Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № _____________
_______________________________________________
«Утверждено» Директор МБОУ СОШ № _ _______________________ № _____ от _____ 2014 года
|
Рабочая программа по предмету
математика
3 в класс
4 часа в неделю (всего 136 часов)
Разработана
учителем начальных классов
Комаровской Светланой Сергеевной
2014 — 2015 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 класса создана на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-
Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
-
Авторской программы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. «Математика» 3 класс в 3-х частях (ОС «Школа 2100»), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
— обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
— обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
— сформировать умение учиться;
— сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
— сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
— сформировать устойчивый интерес к математике;
— выявить и развить математические и творческие способности.
Общая характеристика предмета
Данный курс создан на основе личностно-ориентированных, деятельностно- ориентированных и культурно-ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
-
использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
-
производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
-
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
-
формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
-
работать в соответствии с заданными алгоритмами;
-
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
-
вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Описание места предмета в учебном плане.
На реализацию программы по математике предусмотрено 136 часов (4 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
-
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
-
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
-
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
-
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
-
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Выразительно читать и пересказывать текст.
-
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
-
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
-
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
-
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
-
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
-
использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-
осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-
решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;
в) на разностное и кратное сравнение;
— находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
-
решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
-
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
-
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
-
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
-
различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
— использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника;
-
пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 см2, 1 дм2.
-
выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;
-
решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b;
-
находить значения выражений вида а ± 5; 4 – а; а : 2; а ∙ 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;
-
решать задачи в 2–3 действия, основанные на четырёх арифметических операциях;
-
находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
-
использовать знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач;
-
чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
-
узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамиду;
-
записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
-
читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
-
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
-
составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
-
заполнять магические квадраты размером 3×3;
-
находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
-
находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
-
находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
-
проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
-
объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
-
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
-
уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Учебно — тематический план.
Количество часов | |
Повторение материала изученного во 2 классе | 10 часов |
Внетабличное умножение и деление | 28 часов |
Доли | 12 часов |
Нумерация | 10 часа |
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 | 6 часов |
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 | 19 часов |
Умножение и деление чисел в пределах 1000 | 22 часа |
Арифметические действия над числами | 22 часа |
Повторение и обобщение изученного в 3 классе | 7 часов |
Итого | 136 часов |
Содержание учебного предмета
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число).
Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонентов. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100.
Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Объём. Единицы объёма: 1 см3,1 дм3,1 м3. Соотношения между единицами измерения объёма.
Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.
Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; a • Ь;
а :Ь.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < Ь; а ± х > Ь.
Решение уравнений вида: х + а = с ± Ь; а — х = с ± Ь; х ± а = с • Ь; а — х = с : Ь;
х : а = с ± Ь а • х = с ± Ь; а : х = с • Ь и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов.
Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
Круговые диаграммы.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности г существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
3адачи на принцип Дирихле.
Итоговое повторение.
Учебно – методические средства.
1) Учебник «Математика 3 класс», авторы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова. Изд. «Баласс»,2012год;
2) Тетрадь для контрольных работ, авторы, С.А.Козлова, А.Г.Рубин. Издательство «Баласс»,2012год;
3) Дидактический материал к учебнику «Математика» 3класс, С.А.Козлова, В.Н.Гераськин, Л.А.Волкова. Москва. Издательство «Баласс»,2012год;
Список литературы.
1.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная образовательная программа. В 2-х книгах/ под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: «Баласс» 2011 г. – (Образовательная система «Школа 2100»)
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа, – сост. Е.С.Савинов.- М.:Просвещение, 2011.- 191 с. — серия «Стандарты второго поколения».
3. «Математика» Учебник для 3 класса в 3 частях. Авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. (Москва «Баласс» 2012 г.)
4. «Математика. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя) Авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (Москва «Баласс» 2012 г.)
5. Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
6. Авторская программы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. «Математика» 3 класс в 3-х частях (ОС «Школа 2100»), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Календарно-тематическое планирование
по математике
«Школа 2100», 3 класс
Дата проведения | Кол-во часов |
Тема урока
|
УУД |
Тип урока |
Тип контроля | |||||||||||
| План | Факт |
|
|
|
|
| |||||||||
Числа от 1 до 100. Повторение, обобщение материала, изученного в 2-м классе (10 часов)
| ||||||||||||||||
1 |
|
| 1 | Числа от 1 до 100.Повторение пройденного. Нумерация чисел. | Регулятивные: — самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; — учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; — составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; — работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; — в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: — добывать новые знания: извлекать информацию из учебника, представленных в разных формах (таблицах, схемах, текстах); — перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и группировать факты. Коммуникативные: — доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; — слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; — договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать при совместном решении проблем. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | |||||||||
2 |
|
| 1 | Повторение пройденного. Сложение и вычитание чисел | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
3. |
|
| 1 | Повторение пройденного. Сложение и вычитание чисел | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
4 |
|
| 1 | Повторение пройденного. Сложение и вычитание чисел. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
5 |
|
| 1 | Повторение пройденного. Умножение и деление чисел. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
6 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами. Математический диктант №1 | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
7 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами. |
| Урок повторения и обобщения изученного | Текущий | |||||||||
8 |
|
| 1 | Дерево выбора. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
9 |
|
| 1 | Решение задач. | Урок повторения и обобщения изученного | Текущий | ||||||||||
10 |
|
| 1 | Контрольная работа № 1 «Повторение, обобщение материала, изученного во 2-м классе»
| Урок контроля | Итоговый контроль | ||||||||||
Внетабличное умножение и деление (28 часов).
| ||||||||||||||||
11 |
|
| 1 | Работа над ошибками Параллелепипед и куб. | Познавательные: — ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; — отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; — добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); — перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; — делать выводы на основе обобщения умозаключений; — преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: — донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; — донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; — слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; — читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; — договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); — учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Регулятивные: — самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; — учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; — составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; — работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; — в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
| Урок введения нового знания. | Текущий | |||||||||
12 |
|
| 1 | Единица времени – минута. Объем прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
13 |
|
| 1 | Объем прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
14 |
|
| 1 | Кубический дециметр. Кубический метр. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
15 |
|
| 1 | Сочетательное свойство умножения. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
16 |
|
| 1 | Умножение однозначного числа на двузначное, запись которого оканчивается нулем. | Урок повторения и обобщения изученного | Текущий | ||||||||||
17 |
|
| 1 | Деление круглых чисел. | Урок введения нового знания.
| Текущий
| ||||||||||
18 |
|
| 1 | Деление чисел, запись которых оканчивается нулём. | ||||||||||||
Урок введения нового знания.
Урок повторения и обобщения изученного |
Текущий
Текущий | |||||||||||||||
19
|
|
| 1 | Арифметические действия над числами. | ||||||||||||
20 |
|
| 1 | Умножение суммы на число. | ||||||||||||
21 |
|
| 1 | Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение однозначного числа на двузначное.
| Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
22 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
23 |
|
| 1 | Деление суммы на число. Математический диктант №2 | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
24 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
25 |
|
| 1 | Деление двузначного числа на однозначное. Математический диктант №3 | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
26 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
27 |
|
| 1 | Решение задач. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
28 |
|
| 1 | Деление двузначного числа на двузначное. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
29 |
|
| 1 | Решение задач. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
30 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
31 |
|
| 1 | Деление с остатком. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
32 |
|
| 1 | Деление с остатком. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
33 |
|
| 1 | Деление с остатком. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
34 |
|
| 1 | Деление с остатком. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
35 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
36 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
37 |
|
| 1 | Контрольная работа № 2 по теме «Внетабличное умножение и деление» | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||||||||
38 |
|
| 1 | Работа над ошибками. Решение задач. | Урок закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
Раздел I. Числа от 1 до 100. Доли. (12 часов)
| ||||||||||||||||
39 |
|
| 1 | Доли. | Регулятивные: — самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; — учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; — составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; — работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. — в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Урок введения нового знания. | Текущий | |||||||||
40 |
|
| 1 | Нахождение доли числа. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
41 |
|
| 1 | Сравнение долей. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
42 |
|
| 1 | Нахождение числа по доле. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
43 |
|
| 1 | Решение задач на нахождение доли. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
44 |
|
| 1 | Решение задач на сравнение. Математический диктант №4 | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
45 |
|
| 1 | Единица времени – минута. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
46 |
|
| 1 | Единица времени – секунда. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
47 |
|
| 1 | Сутки. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
48 |
|
| 1 | Неделя. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
49 |
|
| 1 | Линейные и столбчатые диаграммы. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
50 |
|
| 1 | Контрольная работа №3 по теме «Доли» | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||||||||
Раздел II. Числа от 1 до 1000. Нумерация. (10 часов)
| ||||||||||||||||
51 |
|
| 1 | Счет сотнями. Тысяча. | Личностные: — придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; — в ситуациях общения опираться на общие для всех простые правила поведения, делать выбор как себя вести. Познавательные: — предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи; — добывать новые знания: извлекать информацию из учебника, представленную а разных формах (таблицах, схемах, иллюстраций); — перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и группировать факты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи. Коммуникативные: — донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; — донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; — слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; — договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); — учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Урок введения нового знания. | Текущий | |||||||||
52 |
|
| 1 | Умножение числа 100. Умножение и деление на 100. Математический диктант №5 | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
53 |
|
| 1 | Единицы длины. Миллиметр. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
54 |
|
| 1 | Трехзначные числа. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
55 |
|
| 1 | Трехзначные числа. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
56 |
|
| 1 | Трехзначные числа. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
57 |
|
| 1 | Сравнение трехзначных чисел.
| Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
58 |
|
| 1 | Единицы массы. Центнер. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
59 |
|
| 1 | Контрольная работа№4 по теме «Нумерация». | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||||||||
60 |
|
| 1 | Работа над ошибками | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. (25 часов)
| ||||||||||||||||
61
|
|
| 1 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | Познавательные: — ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; — отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; — добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
| Урок введения нового знания. | Текущий | |||||||||
62 |
|
| 1 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
63 |
|
| 1 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | Урок переноса существующих знаний на новый числовой концерн. | Текущий | ||||||||||
64 |
|
| 1 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | Урок переноса существующих знаний на новый числовой концерн | Текущий | ||||||||||
65 |
|
| 1 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
66 |
|
| 1 | Пересечение геометрических фигур. | Урок введения нового знания. |
| ||||||||||
| ||||||||||||||||
67 |
|
| 1 | Группы предметов. Множество. Элемент множества. | Регулятивные: — самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; — учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; — составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: — добывать новые знания: извлекать информацию из учебника, представленных в разных формах (таблицах, схемах, текстах); — перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и группировать факты; — преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план решения задачи. Коммуникативные: — доносить свою позицию до других: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; — доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; — слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; — учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.
| Урок введения нового знания. | Текущий | |||||||||
68 |
|
| 1 | Способы задания множеств. | Урок введения нового знания.
| Текущий | ||||||||||
69 |
|
| 1 | Подмножество. Математический диктант №6 | Урок введения нового знания
| Текущий | ||||||||||
70 |
|
| 1 | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый» | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
71 |
|
| 1 | Пересечения множеств. Контрольный устный счет №6 | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
72 |
|
| 1 | Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые». | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
73 |
|
| 1 | Объединение множеств. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
74 |
|
| 1 | Решение задач | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
75 |
|
| 1 | Контрольная работа №5 по теме «Множество» | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||||||||
76 |
|
| 1 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
77 |
|
| 1 | Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик. | Урок переноса существующих знаний на новый числовой концерн | Текущий | ||||||||||
78 |
|
| 1 | Решение задач. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
79 |
|
| 1 | Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик | Урок переноса существующих знаний на новый числовой концерн | Текущий | ||||||||||
80 |
|
| 1 | Решение задач на сравнение. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
81 |
|
| 1 | Решение неравенств. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
82 |
|
| 1 | Решение неравенств. | Урок переноса существующих знаний на новый числовой концерн | Текущий | ||||||||||
83 |
|
| 1 | Решение неравенств. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
84 |
|
| 1 | Решение неравенств. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
85 |
|
| 1 | Контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000» | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||||||||
Раздел II. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление чисел в пределах 1000. ( 22 часа)
| ||||||||||||||||
86 |
|
| 1 | Работа над ошибками. Умножение и деление трехзначных чисел. | Личностные: — самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества); — в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Познавательные: — ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; — отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; — добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); — перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; — делать выводы на основе обобщения умозаключений; — преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Регулятивные: — составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; — работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; — в диалоге с учителем и учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из критериев.
