенести данные в таблицу, записать способ решения.

цена

количество

стоимость

76 руб.

х

m руб.

х = m : 76

Также происходит проверка и оценка правильности выполнения работы.

Учитель обращает внимание на то, что все успешно справились с заданием.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель просит детей прочитать остальные задачи:

2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик?

3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов?

4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?

Учитель: Выберите одну из задач. Определите, какая группа величин ей соответствует, и заполните таблицу. Учащиеся приступают к самостоятельной работе, но у них возникают трудности при выполнении задания.

В ходе анализа текста задач выясняется, что ни одна из известных детям групп величин не соответствует данным задачам. Учитель просит в группах сформулировать учебную задачу. (Выяснить, о каких величинах говорится в задачах, и определить место каждой из них в таблице.)

3. Решение учебной задачи.

Учитель: Что можно сделать для решения этой учебной задачи?

Учащиеся: Исследовать тексты задач, сравнить, проанализировать.

Учитель дает задание: в группе прочитать тексты еще раз, сравнить, определить, есть ли в них что-то общее или они абсолютно разные.

Далее учитель организует обсуждение наблюдений, сделанных группами. Общие величины подчеркивают одинаковым цветом:

  • Во всех задачах происходит движение и говорится про время:

2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик?

3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов?

4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?

  • Во всех задачах есть «путь», «расстояние», которое кто-то преодолел за все время

2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик?

3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов?

4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?

  • В задаче №3 учащиеся отмечают, что есть еще одно расстояние — n километров.

Учитель: За какое время поезд проходит n километров?

Учащиеся: За 1 час.

Учитель: Можно ли сказать, что это и есть весь путь поезда?

Учащиеся: Нет. За все время (за b часов ) он пройдет большее расстояние. Его нужно узнать.

Учитель: Получается, что в задаче №3 есть особая величина – расстояние, пройденное только за один час. А в других задачах есть похожие величины?

Учащиеся: В задаче №4 улитка проползает 15 см за одну минуту.

Учитель: Каким словом названа эта величина в задаче?

Учащиеся: Скорость. И в задаче №2 тоже есть скорость: вопрос «С какой скоростью бежал мальчик?». Получается, что во всех задачах есть такая величина как скорость.

2) Мальчик пробежал а метров за 12 секунд. С какой скоростью бежал мальчик?

3) За один час поезд проходит n километров. Какое расстояние он пройдёт за b часов?

4) Улитка ползёт со скоростью 15 см в минуту. Сколько времени ей понадобится, чтобы проползти k см?

4. Моделирование.

Заполнение таблиц.

Учитель: Если во всех задачах одни и те же величины, то сколько разных таблиц нужно создать?

Учащиеся: Для всех задач таблица будет общей, потому что везде есть «скорость», «время», «расстояние»

Учитель дает задание: в группе сформулировать, какая из величин будет являться частью, количеством, целым.

После выполнения задания одна группа заполняет таблицу на доске, объясняет свое решение: скорость – это часть общего расстояния, которую проходят за час, за минуту или за секунду; время указывает на количество частей, а целое – это все расстояние, которое преодолели за все время.

скорость

время

расстояние

5. Рефлексия.

  • Какая проблема возникла на уроке?

  • Какую учебную задачу поставили?

  • Каким способом решали учебную задачу?

  • К каким выводам пришли? Что выяснили?

  • Соответствуют ли выводы поставленной задаче?

  • Что запланируем на следующий урок?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here