| Урок переноса существующих знаний на новый числовой концерн | Текущий | |||||||||
87 |
|
| 1 | Умножение и деление чисел. | Урок переноса существующих знаний на новый числовой концерн | Текущий | ||||||||||
88 |
|
| 1 | Умножение и деление чисел. | Урок переноса существующих знаний на новый числовой концерн | Текущий | ||||||||||
89 |
|
| 1 | Умножение и деление чисел. | Урок переноса существующих знаний на новый числовой концерн | Текущий | ||||||||||
90 |
|
| 1 | Решение задач. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
91 |
|
| 1 | Алгоритмы с повторением (циклом) | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
92 |
|
| 1 | Решение задач на разностное сравнение. Математический диктант №7 | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
93 |
|
| 1 | Решение уравнений. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
94 |
|
| 1 | Решение уравнений. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
95 |
|
| 1 | Решение задач и уравнений. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
96 |
|
| 1 | Решение задач и уравнений. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
97 |
|
| 1 | Умножение трехзначных чисел в столбик. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
98 |
|
| 1 | Умножение трехзначных чисел в столбик. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
99 |
|
| 1 | Умножение трехзначных чисел в столбик. | Урок повторения и закрепления знаний. | Текущий | ||||||||||
100 |
|
| 1 | Умножение трехзначных чисел в столбик. | Урок повторения и обобщения изученного. Урок-диалог | Текущий | ||||||||||
101 |
|
| 1 | Деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Математический диктант №8 | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
102 |
|
| 1 | Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
103 |
|
| 1 | Деление трехзначных чисел на однозначное число. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
104 |
|
| 1 | Умножение и деление трехзначных чисел. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
105 |
|
| 1 | Умножение и деление трехзначных чисел. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
106 |
|
| 1 | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление трехзначных чисел» | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||||||||
107 |
|
| 1 | Работа над ошибками. Решение задач. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
Раздел II. Числа от 1 до 1000. Арифметические действия над числами в пределах 1000 (22часа)
| ||||||||||||||||
108 |
|
| 1 | Запись чисел римскими цифрами. | Регулятивные: — самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; — учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; — составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; — работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; — в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: — ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; — отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; — добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: — донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; — донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; — слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Урок введения нового знания. | Текущий | |||||||||
109 |
|
| 1 | Календарь. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
110 |
|
| 1 | Календарь. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
111 |
|
| 1 | Меры времени. Век. Математический диктант №9 | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
112 |
|
| 1 | Меры длины. Километр. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
113 |
|
| 1 | Скорость движения. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
114 |
|
| 1 | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
115 |
|
| 1 | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
116 |
|
| 1 | Решение текстовых задач. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
117 |
|
| 1 | Решение задач.
| Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
118 |
|
| 1 | Решение задач на движение. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
119 |
|
| 1 | Решение задач. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
120 |
|
| 1 | Решение задач. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
121 |
|
| 1 | Решение задач. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
122 |
|
| 1 | Контрольная работа № 8 по теме «Арифметические действия над числами в пределах 1000» | Урок контроля | Итоговый контроль | ||||||||||
123 |
|
| 1 | Работа над ошибками. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
124 |
|
| 1 | Треугольники. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
125 |
|
| 1 | Треугольники. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
126 |
|
| 1 | Виды треугольников. | Урок введения нового знания. | Текущий | ||||||||||
127 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
128 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами. | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
129 |
|
| 1 | Арифметические действия над числами.
| Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
Раздел II. Числа от 1 до 1000. Повторение, обобщение изученного в 3-м классе. (7 часов)
| ||||||||||||||||
130 |
|
| 1 | Повторение по теме «Нумерация» Математический диктант №10 | Познавательные: — предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи; — добывать новые знания: извлекать информацию из учебника, представленную а разных формах (таблицах, схемах, иллюстраций); — перерабатывать полученную информацию: анализировать, сравнивать и группировать факты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи. Коммуникативные: — донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; — донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; — слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Личностные: — самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
| Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | |||||||||
131 |
|
| 1 | Повторение по теме «Доли» | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
132 |
|
| 1 | Повторение по теме «Внетабличное умножение и деление» | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
133 |
|
| 1 | Повторение по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
134 |
|
| 1 | Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000» | Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
135 |
|
| 1 | Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000»
| Урок повторения и обобщения изученного. | Текущий | ||||||||||
136 |
|
| 1 | Повторение и обобщение изученного
| Урок повторения и обобщения изученного. Урок — диалог | Текущий |